Самоубійство въ западной Европѣ и Европейской Россіи. Опытъ сравнительно-статистическаго изслѣдованія. А. Лихачева. С.-Пб. 1882 года.
Въ западныхъ государствахъ статистика достаточно привлекла къ себѣ вниманіе ученыхъ. Ихъ изслѣдованія тамъ значительно облегчаются усерднымъ и правильнымъ собираніемъ статическихъ данныхъ какъ правительствомъ, такъ и обществомъ. Ревностнѣе всѣхъ занимались статистическими изслѣдованіями ученые въ Италіи. Они дали этой наукѣ значительный толчокъ. Можно сказать, родина статистики -- Италія. Мы въ этихъ изслѣдованіяхъ далеко отстали отъ Запада. Статистическія данныя у насъ стали собираться весьма недавно. Особенную ревность въ этомъ дѣлѣ оказали земства. Большинство изъ нихъ занято въ настоящее время собираніемъ статистическихъ свѣдѣній по части жизни крестьянскаго и рабочаго люда. Намъ не разъ за прошлый годъ приходилось въ отдѣлѣ "Новыхъ книгъ" обращать вниманіе на солидныя изслѣдованія въ этой области.
Но, несмотря на все усердіе статистовъ-собирателей, все же собранныхъ данныхъ по многимъ вопросамъ у насъ оказывается весьма недостаточно, чтобы сдѣлать изъ нихъ опредѣленные выводы. Ученому, задавшемуся такою цѣлью, придется слишкомъ много взять на себя черновой предварительной работы, какъ пришлось, напримѣръ, автору книги: "Самоубійство въ западной Европѣ и Европейской Россіи".
Чтобы располагать необходимымъ матеріаломъ, по вопросу о самоубійствѣ въ Россіи, автору надо было самому возиться въ архивахъ судебныхъ мѣстъ; иначе пришлось бы строить свои выводы только на "Дневникѣ происшествій" изъ Вѣдомостей городской полиціи обѣихъ столицъ. А этотъ матеріалъ,-- кромѣ того, что онъ не полонъ, не точенъ,-- не заходитъ раньше 70-го года. До этого времени большинство самоубійствъ не заносилось въ дневникъ происшествій. Родственники самоубійцъ старались скрыть насильственную смерть покойнаго, такъ какъ въ противномъ случаѣ онъ лишился бы погребальнаго церковнаго обряда. Но, несмотря на скудныя данныя, изслѣдованіе автора представляетъ весьма много интереснаго и любопытнаго. Матеріалъ, какой представляла ему по этому вопросу западная литература, въ особенности итальянская, сочиненія Морзелля,-- далъ возможность разсмотрѣть вопросъ о самоубійствѣ съ разныхъ сторонъ. Въ основу своего сочиненія пришлось положить выводы сдѣланные на Западѣ и оправдать или опровергнуть ихъ по отношенію къ Россіи. Но слишкомъ незначительное количество цифровыхъ данныхъ иногда заставляло молодого ученаго осторожно удерживаться отъ категорическихъ выводовъ и оставаться на степени предположеній.
Въ началѣ своего труда авторъ знакомитъ съ значеніемъ статистики и съ литературою статистики самоубійствъ на Западѣ. Самое большее число самоубійствъ приходится на Францію, затѣмъ на Пруссію, Англію и т. д. и послѣдней уже въ этой колоннѣ является Россія. Во всѣхъ западныхъ государствахъ замѣчается постепенное увеличеніе числа самоубійствъ. То же замѣчается и въ Россіи, несмотря на имѣющійся скудный матеріалъ по этому вопросу. Такой же ростъ тенденціи къ самоубійству обнаруживается и въ Америкѣ. "Число самоубійствъ растетъ быстрѣе, нежели народонаселеніе,-- говоритъ авторъ.-- По сравнительному возрастанію числа самоубійствъ можно раздѣлить Европу на три полосы: въ южныхъ государствахъ геометрическій приростъ самоубійства превышаетъ приростъ населенія; въ государствахъ центральной Европы ихъ цифры сближаются, но вообще приростъ самоубійства все еще сильнѣе прироста населенія; наконецъ, въ.сѣверныхъ государствахъ оба прироста идутъ параллельно и въ нѣкоторыхъ (Данія, Норвегія, Англія) геометрическій приростъ населенія превышаетъ приростъ самоубійства" (стр. 35).
На. измѣненіе наклонности къ самоубійству имѣютъ громадное вліяніе естественныя условія. Такъ замѣчено, что оно увеличивается къ сѣверовостоку и уменьшается къ юго-западу. Въ Россіи же усматривается усиленіе тенденціи къ самоубійству по направленію къ западной границѣ. Нарушеніемъ этого положенія является только Вятская губернія, гдѣ,-- не слѣдуетъ забывать,-- много ссыльныхъ и раскольниковъ.
Не только отъ климата, но и отъ почвы, и отъ временъ года, даже отъ времени дня стоитъ въ зависимости тенденція самоубійства. Замѣчено, что весной и лѣтомъ она увеличивается, осенью и зимой -- уменьшается. Въ началѣ мѣсяца, также какъ и въ началѣ недѣли, замѣчается ея ростъ. Что же касается до времени дня, то большее число самоубійствъ приходится между 6 и 8 часами утра. Это -- самое тягостное время для человѣка съ сколько-нибудь разстроенными, нервами. Все, что есть тяжелаго, непріятнаго, принимаетъ въ эти часы грандіозные размѣры, давитъ душу, затуманиваетъ мозгъ",-- для человѣка какъ бы исчезаетъ всякая возможность иного благопріятнаго исхода...
И племенное различіе оказывается не безъ вліянія на тенденцію самоубійства. Самая высокая тенденція замѣчается у германскаго племени, самая меньшая -- у славянъ. Разумѣется, при этомъ играетъ весьма важную роль степень большей образованности, большаго развитія, когда у человѣка все выше и выше становятся потребности и меньше возможности къ ихъ удовлетворенію. Поэтому естественно замѣчается, что число самоубійствъ въ городѣ больше, чѣмъ въ деревняхъ, а въ тѣхъ городахъ, гдѣ больше сосредоточено учащихся, число самоубійствъ становится значительно выше.
Весьма любопытно почти повсюду подмѣченное явленіе, что преступленіе и самоубійство стоятъ другъ къ другу въ обратной пропорціи. Наприм., среди католиковъ больше преступности, но меньше самоубійствъ; среди протестантовъ -- меньше преступленій, больше самоубійствъ.
Но, кромѣ указанныхъ причинъ, не малое вліяніе на вопросъ самоубійства имѣютъ экономическія условія. Въ Россіи "почти послѣ каждаго неурожая въ слѣдующій за тѣмъ годъ число самоубійствъ возрастало" (стр. 87). Мало этого, усматривается даже соотносительная зависимость отъ пищи: гдѣ употребляется растительная пища, тамъ рѣже самоубійства; гдѣ мясная,-- больше.
Что касается до вліянія пола, то замѣчается, что покушеній на самоубійства среди женщинъ больше, чѣмъ среди мужчинъ; число же совершенныхъ самоубійствъ больше приходится на мужчинъ, чѣмъ на женщинъ. "Въ Англіи въ періодъ 1872--1876 гг. одно самоубійство женщины приходилось на 2--3 самоубійствъ мужчинъ" (стр. 97). Но за то "тенденція самоубійствъ женщинъ растетъ въ новѣйшее время быстрѣе, чѣмъ тенденція самоубійствъ мужчинъ" (стр. 98). Въ деревняхъ женщины кончаютъ чаще самоубійствомъ, чѣмъ мужчины. При этомъ, разумѣется, не мало вліяютъ лѣта и семейное положеніе. По новѣйшимъ изслѣдованіямъ оказывается, что съ увеличеніемъ возраста увеличивается тенденція къ самоубійству, причемъ у вдовцовъ и холостыхъ она много выше, чѣмъ у женатыхъ: "вездѣ холостые убиваются чаще, нежели женатые, вдовые же еще чаще" (стр. 109); живущіе самостоятельнымъ трудомъ -- чаще, чѣмъ обезпеченные. Тенденція къ самоубійству довольно сильно проявляется у лицъ, подвергнутыхъ одиночному заключенію. А. В. Лихачевъ весьма сожалѣетъ, что не могъ собрать "нужный матеріалъ" по этому вопросу въ Россіи, такъ какъ "эта работа въ Россіи очень трудно исполнима", хотя полученные выводы могли бы дать положительныя данныя для требующагося тюремнаго преобразованія.
Слѣдующую VI-ю главу авторъ посвящаетъ мотивамъ самоубійства. Открыть настоящій дѣйствительный мотивъ-самоубійства, разумѣется, весьма трудно. По запискамъ, оставленнымъ самоубійцами, можно искать только тотъ послѣдній толчокъ, который двинулъ на рѣшительный, въ большинствѣ случаевъ давно задуманный, шагъ. Большею же частію мотивъ скрытъ отъ изслѣдователя. Авторъ, вопреки итальянскому ученому Норзелли, признающему, что "подобныя мысли слагаются въ умахъ самыхъ здравыхъ людей" (стр. 148), прямо говорить, что "исканіе смерти всегда болѣзненно" (стр. 67); а на страницѣ 88 высказывается по этому вопросу еще опредѣленнѣе: "Самоубійство въ большинствѣ случаевъ,-- говоритъ онъ,-- зависитъ отъ болѣе глубокихъ причинъ, и человѣкъ подготовляется къ нему вліяніемъ продолжительныхъ психо-физическихъ процессовъ". Слѣдовательно и мотивъ, на который самоубійца сошлется въ предсмертной запискѣ или о которомъ упомянется въ "Дневникѣ происшествій", укажетъ только на ближайшій послѣдній толчокъ, отъ котораго разлился сосудъ, давно переполненный до краевъ. Пренебрегать этими послѣдними толчками изслѣдователю ни въ какомъ случаѣ нельзя,-- въ нихъ все же кроется та доля зловреднаго, которую слѣдуетъ устранить.
Вотъ та градація мотивовъ самоубійства, какая принята авторомъ въ данномъ трудѣ, согласно французской классификаціи. Первое мѣсто занимаютъ душевныя болѣзни, затѣмъ идетъ пьянство, матеріальныя невзгоды, утомленіе жизнью, горе и обиды, физическія страданія, стыдъ и страхъ наказанія, любовь.
Не можемъ не отмѣтить въ этой главѣ любопытный фактъ, подмѣченный А. В. Лихачевымъ относительно Петербурга и Москвы. Въ Петербургѣ,-- говоритъ онъ,-- на 100 женщинъ самоубійцъ, гдѣ мотивомъ служили: ревность, несчастная любовь, внѣбрачная беременность,-- приходится 380 мужчинъ, а въ Москвѣ -- 506 мужчинъ; повидимому, тамъ, т. е. въ Москвѣ, любовныя отношенія рѣже служатъ мотивомъ самоубійства женщинъ, нежели въ Петербургѣ (стр. 142). Это -- весьма любопытное явленіе, если его разсматривать въ связи съ семейной устойчивостью мужчинъ и женщинъ въ обѣихъ столицахъ...
Послѣдняя глаза посвящена способамъ самоубійства. Они, разумѣются, не вліяютъ на тенденцію самоубійства. Потому на этой главѣ останавливаться не будемъ, хотя и она далеко не лишена доли серьезнаго интереса.
Несомнѣнно, г. Лихачевъ весьма основательно и серьезно изучилъ взятый имъ вопросѣ. Его книга есть доказательство добросовѣстнаго знакомства со всею литературой, со всѣми источниками, касающимися вопроса о самоубійствѣ не только во Франціи, Италіи, но и въ Германіи, Австріи, Англіи и т. д. Сообщенныя выше положенія, къ которымъ приходитъ авторъ, думаемъ, достаточно рекомендуютъ, сколько интереснаго содержитъ данная книга о самоубійствѣ.
Что касается до внѣшности изданія, то она, повидимому, не оставляетъ желать ничего лучшаго. Въ концѣ книги приложено нѣсколько діаграммъ, графически изображающихъ многія изъ положеній автора, и двѣ прекрасныя картограммы самоубійствъ въ Европѣ и Россіи.
Въ заключеніе приведемъ прекрасныя слова автора, которыми онъ заканчиваетъ шестую главу: "Мы не можемъ уничтожить самоубійства,-- прекратить жизнь остается естественнымъ правомъ человѣка; но отъ насъ зависитъ уменьшить число тѣхъ несчастныхъ, для которыхъ самоубійство является не правомъ, но печальною необходимостью, и которыхъ убиваемъ мы, измѣняя къ худшему экономическую жизнь или не улучшая всего быта государства" (стр. 152).