Посошковъ и его сочиненія. Обзоръ сочиненій Посошкова (изданныхъ и неизданныхъ) со стороны ихъ религіознаго характера и историко-литературнаго значеніи. Алексѣя Царевскаго. Москва. 1883 года.
Авторъ въ данномъ трудѣ имѣетъ цѣлью "опредѣлить направленіе, выяснить взгляды и идеалы Посошкова, чтобы выработать болѣе или менѣе цѣльное представленіе о немъ, какъ о живой личности своего времени".
Согласно этой задачѣ, г. А. Царевскій дѣлаетъ сводъ всѣмъ памеканъ и указаніямъ, какіе имѣются въ произведеніяхъ Посошкова насчетъ его происхожденія, образованія и вообще его жизни. По этимъ даннымъ оказывается, что Посошковъ родился въ Москвѣ около 1670 года, былъ крестьянинъ. "Онъ великолѣпно зналъ почву различныхъ мѣстностей Россіи и способность ея къ плодородію извѣстнаго рода продуктовъ; практически и, конечно, въ общихъ чертахъ (?) знакомъ былъ съ равными языками: греческимъ, латинскимъ, польскимъ; онъ былъ спеціалистъ въ винномъ производствѣ, гналъ теорію рисованія" (стр. 10). Былъ большой начетчикъ священныхъ книгъ. Владѣлъ знаніемъ механики, въ области которой сдѣлалъ нѣсколько небольшихъ открытій. Занимался торговлею, имѣлъ большое состояніе -- нѣсколько деревень въ Новгородскомъ уѣздѣ и два дома въ Петербургѣ. Былъ знакомъ съ такими изъ выдающихся современниковъ, какъ Стефанъ Яворскій. За сочиненія свои, которыя появились въ печати уже послѣ его смерти, былъ два раза подъ арестомъ. Послѣдній разъ его посадили въ крѣпость, "надѣли на руки и на ноги кандалы". Такъ онъ и умеръ.
Даже изъ приведеннаго сейчасъ бѣглаго очерка жизни Посошкова видно, что онъ стоялъ по своему знанію и образованію въ числѣ передовыхъ людей древней Руси. Но авторъ постоянно повторяетъ, что Посошковъ не получилъ образованія. Вѣрнѣе было бы сказать, что нѣтъ указаній на то, чтобъ онъ былъ въ школѣ; а отсутствіе школьнаго воспитанія далеко не тождественно отсутствію образованія вообще. Торговыя операція заставляли Посошкова постоянно двигаться съ мѣста на мѣсто, а богатство давало возможность разумно и съ удобствомъ пользоваться путешествіемъ. Послѣднее -- въ особенности для человѣка даровитаго -- является несравненно лучшею школой, чѣмъ схоластическія занятія и долбежка непонятныхъ учебниковъ въ тогдашней школѣ. Постоянныя передвиженія дали возможность Посошкову ко многому присмотрѣться, многое подмѣтить и при этомъ усмотрѣть множество общественныхъ недостатковъ и злоупотребленій. Плодомъ такой наблюдательности, соединенной съ горячимъ желаніемъ лучшаго, и является его книга, относящаяся къ области политической экономіи: "О скудости и богатствѣ". Плодомъ религіозной начитанности, религіозныхъ думъ, вызванныхъ современнымъ ему движеніемъ раскола, является другая книга: "Зерцало очевидное". Но это послѣднее сочиненіе относятся уже въ области духовной литературы и составляетъ ея принадлежность.
Для насъ иного интереснѣе его третье сочиненіе: "Завѣщаніе отеческое". Въ послѣднемъ несомнѣнно есть доля вліянія тѣхъ "чужеземныхъ идей" и "теоретическихъ умствованій", отсутствіе которыхъ авторъ ставитъ въ заслугу Посошкову (стр. 21). Разумѣется, уже не вліяніемъ нашей древней или византійской книжности надо объяснить присутствіе такихъ гуманныхъ и совершенно новыхъ для древней Руси взглядовъ, напримѣръ, на женщину, какіе встрѣчаются въ послѣднемъ сочиненіи Посошкова. Онъ признаетъ за женщиной нравственныя достоинства, какихъ его предшественники въ этой области -- Владиміръ Мономахъ, священникъ Сильвестръ -- не признавали.
Посошковъ говорить въ "Завѣщаніи": "Ты не богатства, не чести ищи въ невѣстѣ, но ищи смиренія и разума..." (стр. 266). Онъ признаетъ въ женщинѣ такого же человѣка, какъ и въ мужчинѣ. Характерны его слова сыну насчетъ невѣсты, весьма поучительны не только для того стараго времени, они не утратили смысла и для нашего просвѣщеннаго XIX вѣка. "И егда сватаніе начнется, такого безумія не моги учинити, еже бо ты невѣстъ двухъ или трехъ во единыя времена смотрити, понeнеже дѣвица такой же человѣкъ, яко и ты, а не лошадь" (стр. 267).
Онъ даже совѣтуетъ сыну смотрѣть на жену какъ на подругу, которая можетъ быть ему полезна своимъ разумомъ. Безъ совѣта безъ женняго ничего не твори, она дана тебѣ не ради порабощенія, но ради помощи"... (стр. 267).
Но мы все-таки не можемъ согласиться съ авторомъ насчетъ "всемірной" извѣстности Посошкова. Если его имя и упоминается среди другихъ самородковъ въ "Самодѣятельности" Смайльса, то во всякомъ случаѣ отсюда еще далеко до всемірной извѣстности.
Что касается до труда г. Царевскаго, то трудъ этотъ произведенъ весьма добросовѣстно. Авторъ мало того что подробно останавливается на содержаніи всѣхъ трехъ вышеназванныхъ произведеній Посошкова, онъ, прежде чѣмъ приступить къ разбору каждаго изъ нихъ, припоминаетъ всѣ предшествующія ему сочиненія въ древней литературѣ. Какъ на предшественниковъ сочиненія "О скудости и богатствѣ", онъ указываетъ на Котошихина и Крижанича, вкратцѣ передаетъ содержаніе ихъ трудовъ, указываетъ на тождественныя съ ними мѣста въ сочиненіи Посошкова. Останавливается также и на "Поученія" Владиміра Мономаха и на "Домостроѣ", какъ предшественникахъ послѣдняго сочиненія Посошкова: "Завѣщаніе отеческое".