Невежин Петр Михайлович
Невежин П. М.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   НЕВЕЖИН Пётр Михайлович [27.6(9.7).1841, Смоленск* -- 25.5.1919. Петроград; похоронен на Волховом кладб.]. драматург, прозаик. Из обедневших дворян Смоленской губ.; отец -- отставной военный; мать -- лютеранка. По окончании Смоленской г-зии учился в 1-м моек, кадет, корпусе (1852--59), из к-рого выпущен офицером в 17-й стрелковый батальон. Первые пробы Н. в драматургии -- написанные в 1862 и в 1870 пьесы, -- по его словам, были отклонены цензурой (письмо П. Н. Полевому -- ИРЛИ, ф. 326, No 49). Участвовал в рус.-тур. войне 1877--78, был тяжело ранен (об этом в рассказе "Эвакуация" -- ИВ, 1898, No 5), что в дальнейшем сказалось на его здоровье и характере: "достославный нытик" (по словам М. П. Садовского -- в кн.: А. Н. Островский. Дневники и письма. Театр Островского, М.--Л., 1937, с. 172), "самый тяжелый человек в свете" (Чехов, Письма, VI, 102).
   Выйдя в отставку в 1881 в чине майора, Н. решает серьезно заняться лит-рой. Первая публ. -- воен. очерк "В отделе" (PB, 1881, No 1). Отклоненная ранее цензурой комедия Н. была по его просьбе переработана Островским (он обогатил язык персонажей и сгладил вызывающий сюжет: мать, пытающаяся вместе с любовником присвоить наследство своих дочерей, была заменена на старшую сестру) и передана им M. E. Салтыкову-Щедрину для публикации ("Блажь" -- ОЗ, 1881, No 3) и И. А. Всеволожскому для постановки в Малом т-ре (1880, с участием M. H. Ермоловой). По просьбе нач. репертуарной части имп. т-ров А. А. Потехина Островский переделал и пьесу Н. "Старое по-новому" (М., 1882; о редакторской работе Островского -- см. в его ПСС, XVI, 39; см. также обе пьесы в ред. Островского -- там же, X; пост. в Малом, 1882, и Анександрин., 1883, т-рах). Островский видел в Н. одного из наиб, даровитых совр. писателей (XVI, 46). протежирован ему. хотя нек-рые его пьесы не принимал (XIII, 286; восп. Н. об Островском см.: ЕИТ, 1909, в. 4; 1910, в. 6; рец.: ТиИ, 1909, No 52).
   Тематика, воспринятая от Островского (изображение купечества, мешан, чиновников, помещиков), получила у Н. лишь внешнее развитие (напр., комедия "Компаньоны" -- "Артист", 1891, No 18; Малый т-р, 1891). Его пьесы оставались в русле бытовой мелодрамы 80 -- 90-х гг.: в целом достаточно статич. действие перемежается "взрывными" сценами-объяснениями и приводит к традиц. развязкам (в драмах -- неизменно кровавым). Реалии времени и среда определяют поступки персонажей, кочующих из пьесы в пьесу: эмансипированная женщина, страдающий сверхчеловек, обаятельный негодяй. Их бунт, разрушение старых моральных устоев вызывают гуманно-оправдательную реакцию автора ("жулик" у Н. -- "герой". -- Чехов, III, 95. 96). Стремление к независимости и отказ идти по стопам отца-купца движут поступками молодого героя комедии "На зыбкой почве" (М 1882), первого самостоятельного произв. Н. (т-р Корша, 1882; положит, рец.: НВ, 1882, 16 окт.). Изображаемые ситуации чаше всего экстремальны: месть за совращение девушки в "Друзьях детства" (М., 1885; Малый т-р, 1886). убийство и муки совести в драме "Выше судьбы" ("Театрал", 1896, No 89; Малый т-р, 1896; под назв. "Неумолимый суд" -- Александрин. т-р, 1898). Накалены до предела семенные отношения в пьесе "Непогрешимый" ("Артист", 1894, No 42; Малый т-р, 1894; рец. 1894: А.А.Барсов -- РМ, No 12; "Артист", No 42). "Вторая молодость" (М., 1887; Малый т-р, рец. 1887: С. В. Васильев (Флёров) -- МВед, 19 окт.; M. H. Ремезов -- РМ, No 11 ; см. также положит, отклик: Немирович-Данченко Вл. И., Избр. письма, т. 1, М., 1979, с. 119) оставалась одной из самых репертуарных пьес в России вплоть до 1920-х гг. В основе ее сюжета (герой стреляет в молодую учительницу, ради к-рой его отец бросил семью и истерзал жену унизительным для нее требованием развода) лежала реальная, получившая огласку семейная драма, легко узнаваемая публикой (о скандальной ситуации, чуть было не увенчавшейся дуэлью между драматургом и одним из прототипов; см. восп. А. А. Бренко: "Театр", 1916, 1, 2 янв.).
   Оценки драматургии Н. в театр. критике и писательской среде были различны. В "Литературной табели о рантах" Чехова Н. имеет третий от конца чин -- "губернского секретаря" (V. 143). Резко высказывались о его пьесах П. Д. Боборыкин (см.: Островский. XII. 237). А. С. Суворин (НВ, 1887, 19 окт.). Многие рассматривали его в ряду В. А. Крылова и И. В. Шпажинского как поставщика расхожей театр. продукции (см.. напр.: Немирович-Данченко Вл. И.. Театр. наследие, т. I. М., 1952, с. 89: Горький, XXIV, 452). А. А. Блок, видевший "Вторую молодость" в 1919. отмстил, что удачное исполнение актеров "придаст новый смысл и значительность незначительному" (VI, 277). Положительно оценивалась актуальность тем и типов, но подчеркивалась тенденция основывать сюжет на единичном факте, часто из уголовной хроники (РМ, 1889, No 12). подчинять замысел отвлеченной идее (СВ, 1893, No 12). Отмечали нелогичность конфликта, неясность авт. позиции (СВ, Васильев -- РО, 1892, No 11). заигрывание с публикой (М. Н. Ремезов -- РМ, 1891, No 12, с. 295). Уничижит. характеристику Н. дал А. И. Суыбатов-Южин: "...ему здорово то, что другому смерть. Нет языка -- на пользу: язык. мол. не книжный: нет характеров -- на пользу все, мол, у него удивительно жизненно -- даже характеров нет... А главное, он совершенно по плечу массе..." (Восп. Записи. Статьи. М.--Л., 1941, с. 59).
   Н., "опытного драмодела" (А. Г. Горнфельд), отличали знание законов т-ра и умелое аладенне техникой разработки конфликта: "самая плохая драма Н. лучше десяти, одобренных Петербургом" (Немирович-Данченко Вл. И., Театр, наследие, т. 2, М., 1954, с. 92). Многие роли сочинялись им в расчете на изв. актеров (об этом см.: А. Р. Кугель -- ТиИ, 1898, No 47); в его пьесах играли Г. Н. Федотова, Е. К. Лешков-ская, Сумбатов-Южин, А. П. Ленский. П. А. Стрепетом, М. Г. Савина и др., придававшие своим образам пенхол. достоверность.
   Н. был весьма плодовит (им написано более 20 драм, 8 романов, 12 повестей и ок. 100 рассказов) и настойчив, прокладывая своим пьесам путь на сцену любым способом (жалуясь на судьбу и завистников, на отчаянное материальное положение и даже угрожая самоубийством, -- см. некролог "Вест. театра", 1919, No 31--32).
   В романах и повестях Н., рассчитанных на массового читателя, сюжетная коллизия создает внутр. напряжение в повествовании, ровном, неторопливом ("диккенсовская манера", по выражению Н. Н. Вентцеля, -- НВ, илл. прил., 1911, 5 нояб., подпись Ю-н), насыщенном бытовыми подробностями (порой излишними, создающими длинноты). В ром. "Знаменитость" (М., 1899) на детально проработанном фоне (среда молодых музыкантов) изображена судьба талантливого виолончелиста, не сумевшего преодолеть душевный кризис и покончившего жизнь самоубийством (отрицат. рец.: НВ, 1899, 13 окт.). Театр. среда, хорошо знакомая автору, стала искушением для героини пов. "Страховая премия" (М., 1899; рец.: РВед, 1899, 19 июля), приведя в конечном счете к гибели семью. Проблема отцов и детей приобретает трагич. звучание в ром. "Приманка" (М., 1898; рец.: МВед, 1898, 8 авг.) и пов. "Жестокая воля" (М., 1896; рец.: РМ, 1897, No 8). В прозе Н. более обобщенно, чем в драматургии, подходит к обществ, вопросам, рассуждая, напр., о социальной репутации актерской профессии или продолжая тему взаимоотношения полов (проблема абортов в ром. "Озлобленные", М., 1902). Зарисовки жизни гор. низов и крестьянства (эмоц. восп. автора о "бесправии" народа в пореформенной деревне -- "Последние счеты", ИВ, 1899, No 12) -- повод напомнить читателю о человеческой беспомощности в жестоком мире. В нек-рых рассказах акцентирована нравств. направленность (очищающий переворот в судьбе героя часто вызван благодатным воздействием церк. праздника). Писан рассказы для детей (сб. "Милые шалуны", М., 1900; высоко оценен рассказ "Пострелёнок" в рец.: РМ, 1898, No 12) и юмористич. (несколько мрачноватые) соч. ("Из жизни мелких люден", М., 1892).
   В нач. 20 в. произв. Н. выглядели анахронизмом. К тому же, с уходом Всеволожского репертуарную политику стали определять П. П. Гнедич, Сумбатов-Южин и В. А. Теляковский -- противники пьес Н., все реже появлявшихся на сцене (недоумение сторонников Н. по этому поводу см.: БВед, 1906, No 9160; Теляковский). Шумный успех в Александрии, т-ре (1915--16) имела пьеса "Поруганный" (П., 1915) благодаря выстрелу и панихиде с хором, вызывавшим истерики зала (отзывы, 1915: "Речь", 6 апр.; "День", 6 апр.; ТиИ, No 15; БВед, 4 нояб.). Последней опубл. драмой была ист.-бытовая хроника "Елизавета Шахова" (П., 1917; написана по заказу потомков Е. Н. Шаховой и изд. за их счет), героиня к-рой, юная поэтесса, в результате душевной борьбы решает уйти в монастырь. Среди действующих лиц -- молодой И. С. Тургенев, архимандрит Игнатий (Брянчанинов) (резкая критика: А. Г. Горнфельд -- РБ, 1917, No 11--12).
   В театр, публицистике Н. разрабатывает понятие "быт" как аналог реалистического и национального в иск-ве; с этой т. з. он критикует европ. символист, драму (""Символизм" и "быт"" -- "Слово", 1907, 24 марта) и приверженность рус. т-ра антич. и романтич. репертуару, разрушающему рус. актерскую школу ("Наши дни", 1904, No 8; ЕИТ, 1911, в. 4).
   Помимо мн. журналов Н. сотрудничал в газ. "Курьер" (с 1898), "Петерб. дневник театрала", "Юж. обозр.", "Одес. новости", "Новости дня" и др. В 1904--05 ред.-изд. либеральной газ. "Наши дни" (в ней сотрудничали А. А. Шахматов, В. И. Вернадский, П. Е. Щёголев, П. Н. Милюков и др.). В разные годы руководил актерскими курсами и школой при Об-ве любителей ораторского иск-ва (1908). Удостоен Грибоедовской премии (в 1885/86 и в 1887/88) и премии АН (1915). В 1911 избран поч. чл. ордена рыцарей Филалет (см.: Авчинникова-Архангельская В. В., Вселенское масонство и обновленное розенкрейцерство, СПб., 1911, с. 45--47).
   В годы расцвета преисполненный сознания своей лит. значительности -- его самомнение было источником пародий (РГАЛИ, ф. 853, оп. 2, No 898) и шаржей (напр.: Чехов Н. П., Гуляние первого мая в Сокольниках. -- "Москва", 1882, No 16; см. также: "Свободный смех", 1906, No 6; "Рампа и жизнь", 1916, No 1), -- Н. умирал в Клинич. госпитале Мед. акад. потерявшим веру в себя, одиноким, диктуя письма, в к-рых продолжал сводить счеты с недоброжелателями (РГАЛИ. ф. 770, оп. 1, No 231).
   Изд.: Драм. соч., т. 1--2. М., 1898--1901; Собр. соч., т. 1--12. СПб., 1909--11; Клеймо природы; Повесть и др. рассказы. СПб., 1914; Погибший кумир. Повесть н др. повести и рассказы. СПб., 1914; Письма А. Н. Островскому. -- В кн.; Нснзд. письма к А. Н. Островскому. М.--Л., 1932; Вторая молодость. -- В кн.; Рус. драма эпохи Островского, М., 1984.
   Лит.: Островский, XII, XIII, XV, XVI (ук.); Салтыков-Щедрин, XIX (1), 137; Чехов (ук.); Пругавин А. С. Моск. иллюстрированный календарь-альманах на 1887 г., М., 1887; Труды I Всерос. съезда сценич. деятелей, ч. 2, М., 1898; Захарьин (Якунин) И. К. Встречи и восп., СПб, 1903, с. 327; Плещеев А. А., На первых представлениях. -- "Петерб. газ.". 1907, 26 сент.; Афанасьев; Ленский А. П., Статьи. Письма. Записки. М--Л, 1935; Данилов С. С., Очерки по истории рус. драм. театра. М.--Л, 1948, с. 496--97; М. Н. Ермолова. Письма. Из лит. наследства. Восп. современников. М., 1955; Чехов М. П., Вокруг Чехова. М., 1960 (ук.); Зограф Н. Г., Малый т-р второй пол, 19 в., М., 1960; его же, Малый т-р в кон, 19 -- нач. 20 в., М, 1966; Осипова Л. Ф., Чехов и драматургия 80-х гг. -- "Уч. зал. МГПИ им. Ленина", No 163, M., 1960, с. 159--160; Теляковский В. А., Воспоминания. Л.--М, 1965. с 310; Трофимов И., Писатели Смоленщины. М, 1973; Очерки истории рус. театр. критики, (кн. 2, 3], Л., 1976--79; Петровская (I); Телешов H. Д. Записки писателя. М., 1980, с. 14; Лит. процесс и журналистика (1, 2; ук.); ИРДТ, т. 5--7 (ук.); Витензон Р. А., Анна Бренко. (Л., 1985), с. 138--39; Тиме Г. А., У истоков новой драматургии в России (1880--1890-е гг.), Л., 1991; Суворин А. С. Дневник. М., 1992, с. 158. 167; ЛН, т. 68, 88 (ук.). * Некролог "Жизнь иск-ва", 1919, 27 мая. Брокгауз; НЭС; Венгеров, Источ.; Гранат; БСЭ; КЛЭ; ИДРДВ; Муратова (1); Масанов.
   Архивы; ИРЛИ. ф. 200; ф. 377; ф. 3130 (автобиография); ф. 550, No 78 (письма Е. П. Карпову); РГБ. ф. 331, к. 53, No 7 (2 письма А. П. Чехову); РГАЛИ, ф. 878, оп. 1, No 1530 (письма А. И. Сумбатову-Южину); РНБ, ф. 340, No 10 (письма Е. П. Карпову); ф. 874, оп. 1, No 74, 78, 82, 86, 94, 110, 118 (письма С. Н. Шубинскому); ф. 124, No 3002 (письма Э. П. Юргенсону); РГИА, ф. 1343, оп. 26, д. 703 (м. с.); РГВИА, ф. 400, оп. 12, л. 9113 (п. с., 1880 г.); ГАРФ, ф. 102, 1904 г., д. I. ч. 1 (об изд. газ. "Наши дни").

M. В. Пащенко.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru