Несмелов Арсений
Религиозные мистики

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Серия "Русский Путь"
   С. Н. Булгаков: Pro et contra. Личность и творчество Булгакова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Том 1
   Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург. 2003
   

Маленький фельетон
Религиозные мистики

   Удивительная наука!
   Теоретики ее называются "батюшками", а практические исполнители ее веления -- батьками.
   Самым видным теоретиком этой науки в наше время является о. Булгаков, состоящий при правительстве генерала Врангеля в качестве посредника между небом и охранным отделением.
   На теперешнюю ступень науки о. Булгаков поднимался медленно, пройдя целый ряд искусов.
   В годы молодости о. Булгакова смущали бесы социализма, и в те времена он вместе с П. Б. Струве был марксистом.
   Марксистская система не удовлетворяла, однако, взволнованного духа молодого ученого. Тогдашнее состояние его можно охарактеризовать восклицанием Хлестакова в письме к Тряпичкину:
   -- Скучно, брат Тряпичкин: душа требует высокого.
   И в поисках высокого С. Булгаков стал идеалистом, а затем богоискателем. Его влекли к себе миры надзвездные, истина вневременная, мудрость потусторонняя.
   С. Булгаков отряхнул от ног своих прах земли, отвратил лик свой от бесов социализма и рабочей политики, принял на себя обет смирения и послушания и постригся во иереи.
   Сколь глубокие откровения должен был открыть в христианстве ум о. Булгакова, уже искушенный в суемудриях светских и соблазнах диавольских, социализмом именуемых!
   И вот в послании к пастве о. Булгаков подвел итог своему идеализму, богоискательству, смирению и христианнейшей добродетели. Елейным голосом он зовет: Бей жидов и паки реву "жидов бей"!
   -- Всего-то дела? -- могла бы воскликнуть знаменитая Чебырячка, которую, как известно, посещали "докторы и профессора".
   А брат Чебырячкин, без всякого предварительного марксизма, идеализма, богоискательства и пострижения просто формулировал бы современную тоску о. Булгакова:
   -- Хотица пойти "на мокрое".
   На ученом языке Чебырячкина салона "на мокрое" обозначало грабеж с убийством.
   Так религиозно-мистический дух о. Булгакова нашел свое успокоение в лоне Чебырячки, постоянным посетителем салона которой о. Булгаков мог бы быть, не роняя чести ее избранного общества.
   И теперь, наконец, понятно, зачем и почему о. Булгаков так стремился к кресту.
   Но, ах! Ничто не ново под луной. У о. Булгакова есть предшественник, томский епископ Макарий.
   То было также в революцию. В 1905 г. в городе Томске черносотенцы подожгли дом, где собралась местная интеллигенция. И, когда костер из нескольких сот человек ярко пылал, епископ Макарий вышел в полном облачении и крестом благословил... гоготавших черносотенцев.
   Христианнейший царь Николай II возвел епископа Макария за подвиги христианской любви в московские митрополиты...
   Итак, славным теоретиком крымского религиозного мистицизма является батюшка Булгаков.
   Как практики этой религиозной системы выдвинулись и заняли выдающееся положение двое "батек".
   Батька Махно и батька Балахович.
   Отправляясь на "дело", оба батьки могут испросить благословения у батюшки Булгакова:
   -- Ну-ка, отче, благослови. Идем "на мокрое".
   И, воздымая крест, батюшка Булгаков мог бы ответствовать:
   -- Благословенны будете, чада мои. Взяли ли вы, о возлюбленные сыны, бензина, дабы ярко горели светильниками из изнасилованных дщерей Израиля?
   -- Не сомневайся, отче: в крайности мы керосином...

Н. Рахманов

   Н. Рахманов -- псевдоним писателя Арсения Несмелова (наст. имя -- Арсений Иванович Миропольский; 1889--1945).

"Воля России" (1920. No 45. 5 ноября. С. 3)

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru