Аннотация: Артисты
Глиняный солдатик Маленький слесарь Детский дом Коллектив
А. НЕВЕРОВ
АРТИСТЫ
РАССКАЗЫ
РИСУHКИ К. ЗОТОВА.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКВА 1930 ЛЕНИНГРАД
Артисты
Глиняный солдатик
Маленький слесарь
Детский дом
Коллектив
АРТИСТЫ
В школе зимою учительница театр устроила для учеников. Ученики, которые побольше, артистами были. Володька Павлов стариком нарядился, Ольрушка Рришанина -- старухой, а Ганька Потапова -- солдатом. Вышли они все трое, начали разговаривать. Народ весь слушает их, смеется. Ходили туда и Семка с Павлушкой, очень понравилось им. После Семка говорит Павлушке:
-- Давай сами устроим театр!
Павлушка спросил:
-- А как мы его устроим?
Семка сказал:
-- Я знаю как. Видал ты у них -- занавеска висела? Мы тоже повесим вот тут одеяло. Ты будешь старуха, я -- старик. Манька наша будет солдатом. Поднимем одеяло, начнем говорить.
Павлушка спросил:
-- А кто нас будет слушать?
-- Ребятишек назовем, все пойдут.
Так и решили. Достали кудели, стали бороду делать. В углу повесили одеяло. Павлушка нарядился в бабушкину кофту, голову повязал бабушкиным платком. Семка привязал себе бороду из кудели, как у старика, палочку в руки взял, кашляет по-стариковски. Манька надела Павлушкину рубашку со штанами и Семкин картуз. Смешная стала. АСемка говорит:
-- Теперь не балуйте, мы -- артисты.
На полу около одеяла ребятишки расселись: Колька, Дунька, Петька. Носами шмыгают, по полу елозят, дожидаются. Подняли одеяло за веревочку, глядят. А перед ними старик с бородой. Вот какой страшный и палкой стучит. Дунька с Колькой напугались, а Петька даже заплакал, убежать хотел. А когда узнали, что это Семка артистом нарядился, небоязно стало.
Тут и Павлушка вышел, наряженный старухой, говорит Семке бабьим голосом:
-- Старик, давай с тобой ужинать!
А Семка сердито на него:
-- Погоди маленько ужинать, сын придет.
Вышла Манька в Павлушкином картузе, кричит:
-- Я ужинать не буду, на собранье пойду! Сидят ребята на полу, слушают с разинутыми ртами. Вдруг вскочила Дунька, кричит:
-- Семка, борода развязалась!
Все начали смеяться над Семкиной бородой и проиграли целый день.
ГЛИНЯНЫЙ СОЛДАТИК
Привез отец из города Ване игрушку -- глиняного солдатика. Целый день играл Ваня с солдатиком. А потом уронил со стола, солдат разбился. Ваня заплакал. Отец сказал ему:
-- Что же ты плачешь?
-- Солдата жалко.
-- Не плачь, мы другого сделаем.
Намешали они глины, стали солдата делать. Сделали туловище, руки с ногами приделали, голову. Высохла глина, набелили ее мелом, синим карандашом разрисовали. Получился настоящий солдат, не хуже, чем в городе купленный. Поглядел Ваня на солдата, говорит отцу:
-- Одному солдату скучно, надо еще сделать.
Научился Ваня солдат делать, мужика из глины сделал. С тех пор и игрушки не стал покупать на базаре. Приходили товарищи и тоже учились у него, как солдат из глины делать. Ваня показывал им, а сам думал: "Надо еще лошадь сделать и кошку".
Товарищи говорили ему:
-- Лошадь не выйдет.
А Ваня смеялся над ними:
-- Ничего вы не знаете. Из глины можно любую игрушку устроить.
МАЛЕНЬКИЙ СЛЕСАРЬ
Давно хотелось узнать Грише, как замок устроен и почему его без ключа отпереть нельзя. Поглядит одним глазом в дырочку, где ключ вставляется, -- не видать ничего. А ключом повернешь -- в замке кто-то щелкает.
Ушла мать из дому, а замок на столе оставила. Вот Гриша думает:
"Дай посмотрю! Узнаю и опять устрою, как было".
Взял косарь с молотком и давай но замку колотить.
Оторвал верхнюю крышку -- внутри пружинка маленькая приделана, она и щелкала. когда ключом повертывали. А раньше Гриша думал, чти в замке сидит маленький человек с большими зубами. Стал опять устраивать замок как было,- не выходит. Стукал, стукал молотком, весь замок расстукал.
Испугался, заплакал. Думал мать ругаться будет, а мать только сказала:
-- Какой ты любопытный мальчишка, все тебе хочется знать! Вырастешь большой, поступи учеником к слесарю, тогда и сам научишься замки делать.
ДЕТСКИЙ ДОМ
Умерли у Яши отец с матерью. Остался Яша один. Никто не берет его. А сам Яша маленький, работать не умеет. Или по-миру нищим иди, или с голоду умирай. Хорошо что детский дом был в селе. Узнала учительница про Яшкино горе, отвела его в детский дом. Ребят там много было: и мальчики и девочки. Днем играли они, пели, учились грамоте, рисовали картинки, делали игрушки. Приняли и Яшу в детский дом. Накормили, вымыли, волосы остригли, обули, одели, дали кровать с одеялом. Сначала Яша дичился всех, глядел исподлобья. А потом товарищей завел, развеселился и сам научился картинки рисовать. Так и остался Яшка жить в детском доме, как в семье родной.
КОЛЛЕКТИВ
Отец читал газету. В газете было написано непонятное слово -- коллектив. Долго думал Костя:
"Какой коллектив"?
И сам отец не мог объяснить хорошенько, Пришел Костя в школу, спросил учителя. Учитель пока ничего не сказал, а после занятий пошел с учениками на школьный огород. Все стали работать. Кто грядки окапывал, кто воду носил, траву дергал. Тут учитель сказал Косте:
-- Видишь, как все мы работаем. Одному человеку трудно, и будет он работать целый месяц. А нам всем легко и весело, мы обработаем огород в один день. Это вот и будет называться школьный трудовой коллектив. Коллективы и у рабочих на фабриках есть. Там все работают на общую пользу, друг другу помогают.
Был у Кости товарищ Колька. У Кольки захворал отец. Мать посылала Кольку в лес за хворостом, и Кольке от этого некогда было уроки учить. Вспомнил Костя про коллектив, говорит ребятам:
-- У Кольки отца нет, а мать посылает его в лес за хворостом. Когда он натаскает один! Давай поможем ему коллективом.
Пошли ребята в лес целой гурьбой и в один день натаскали хворосту Колькиной матери больше возу. Потом всем коллективом изрубили его, уложили под сараем в сухое место. Весело всем работать, смеются, и никто не устал. А Колька очень доволен был, что товарищи помогли ему.