НИКИФОРОВА Людмила Алексеевна [урожд. Грехнева; 14(26).1871, Петербург* -- не ранее 1939], поэт, прозаик.
Отец, Ал. Анд. Грехнев (1840--1913). -- инженер-судостроитель, поручик Корпуса корабельных инженеров, окончил штурманское уч-ще и Николаев. мор. акад. Автор проекта, строитель и первый заведующий Опытным Судостроит. бассейном (Новая Голландия. Петербург), стат. сов.; мать. Елиз. Петр., в девичестве Озерова (ум. после 1917), дочь доктора медицины, надвор. сов.: младшие сестра Елена и брат Глеб.
В 1901 за пьесу "Теснота" (не пост., не опубл.) Н. получила премию в 300 р. от Лит.-худож. об-ва (ИРЛИ, ф. 155, 1908, журн. No 15, § 5). Вероятно, ее лит. дебют -- рассказ "Ветка герани" ("Нива", 1903, No 35, подпись Л. Грехнева); приблизительно в то же время Н. публикуется в нек-рых провинц. изданиях. В 1904 (или 1905) Н. вышла замуж за студента Ник. Вас. Никифорова. Семья жила бедно: "Наша жизнь представляет самую заурядную борьбу за существование" (письмо Н. [1910] М. Горькому -- Архив М. Горького, ИМЛИ, КГ--П, 53--18--5). С 1905 Н. работала в ж. "Зритель", где тогда же под псевд. П-эро появилась ее первая стихотв. публикация; в 1906 Н. становится соредактором ж-ла (к-рый в это время называется "Маски"), в 1908 значится одним из трех его издателей. Была также пост, сотрудником в ж. "Серый волк" (1907--08), печаталась в ж. "Чучело" (1912).
Осн. жанр Н. в это время -- стихотв. полит. сатира на "злобу дня": это насмешки над депутатами с их почтением к собств. мандатам, неприязнью к прессе: "Корреспондентов -- прочь их с хор/ Лишь из избы выносят сор" ("Думы про Думу" -- "Серый волк", 1907, No 18), сходством с марионетками: "немых берите в депутаты" ("В XXIII Думе. Из предсказаний ясновидящей" -- "Зритель", 1908, No 7), выпады против полит. партий и конкретных полит, деятелен ("Октябристам", "Голос Москвы. К А. И. Гучкову" -- "Серый волк", 1907, No 1, 19), против судебных порядков ("О ты, порядка страж полтавский" -- "Маски", 1906, No 1, 3) и цензуры ("Редактор-мечтатель" -- "Серый волк", 1907, No 7), отклик на аграрную реформу ["К аграрной реформе" ("Крестьянам мало мат земли") -- там же, 1907, No 22]. Написанные в частушечно-лубочной форме, стихотв. шаржи Н. динамичны, образны и прямолинейны. В 1908 после закрытия "Серого волка" и "Зрителя" материальное положение Н. ухудшилось. В 1908--10 она работала "корректурщицей в типографии". В 1908 получила помощь от Лит. фонда. Отказ на два других ее обращения в Лит. фонд (в сент. 1908 и в февр. 1912) задел самолюбие Н., написавшей в адрес фонда оскорбленное письмо (ИРЛИ. ф. 155, No 7).
В 1908 Н. познакомилась с М. Горьким. В 1909--10 переписывалась, а в июле--сент. 1910 вместе с группой писателей посетила на Капри (см. письмо Горького А. В. Амфитеатрову от авг. 1910 -- ЛН, т. 95, с. 211; Архив Горького, IX, 325, прим.). Вероятно, именно под его влиянием Н. снова обратилась к прозе (в 1908--09 написана рассказы "Любовь", "Чухонские рассказы", "Право на смерть", о к-рых известно лишь из их переписки, пов. "Человеческие узы" также оставшуюся неопубл.). Горький относился к Н. благожелательно и стал для нее гл. авторитетом в лит. мире. Считая, что она "человек достаточно дерзкий". Горький соответственно наставлял: "У Вас в сердце хороший, крепкий, злой кусочек, кристалл горечи, порою он превосходно сверкает, и Вы его цените" (письмо от 20 мая 1910 -- Горький, XXIX, 117). Ознакомившись с рукописью пов. "Две лестницы" ("Знание", кн. 30, СПб., 1910; рец.: В. Г. Малахиева-Мирович -- РМ, 1910, No 10), он "нашел ее содержание значительным, важным и во многом испорченным исполнением": "Ваша повесть значительно выиграна бы в красоте, силе убедительности, если бы Вы постарались изменить ее тон, слишком дидактический и слишком поучительный" (письмо от марта--апр. 1909 -- Горький, XXIX, 90). Опубл. в переработанном виде ("сообразно Вашим указаниям -- насколько удовлетворительно, я не знаю" -- письмо Н. к Горькому, [1910], ИМЛИ, КГ--П, 53--18--2), повесть явилась наиб, значительным произв. Н. О др. повести -- "Артель" ("Знание", No 33, СПб., 1910) Горький отозвался неодобрительно: "А Никифорова написала сентиментально, грубо и никудышно" (письмо М. К. Куприной-Иорданской -- ЛН, т. 95, с. 673; сходный отзыв: "... рассказ невыразимо скучен, грубо тенденциозен и неискренен" -- НЖдВ, 1911, No 27, стб. 122, б. п.; др. рец.: В. Тихонович -- "Руль". 1910, 6 дек.). Для прозы Н. характерны схематизм и экспрессионистская символизация, реализуемая через натурализм и гротеск.
Обе повести состоят из отд. очерков, объединенных местом действия (в "Двух лестницах") и родом занятий гл. персонажей, рабочих-электриков, а также образом калеки -- "книжного человека", к к-рому все ходят исповедоваться (в "Артели"). Принцип композиции кинематографичен -- монтаж быстро сменяющихся сцен, эпизодов. В повестях отсутствуют индивидуально-личностные характеристики; в "Двух лестницах" нет героя-человека, а противопоставление "черной" и "господской" лестниц -- мнимое, т. к. скука жизни везде одинакова, а человек -- раб своих и чужих страстей. В "Артели" герой -- обобщенный человек труда, показанный через тяжкий и страшный быт. через сто темную психологию и любовь, тоже темную и страшную. Однако определ. худож. своеобразие Н. не было замечено современниками, в т. ч. Горьким (см. его письмо к Н. с разбором ее рассказов -- XXIX, 103). упрекавшим ее за натурализм, схематичность, неумение типизировать, пессимизм, растянутость.
В 1911 Н. планирована издавать дет. журнал (письмо Горькому, [1911], ИМЛИ, КГ--П, 53--18--11), издание не состоялось. В 1912--13 опубл. в дет. ж-лах неск. стих. ("Любовь светла" -- "Светлячок", 1912, No 10; "Царевна-Зима" -- "Путеводный огонек", 1913, No 1).
В 1912 Н. уехала из Петербурга, сначала в Коломну, а после того как в 1913 муж получил место мл. архитектора строит. отд. Забайкальского обл. правления, они переехали в Читу. В 1919 регулярно печатала в читин. газ. "Рус. Восток" и "Вост. курьер" рассказы, стихи, статьи, полит. фельетоны (многие с выраженной антибольшевист. направленностью), театр. рецензии. Общалась с приехавшим в Читу Н. Ф. Олигером. В читин. ж. "Театр и иск-во" публ. в 1919 в осн. беллетристич. произв. (рассказы "Улыбка Сфинкса", No 12, "Тысячеголовое", No 14--15, подпись Л. Ни-ва).
В этом ж-ле помещал небольшие эссе об архитектурных памятниках (в осн. московских) ее муж (в 1919 избран гласным гор. Думы), здесь же. вероятно, состоялся лит. дебют ее дочери Елены (1906--?; прозаич. этюд "Смешные мысли", 1919, No 19/22. подпись: Летя Н.: Леля -- ее домашнее имя).
С 1920 Н. с дочерью живут в Харбине. В 1920--22 она печатается в газ. "Рус. голос": эссе "Праздник природы" (1921, 19 июня), рассказы "Как мы провели рождественский сочельник. Записки эмигранта" (1922, 7 янв.), "Святая ложь" (1922, 22 апр.), очерк "Грядущее" (1922, 1 янв.); в ж. "Рус. обозрение": рассказ "Китайский бог" ( 920, дек.) и роман "из земской жизни" -- "Сила земли" (рец.: AЗ -- "Рус. голос", 1922, 14 янв.).
Роман не был опубл. до конца: "Журнал испустил дух на 8 книжке, оборвалась и моя "Сила земли"" (письмо Горькому, [1925] -- ИМЛИ. КГ--П. 53--18--12). Н. пишет Горькому об этом периоде; "много работала в газетах. Приходилось браться за все ради заработка" (там же). В 1922 она -- активный чл. "Об-ва (союза) писателей (литераторов) и журналистов", выступала с докладами "О творчестве" (янв. 1922). "О творчестве Веры Рунич" (февр. 1922), произведя на публику "своими мягкими тонами, глубиной и продуманностью исключительно благоприятное впечатление" ("Рус. голос", 1922, No 471; см. также разбор ее доклада в ст. "В существе писателей и журналистов" -- там же. 1922, 3 янв.), активна участвовала в прениях о творчестве Б. Пильняка (об этом -- там же. 1922, 5 марта).
В 1924 писала пьесы для Т-ра миниатюр в Харбине: "Эта работа окончательно пригвоздила меня к театру..." (письмо Горькому, [1925], Архив М. Горького, ИМЛИ, КГ--П, 53--18--13). Однако театр закрылся, а Н. с дочерью, несмотря на многочисл. предложения от "театральных деятелей харбинской халтуры", была вынуждена перебраться на станцию Чжаланьтунь, где жила до 1935. Дочь Н. преподавала рус. язык в кит. школе. В 1925 возобновилась переписка Н. с Горьким, большое место в к-рой занимает тема "отчужденной жизни", разобщенности с родиной, с привычным кругом людей; о себе Н. пишет: "живу... графоманством! Весь свой досуг употребляю на писание. Но совершенно отказалась от повествовательной формы. Теперешняя нервно-истерическая эпоха требует диалога. Театр -- мой единственный, и властный, и вечный бог" (ИМЛИ. КГ--П, 53--18--12). Сообщает, что работает над пов. "Горький дым". В нач. 1935 переехала в Харбин. В газ. "Рупор" опубл. рассказы: "Золотой угар" (1 янв.), "В белой чаще" (7 янв.). "Сильные ощущения" (27 янв.), "В кружеве дней" (24 февр.), "Две жизни" (24 марта), "Пасхальный обман" (28 апр.), "Хутти-хрям" (19 мая), "Шум миллионов" (16 июня), "А что же дальше?" (14 июля), "Старая любовь не ржавеет" (18 авг.). Харбинские публ. Н. выходили под псевд. Л. Никитин. Через сов. консульство поспала Горькому ром. "Эмигранты", написанный ее дочерью Е. Н. Никифоровой. Консул, ознакомившись с романом, уговорил Н. с дочерью вернуться в СССР, куда они и выехали с эшелоном служащих КВЖД; с 1936 жили в Ленинграде у родственников, нуждались.
Роман "Эмигранты" (рукоп. не обнаружена) был послан на рецензию в редакцию альм. "Годы XVI--XXXVIII", созданного и курируемого Горьким. Рецензент З. П. Кульманова, отметив, что "автор превосходно знает быт эмиграции, очевидно, наблюдал его в течение продолжительного времени", указала, что "политический уровень романа невысок -- это самый серьезный его недостаток" (РГАЛИ, ф. 622, оп. 1, No 27/3). При такой характеристике роман не мог быть опубликован. Нек-рые детали в романе в изложении рецензента позволяют предположить, что настоящий автором "Эмигрантов" была сама Н.
В 1939 Н. по невыясненным причинам оказалась в г. Байрам-Али (Туркмения); посылала оттуда на конкурс в изд-во "Иск-во" одноактные пьесы "Только ... час!" и "Три момента" (РГАЛИ, ф. 657, No 3613, 2138). Пьесы сценичны, однако опубл. и пост. не были из-за несоответствия мн. канонам того времени -- как стилистическим, так и идеологическим параметрам, несмотря на всю приверженность автора идее коллективизма и новой жизни.
По замыслу пьеса "Три момента" должна была показать крах старого общества, осн. на эгоцентризме и индивидуализме: "эгоист, занятый самим собой, подчинивший всю семь" своей воле, не понимает он и революции. Он не способен подчиниться коллективу и коллектив выбрасывает его за борт" (рец.: А. Саргиджан -- РГАЛИ, ф. 652, оп. 7, No 2138). Однако светлое коллективное "МЫ" в пьесе выгладит нереальным, сказочно-лубочным, в то время как герой, символизирующий "Я" и наделенный отрицат. чертами, обладает яркой индивидуальностью и завидной крепостью духа. Посв. теме "перековки" пьеса "Только ... час!" (вероятно, в названии заключена отсылка к мрачному рассказу о шахтерском труде А. Р. Крандиевской "Только ... час". 1901), в к-рой начальник молибденового рудника единолично, без суда, выносит расстрельный приговор двум заключенным за побег, вызвала резко отрицат. реакцию рецензента (там же. No3613).
Попытка Н. вписаться в мир сов. лит-ры не удалась: ее приверженность правде жизни, граничащая с натурализмом, оказалась ненужной и даже опасной. Нек-рые автобиогр. штрихи в пьесе "Только ... час!" позволяют предположить, что автор знаком с реалиями, изображенными в ней, не понаслышке. После 1939 сведения о Н. (в т. ч. и в ЦА ФСБ) отсутствуют.
Изд.: [Стихи]. -- В сб-ках Стихотв. сатира. 1969; Рус. стихотв. сатира 1908--1917-х гг., Л., 1974 (БПбс. 2-е изд.. вступ. ст. и сост. И. С. Эвентова).
Лит.: Рус. лит-ра и журналистика (1. 2). + Адрес-календарь Рос. империи на 1916. ч. 11. с. 569. Масанов (не учт. псевд. Л. Г-ва, Гусляр, Гамаюн).
Архивы: Архив М. Горького. ИМЛИ, КГ--П, 53--18 -- (1--17),Э переписка с М. Горьким (1909--36); РГА ВМФ, ф. 417, оп. 5, д. 680; оп. 4, д. 2792* (п. сп. А. А. Грехнева) (справка В. Н. Гудкина-Васильева); ИРЛИ, ф. 155; ф. 540 (Пост. комиссия ..., 1912. No 16; биогр. и библ. сведения) (справка Н. А. Прозоровой); РНБ, ф. 709, ж. "Звезда", No 13 (письмо М. Горького Н. <1910> по поводу ее произв.); РГИА, ф. 777, оп. 13, 1908 г.; ф. 1293, оп. 145, 1913 г., л. 54.
А. Г. Пирогова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999