Гансъ Файгингеръ. Ницше, какъ философъ. Переводъ съ нѣмецкаго А. А. Малинина. М. 1902.
Небольшая книжка Файгингера заслуживаетъ полнаго вниманія. Въ обширной литературѣ о Ничше и его философіи она занимаетъ совершенно особое положеніе. "Изъ всей литературы о Ничше мнѣ до сихъ поръ неизвѣстно ни одно сочиненіе, которое бы сдѣлало излишней мою характеристику этого философа",-- говоритъ авторъ. И онъ имѣетъ право такъ говорить. Не принадлежа ни къ пламеннымъ и безусловнымъ поклонникамъ несчастнаго мыслителя, ни къ яростнымъ его хулителямъ, онъ старается лишь съ возможною выпуклостью представить основныя черты его философіи, воздерживаясь, насколько это въ данномъ случаѣ возможно, отъ критики. Вмѣстѣ съ тѣмъ онъ желаетъ опредѣлить мѣсто Ничше въ исторіи философіи и прослѣдить ходъ его собственнаго развитія. Общій выводъ, къ которому онъ приходитъ, состоитъ въ слѣдующемъ: міросозерцаніе Ничше есть "Шопенгауерово ученіе о волѣ, надѣленное положительными чертами, возникшими подъ вліяніемъ дарвинизма и его принципа -- борьбы за существованіе". Мысль эта не нова, ее уже высказывалъ, напримѣръ, Людвигъ Штейнъ. Но Файгингеру удалось въ очень сжатомъ и тѣмъ не менѣе достаточно полномъ видѣ прослѣдить всѣ существенныя черты духовнаго наслѣдія Ничше. Это какъ бы конспектъ, толковый и безпристрастный. Въ заключеніи авторъ приглашаетъ своихъ читателей къ основательному знакомству съ писаніями Ничше. "Только когда зрѣлые умы основательно познакомятся съ этимъ міросозерцаніемъ, они сумѣютъ предотвратить злоупотребленіе, которое изъ него могутъ сдѣлать незрѣлые умы". Но, значитъ, кромѣ основательнаго знакомства, надо еще имѣть зрѣлый умъ... Этого послѣдняго книжка Файгингера, конечно, дать не можетъ, но какъ руководящее вступленіе къ "основательному знакомству", она можетъ оказать большую пользу.