НЕВЕДОМСКИЙ Николай Васильевич [14(25).3.1791 (по др, сведениям -- 1796*), с. Зобнино Кашин, у. Твер. наместничества -- 8(20). 10.1853, Москва; похоронен на Головском погосте Бежецкого у. Твер. губ.], поэт, историк-дилетант. Один из "рожденных до брака" сыновей надв, сов. Зубова (вероятно -- Василия Николаевича, дяди последнего из фаворитов Екатерины II П. А. Зубова). Юношей поступил на гражд, службу в Петербурге (к 1812 коллеж, рег.). На объявление ополчения против французов Н. откликнулся стихами "К русским на всеобщее вооружение" (СПб., 1812) и зачислился корнетом во 2-й Волонтерный полк барона Боде (10 авг. 1812). В 1813 в составе смешанной команды из гусарских и казачьих полков попал в партизанский отряд А. С. Фигнера (1787--1813), составленный из оставивших наполеоновскую армию испанцев и немцев. Здесь, в частности, познакомился с нем. поэтом-партизаном (как называл его Н.) Т. Кернером, вскоре погибшим на глазах Н. (см, стих. Н. "Памяти Кернера". "Дружба" и ст. "Поэзия партизанской войны"). 1 окт. 1813 на Эльбе при разгроме отряда Фигнера под Дессау Н. был ранен и попал в плен (эпизод, отраженный в ст. "Последнее сражение Фигнера"). После освобождения из плена Н. был определен в Гусарский принца Оранского полк; с 1813 поручик; в 1818 штаб-ротмистр Стародубского кирасир, полка. Весной 1821 выходит в отставку "по домашним обстоятельствам"; живет в Москве и поместьях, посвящая себя сел. хозяйству и лит. занятиям.
Лит. деятельность Н. началась в Петербурге. С. П. Жихарев в "Записках современника" с насмешкой рассказывает, как Н., "хромой пиита", благодаря протекции сенатора и "беседиста" И. С. Захарова получивший повышение по службе, написал по этому случаю басню "Калека и скороходы", напечатал ее в небольшом количестве экземпляров и разослал своим сослуживцам (запись 5 мая 1807). Летом 1812 вышел небольшой сб. Н. "Басни и сказки" (СПб.; с поев. А. Н. Зубову), включавший его первые поэтич. опыты. А. Е. Измайлов, найдя в сб-ке текстуальные заимствования из образцовых баснописцев, отметил, что Н. и в них сделал "весьма дурные перемены", не знает правил стихосложения и что "г. Д." (издатель басен Н.) оказал автору дурную услугу (СПбВест, 1812, No7, с. 81, 83).
Военные походы внесли новые мотивы в стихи Н. В 1815 он печатает отд. изданием стих. "Память Кернеру" (СПб.), с прибавлением автобиогр. заметки о знакомстве с ним, а в 1819 выпускаете посвящением ему же сб. "Воин-поэт" (М.). Сюда вошли сильно переработанные басни, новым был отдел "Песни и романсы"; к ним присоединены отрывки из "второй Россиады" -- видимо, задуманной Н. в подражание M. M. Хераскову поэмы о войне 1812. Прежний доброжелатель "г. Д." предпринимает двухтомное издание "Стихотворений" Н.; из печати вышла только 1-я кн.: "Песни и романсы" (М., 1821 ; 2-я кн. должна была содержать басни); несмотря на заверение издателя, что "в сей книжке нет ничего общего с прежними сочинениями сего писателя, кроме нескольких" (с. 3), "Песни..." содержали мн. произв. из предыдущего сб-ка. Ранние стихи свидетельствуют об эклектизме и подражательности, в них соседствуют созданные под прямо противоположными влияниями сентиментальный романс и гусарская песня, дружеское послание и обращенные к дамам салонные стихи. Сб-ки вообще не были замечены критикой, если не считать эпиграммы П. И. Колошина: "Неведомский, поэт, не ведомый никем // Печатает стихи неведомо зачем" (ЛН, т. 60, кн. 1, с. 551, 554).
Н. не был связан с журналами и журналистами [известны лишь его единичные публ. в альм. "Урания... на 1826 г." (M., 1828 и в газ. "Молва", 1831, No 211. Тем не менее в 1823 он удостоился избрания в чл.-сотр. ВОЛРС при Моск. ун-те. в "Труды" к-рого он представил две басни и стих. "Дружба" (1823, ч. 3. кн. 8).
После небольшого перерыва отд. изданиями одна за другой появились неск. поэм Н. Среди них выделяется цикл, связанный с его воен. юностью: "Лир1гческне поэмы. "Русский Орел". "Наполеон"" (СПб., 1828), "Партизаны. Описательная поэма" (СПб., 1829; поев, памяти Фигнера), "Бурка" (М., 1835). Общую тематику поэм составляет прославление силы рус. оружия в прошлом и настоящем и России как оплота порядка в Европе. В отличие от жанрового канона, поэмы Н. практически бессюжетны, растянуты, почти лишены конкретных автобиогр. деталей и строятся по принципу развернутой оды: осуществить призыв Д. И. Хвостова "парить за Шиллером, Бейроном" (Хвостов Д.. Ответ Н. -- "Славянин", 1828. No42, с. 149) оказалось ему не по силам (в "Партизанах" декламации о лихих и жестоких партизанских рейдах, хитростях войны в тылу неприятеля, гусарской бивуачной жизни получились отстраненными и невыразительными)- Более определенно лит. вкусы Н.. позволяющие думать, что он относил себя к поэтам романтич. школы, отразились в "Энеиде" (СПб., 1828). В предисловии он заявил, что не намерен держаться "правил" "За свято данных мастерами" и что ему "не страшно помело/ Ни Шлегеля, ни Буало" (с. 5). С восторгом говоря о стихах Д. В. Давыдова (высокую оценку поэта-партизана см. также: "Совр.", 1838, т. 9, с. 30--31), он иронически упоминает "комедья Шутовского" (А. А. Шаховского), соч. А. Жомини, "Дамский журнал" П. И. Шаликова, стихи Свистова (Хвостова).
Сатирич. поэмы Н. -- "Энеида. Комич. поэма" и "Деньги. Сатира" (СПб., 1833) -- появились одновременно с "лирическими". "Энеида" продолжала традицию рус. переделок бурлескной поэмы А. Блумауэра. Однако если ранние рус. подражания (И. П. Котляревского, Н. П. Осипова, А. Котельницкого, И. М. Наумова) создавали бурлескный эффект за счет изображения простонар. быта, сатирически описанного, то Н, строит свой бурлеск на материале совр. быта дворянства и в этом отношении его поэма объективно является промежуточным звеном между старой традицией и опытами Д. Д. Минаева.
Во второй поэме-"сатире" Н. изложил уже укоренившуюся в лит-ре тему разлагающего всевластия денег чисто классицистским способом, описав череду эпизодов и персонажей с характерными значащими именами -- Вралькин, Пилюлькин, князь Пустов, граф Сполядратов и т. п.
Появление в печати поэм Н. было отпечено только в обзорах "Моск. телеграфа", где они получили весьма язвит. оценки: "Поэзия Неведомского отмщает Наполеону" (о "Лирич. поэмах" -- 1828, No 4, с. 556): "сочинитель испытывает все образы выражений: шутливый, унылый, сатирический, патетический, но почти воде неудачно" (о "Партизанах" -- 1829, No 23, с. 366): "не стара ли шутка?", "изобретения тяжелы, не остроумны, не забавны и смешат иногда только какою-то нелепою странностью" (об "Энеиде" -- 1828, No 6, с. 245: см. также отклик: Зоил 1-й <М. П. Погодин> -- MB, 1828, No 11, с. 307).
Общую непредвзятую оценку поэзии Н. вынужден быт дать П. А. Шстне'в, несмотря на сочувств. поддержку Н., к-рого он привлек к участию в "Современнике" (письмо к Я. К. Гроту 31 марта 1845): "Все стихи Неведомского дрянь. Но его отрывки о партизанах разных наций -- чудно-хорошие статьи", в них -- "оригинальность и сила при всей небрежности языка" (Грот и Плетнев, II, 435, 576). Последнее относилось к большому циклу статей Н., появившихся в послепушкинском "Современнике", -- части его 7-томного (по свидетельству Плетнёва) труда о партизанских действиях в разные времена и в разных странах. Главы из него печатались под назв. "Последнее сражение Фигнера" (1838, т. 9), "Отрывок нз истории Испанско-Американских партизанов" (1838, т. 11), "Отрывки нз истории партизанов Пиренейского полуострова" (1839, т. 13, 15--16; 1840, т. 17), "Очерк Испании" (1841, т. 21, 23), "Нашествие Массены на Португалию. Из кн. "Нар. войны португальцев"" (1842, т. 27; 1844, т. 33), "Поэзия партизанской войны. Из приготовленной к печатанию кн. "Теория нар. войны" (1845, т. 40). Последней публикацией из этого сочинения была статья Н. "Горцы Абруццо и Калабрии 1799 г." ("Москв.", 1852, No 24).
У Н. сложились с Плетнёвым дружеские отношения, он бывал у Плетнёва в Петербурге, вошел в круг его знакомых (в частности, в салон А. О. Сммрновой-Россет). "В нем редкие качества ума, сердца и общежительности, -- писал Плетнёв Д. И. Коптеву 4 нояб. 1845. -- Его прямодушие, доброта, искренность и доверчивость так и горят в прекрасных глазах его" (РА, 1877, кн. 3, с. 368).
Он же опрадывал перед друзьями лит. недостатки статей П.: "Что, если бы Неведомский провел свой век как я, между Жуковским и Пушкиным! Какого писателя увидела бы в ней Европа! Теперь он самоучка, не более" (Грот и Плетнев, II, 594). Однако "партизанские" статьи Н. нравились читателям. Их весьма положительно оценивал в своих журн. обозрениях В. Г. Белинский. Отмечая их "оригинальность", он относил их к числу таких, "какими редко украшаются наши журналы" (МН, 1838, апр., кн. 2; то же -- II, 400). В частности, он защищал Н. от напалок в "Сыне отечества" (1839. т. 7), считая статьи "превосходными и по содержанию и по изложению", отмечая "оригинальность" темы, "картинность слога" и "живую занимательность содержания" (МН, 1839, ч. 1, февр.; ч. 2, март; то же -- III, 123: см. также с. 50, 601).
Из "партизанских" очерков Н. лишь "Последнее сражение Фигнера" и "Поэзия партизанской войны" заключали свидетельства участника и очевидца; остальные носят компилятивный характер, содержат множество историч. и археологич. сведений -- об арабах, маврах, исп. г<в>ерильясах (партизанах) (в т. ч. в связи с крестовыми походами 11--13 вв.), исп. Реконкистой, наполеоновскими войнами и т. п. (об интересе к исп. теме в рус. периодике см. в ст. H. M. Пятницкий).
В 1840-х гг. Н. жат в Кашине, Бежецке, Москве, Твери. В нач. 1843, после того как твер. ген.-губернатор Д. Н. Бологовский был смешен с должности Николаем I, Н. передал через Плетнёва в газ. "С.-Петерб. ведомости" (1843, 31 янв.) письмо об обедах, к-рыми Тверь провожала нач. губернии. Публикация письма привлекла внимание Ш отделения, и по поводу бестактности автора возникла секретная переписка между А. X. Бенкендорфом, Л. А. Перовским, П. А. Ширинским-Шихматовым и С. С. Уваровым (см.: Цензура в царствование имп. Николая I, -- PC, 1903, No 4, с. 175). О последних 10 годах жизни Н. ничего неизвестно (в 1846 даже распространится слух о его смерти: Грот и Плетнев, II, 819; III, 775--76).
Два старших сына Н. были причастии к лит-ре, Ал-др Ник. Неведомский (1830 -- после 1869) известен как переводчик филос. соч. И. Бентама, Дж. С. Милля ("Утилитаризм", СПб., 1866--69) и др. Вас. Ник. Неведомский (1827--99). окончивший Моск. ун-т кандидатом ист.-филол. наук (служил чиновником особых поручений при моск. ген.-губернаторе обер-секретарем в Сенате, Деп. гос. имуществ; дослужился до тайного сов.), с 1872 стал активным сотр. "Рус. ведомостей" (см.: РВед, Сб., с. 122). а с 1878 занимался исключительно переводами. В его переводе выходили соч. англ. и нем. историков Э. Гиббона ("История упадка и разрушения Рим. империи", ч. 1--7, М.. 1883--86), Т. Моммзена "Рим. история" (т. 1--2, 5, М., 1885--87), "Воспоминания" А. Токвиля (М., 1893), кн. "Руссо", "Дидро и энциклопедисты" Дж. Морли (обе -- М., 1881. 1882). "Всеобщая история с IV столетия до нашего времени" (т. 1, 3--6, М., 1897--99) Э. Лавнса и А. Рамбо, а также произв. историков лит-ры Р. Гайма ("Романтич. школа. Вклад в историю нем. ума", М., 1891: "Гердер, его жизнь и сочинения", т. 1--2. М., 1888) и Г. Брандеса ("Гл. течения лит-ры 19 столетия", ч. 1--3. М., 1881--88; М., 1893) и др. (см. некролога: РВед. 1899. 14 нояб., НВ. 1899. 16 нояб., ИВ. 1900, No 1).
Др. произв.: "Отрывки из книги "Рус. военнопленный"" (ДЖ, 1824, No 2).
Изд.: [Басни]. -- В кн.: Соч. в прозе и стихах. M., 1S23: Пантеон рус. баснописцев. СПб., 1845: Стихотв. сказка: Рус. басня: Рус. эпиграмма.
Лит.: Плетнев, III: Грот и Плетнев (ук.): Белинский, VI, 544: IX, 421 (указ. выше стр. из т. 2 и 3 -- не отмечены в ук.): Белинский В. Г., ПСС. т. 4, СПб., 1901, с. 510--12 (под ред. С. А. Венгерова: с библ. соч. Н.): Розанов И. Н., Рус. лирика, М., 1914, с. 286: Алексеев М. П., Рус. культура и романский мир. Л., 1985, с 102--03. 184; Жихарев, II, 280--81. * Ст. ОЛРС: Геннади; Брокгауз; Венгеров. Источ.: Мезьер; РПНекр.*: Масанов.
Архивы: РГИА, ф. 1343, оп. 26, No 700--701 (дела о дворянстве Н. и его брата Вас. Вас. Н.): ИРЛИ, ф. 234, оп. 3, No 454 (письма П. А. Плетневу, 1840--13 гг.): ГА Твер. обл., ф. 645, оп. 1, д. 2753, л. 1, 2, 8 (даты рожд. сыновей Н.).
В. П. Степанов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999