Аннотация: Соловей
Мальчик и змея Волк и Пастух Баран, Собака и Козел
Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание
Л., "Советский писатель", 1977
Русская басня. XVIII--XIX веков
H. В. Неведомский
415. Соловей
416. Мальчик и змея
417. Волк и Пастух
418. Баран, Собака и Козел
415. СОЛОВЕЙ
В весенний вечерок средь рощицы тенистой
На ветке Соловей свистал,
Гармонией своей дивил и восхищал;
Раскаты, дроби, трели, свисты
Вечерний ветерок по роще разносил.
"О, как ты сладко воспеваешь,
Любезный Соловей!-- так чижик говорил.--
Ты всех собою восхищаешь;
Пернатых целый хор на голос твой летит,
Внимает -- и молчит,
Завидуя твоей гармонии небесной".
-- "Что мне в их похвалах, до них мне нужды нет! --
Так Соловей сказал в ответ. --
Когда пою, доволен я,
Что заслужу за то один лишь взор прелестный
Подруги моея".
Элиза милая! Один твой взор бесценный
Для сердца моего пребудет навсегда
Дороже всех похвал, даров Фортуны тленной,
И ежели когда --
О, сбудьтеся, мечты! -- мне суждено судьбою
Взойти наверх честей величия стезею,
Чтоб в мире сем умом и славой я блистал,
Делами громкими вселенну удивлял,
Ужели я тогда, Элиза несравненна!
Сей признак ложный благ мгновенных
На страстные твои объятья променял?
Нет, нет! один твой взор небесный
Всё красит для меня в сей жизни горькой, слезной.
<1812>
416. МАЛЬЧИК И ЗМЕЯ
Мальчишка увидал змею;
Вскричал: "Всю жизнь мою
Не видывал такой! Ползет ли иль свернется,
Неможно наглядеться;
И, верно, так добра,
Как вся пестра!
И стоит только приласкаться,
Чтоб с нею наиграться!"
Но только подошел, ужалила его.
Мальчишка прочь бежит, крича: "Какая злая!
Вся пестрая, дурная,
Вид испугает хоть кого!"
<1812>
417. ВОЛК И ПАСТУХ
Волк, думав об обеде"
В овечий хлев зашел,
Но обманулся так в расчете,
Что не успел
Приняться за барана;
Услышал крик: "С цепей Полкана!
Сюда, сюда, Барбос, Пазор!"
Хотел скорее в поле --
Ворота на запоре;
Решается через забор,
Но встречен Пастухом, и так, что поневоле
Присел
И говорит: "Ах, мой создатель!
Как платят за добро! Ведь я сюда пришел
Как твой приятель,
Поверить за тебя,
Как ночию ведут себя
Твои собаки;
Готовы ли для драки
В недобрый час:
Бывают воры и из нас!
А то, что доброго, пожалуй,
Разучатся, и лаять как.
И мой тебе совет: собак
Отнюдь не балуй,
И покороче привяжи
Неугомонного Полкана..."
-- "Зачем же так схватил барана,
Что бедный вовсе без души?"
-- "В наш век не чудо
О добром слышать худо;
Узнал я в эту ночь,
Что у тебя в хлеве так тесно!
Все знают, как мне лестно
Приятелю помочь;
Так я хотел в свой лес, в котором, как известно,
Есть где ходить,
Двух-трех овечек пригласить,
Чтоб у меня и жить и кушать;
А глупый твой баран не захотел и слушать!
Вот вся вина моя".
-- "А кто вчерась унес ягненка?"
-- "Конечно, я;
И сделал это не тихонько,
А в наставление овцам,
Чтобы по вечерам
Не смели отставать от стада;
И может быть,
Урок сей повторить
Еще раз будет надо.
Служить готов..."
Пастух! когда ты будешь слушать
Все оправдания волков,
Тебе твоих овец не кушать!
<1819>
418. БАРАН, СОБАКА И КОЗЕЛ
Баран, Собака и Козел
Вступили в спор о том, по воле иль неволе
И для каких причин день каждый рои пчел
Из ульев прилетают в поле.
Собака думала пред всеми доказать,
Что если б пчелы те на страже пред амбаром
Умели, как она, и лаять и дремать,
То, верно б, не летали даром.
Баран толкует: "Думать так --
Плохая честь уму собак!
Я ведаю, и люди знают,
Что пчелы в поле к нам от скуки прилетают,
Где с тем, чтоб пожужжать, над травкою кружась,
А где при ветерке на листьях покачаться..."
-- "Совсем не для того! -- Козел вскричал сердясь. --
Слетаются они над мной полюбоваться;
Быть надо без ума, чтоб в этом сомневаться,
Увидя, как мои чудесные прыжки
Без меры высоки".
Так общество невежд -- а где от них не тесно? --
Обсуживает труд ученого, певца,
Приятный для ума, для общества полезный,
Но непонятный для глупца.
<1823>
ПРИМЕЧАНИЯ
Николай Васильевич Неведомский (1791--1853) как писатель не принимал активного участия в современной литературной жизни, что и нашло отражение в каламбурной эпиграмме П. И. Колошина:
Неведомский, поэт, неведомый никем,
Печатает стихи неведомо зачем.
Между тем он был колоритной фигурой и в жизни, и в литературе. Вступив в 1812 году корнетом в казачий полк, Неведомский попал в партизанский отряд А. С. Фигнера, познакомился с немецким поэтом-партизаном Теодором Кернером, был ранен в том же бою, когда погиб Фигнер, и побывал во французском плену. Боевая гусарская молодость наложила отпечаток на творчество Неведомского. Памяти Т. Кернера он посвятил свой сборник, озаглавленный "Воин-поэт", многие стихотворения которого перекликались с лирикой Д. В. Давыдова. Позднее* появляются: "Лирические поэмы. "Русский орел", "Наполеон"" (1828), "Партизаны. Описательная поэма" (1829), "Бурка. Поэма" (1835), также связанные с событиями Отечественной войны. Неведомский работал над историей партизанских действий в разных странах, посвятив этому вопросу обстоятельный семитомный труд. Отрывки из него печатались в "Современнике", издатель которого, П. А. Плетнев, высоко оценил самобытность таланта и увлеченность Неведомского-историка. Басни являлись первым жанром, в котором Неведомский испробовал свои силы. Сборник "Басни и сказки" (СПб., 1812), как отметил в рецензии на него А. Е. Измайлов, был наполнен ученическими произведениями, во многом подражательными по отношению к предшественникам. За исключением двух сильно переработанных басен, Неведомский не включил эти произведения в "Воин-поэт" (М., 1819), ограничившись новыми, написанными к тому времени стихотворениями. Более полно он собирался представить свое басенное творчество во второй книге стихотворений; издана, однако, была только часть первая: "Стихотворения. Песни и романсы" (СПб., 1821).
415. БиС, с. 35.
416. Там же, с. 60. Печ. по Воин-поэт, с. 19. На сюжет одноименной басни Эзопа.
417. Воин-поэт, с. 12. Обработка сюжета весьма близка к басне И. А. Крылова "Волк на псарне" (см. No 289).
418. ТОЛРС, 1823, ч. 23, с. 259. Басня читалась на заседании ОЛРС 24 февраля 1823 г.