По опыту известно, что иногда представляются нам во сне такие происшествия, которые потом действительно сбываются. Какая была бы тому причина? Какая сила производит это? Имеет ли душа способность предчувствовать, или можно сии предвещательные сны объяснить другим образом?
В творениях древних мудрецов упоминается о подобных сновидениях. Цицерон {De divinatione lib. I. cap. XXVII. Valerius Maximus lib. I. cap. VII.} повествует следующий достопамятный сон: Двое путешествующих друзей приезжают в Мегару. Один из них останавливается в гостинице. Другому является во сне друг его и просит помощи, ибо он находится в опасности лишиться жизни от руки хозяина. Первый хочет бежать в гостиницу на помощь своему другу, но вспомнив, что это один сон, ложится опять спать. Лишь только смыкает глаза, как друг его опять стоит пред ним и заклинает его, чтобы он по крайней мере не оставил его смерти без отмщения, и что труп его, закрытый навозом, везут теперь за город. Он снова пробуждается, бежит к городским воротам, находит телегу и предает виновника суду. Плиний {Historia Natural. lib. V. cap. XI.} рассказывает об одной женщине, которой приснилось, что ее сын, находившейся в лагере и страдавший от боязни воды, просит ее прислать шиповнику; мать исполняет его требование, и он исцеляется от болезни.
Цицерон повествует, что Эней видел во сне всю свою участь.
Супруге Юлия Цезаря приснилось, что он весь обагренный кровью упадает к ней на колени: она просит его не выходить из дому; но Юлий Цезарь не исполняет ее просьбу и платит за то жизнью.
Супруга Генриха II, короля французского, видела во сне, что король лишится глаза. На одном турнире в самом деле поразили его в глаз, отчего он и умер.
Я утомил бы читателей, если бы стал рассказывать многие подобные сны; но как повествователи оных люди достойные всякого вероятия, то и нельзя сомневаться в истине сих повествований. Итак, остается только сделать ответ на вопрос: имеет ли душа способность предчувствовать в продолжение сна, хотя она лишена сего дара во время бодрствования, и чрез то предузнавать будущее? Или подобные сновидения, которые в последствии исполняются, можно объяснить совсем другими причинами, нежели способностью души предчувствовать и предузнавать будущее? Если сии сны хорошенько исследуют, то увидят, что суеверие и склонность к чудесному нередко украшают их неправдою и странностями. О бесчисленном множестве несбывшихся снов весьма благоразумно умалчивают, для того чтобы случайно исполнившиеся могли казаться чудеснее. Не в природе человеческой искать происхождения и исполнения таких снов; но за удобнейшее сочли признать их чрезвычайными, сверхъестественными и разум человеческий превышающими явлениями. Подобные сновидения почитали вдохновением божества и благих духов. У египтян, иудеев, греков и римлян сны были в большом уважении и служили источником обмана. Простолюдины и знатные нынешних времен верят еще некоторым снам и находят в них всякие значения и предсказания.
Такие предзнаменовательные сны, которые исполняются, можно разделить на три класса:
1) На сны, происходящие от физических причин, заключающихся в теле.
2) На такие, которые происходят от нравственных причин предвидения.
3) На сбывающиеся случайно.
От физических причин суть следующие:
Некто видел во сне, что он будет болен, и в самом деле занемогает, или ему приснилось, что выздоравливает, и он выздоравливает. Сверх того что сила воображения и происходящий от оного страх или надежда к тому способствуют (как то мы увидим ниже из многих, примеров), си предчувствия могут еще произойти и от того, что душа во время сна более спокойная и сама себе преданная -- ибо тогда она бывает отчасти свободнее от впечатлений наружных чувств -- удобнее может примечать в теле малейшие перемены и иметь предчувствия о состоянии здоровья или болезни телесной. Есть даже примеры, что люди во время бодрствования могут наверное предвидеть предстающую им болезнь.
От нравственных причин предвидения, зависящих от обстоятельств и хода идей человеческих, происходят следующие сны: солдату приснилось, что он пойдет в поход; ученому, что он будет профессором; купцу, что он заключит выгодный торг, и сии сны исполнились. Здесь причина заключается в том, что сии люди во время бодрствования часто думали об этом и что они находились в таком положении, что их сны легко могли сбыться.
По случаю: Кто будет тщательно примечать сны свои, тот увидит, что изо ста снов может быть ни один не исполняется; но склонность к чудесному производит то, что мы охотно сами себя обманываем. Мы забываем о бесчисленном множестве несбывшихся снов, а объявляем за чудо тот, который случайно исполнился. Верование в исполнение снов, когда страсти (как то страх, боязнь, надежда) возбуждаются оным, также способствует к событию.
Некто видел во сне, что он упадет и повредит себе ногу. Страх и боязнь не позволили ему твердо ступать, -- он падает и в самом дел повреждает себе ногу. Сие верование в вещие сны ни на что не имеет такого влияния, как на здоровье и болезнь человеческую. Много есть примеров, что некоторым людям виделось во сне, что они в известное время умрут. Уверенность в исполнении сего сна сделала их унылыми, печальными, они тосковали, чахнули и умерли. О дне и часе совсем почти не думают, только б они умерли, и вот предвещание сна уже сбылось. К сему роду снов, которые в самом деле споспешествуют смерти человека, принадлежит и тот, о котором повествует покойный галльский профессор Майер. Однажды приснилось молодому галльскому студенту, что он был на тамошнем кладбище и нашел свое имя и день своей смерти, ясно написанные на надгробном камне -- только последняя цифра года заросла мохом; он хотел соскрести его и в ту самую минуту проснулся. Он записал весь этот сон, запечатал бумагу и запер ее в свой письменный стол, будучи совершенно уверен, что скоро и в назначенный день умрет. Незадолго до смерти он отдал ключ от письменного стола профессору, который, по распечатании бумаги, нашел, что сон точно сбылся; ибо студент умер в назначенный день. Здесь также действовала сила воображения; от страха и боязни телесные силы его пришли в такое расслабление, что он наконец совсем истощились.
Есть также примеры, что при опасных болезнях сон, предвещающий выздоровление, действительно способствует к восстановлению здоровья. В следующей истории заключаются оба случая. Некто на 27 году сделался столь опасно болен, что врачи начали отчаиваться в его выздоровлении; они уверили его родственников и прочих при нем находившихся, что больной безо всякий надежды; но страдалец был весел, спокоен и в утешение при нем бывших сказал: нельзя еще наверное положить, что я умру; ибо моя покойная мать уверила меня во сне, что я опять выздоровею, а умру не прежде 30 лет от роду. Он действительно умер в срок по предсказанию.
Выше сего упомянутый Цицеронов сон можно растолковать следующим образом. Два друга, вероятно, разлучились до прибытия в гостиницу. Может быть, один из них видел там телегу с навозом. Вероятно также и то, что хозяин многократно уже делал убийства, потому что он умел так искусно спроваживать убитых. Может быть друг его имел подозрение, может быть физиономия трактирщика ему не понравилась; может статься он сказал своему другу о предстоящей ему опасности и следовательно сон мог произойти от беспокойства об его друге. Весьма естественно, что все предметы, которые он видел днем, представились ему ночью, и что он проснулся точно в то самое время, как ехала телега со двора. Тут нет ничего невероятного, ибо друг мог проснуться от беспокойства, которое причинили ему оба сна.
Прошу извинить меня в том, что я помещаю рассуждение мое в сем журнале. Но если видеть, сколько людей, в числе которых есть впрочем много образованных и умных, верят вещим снам, сколько простой сколько простой народ уважает их, и сколь велико зло проистекает от того для человечества, то все старания по возможности истребить сие пагубное суеверие не будут излишними, если же сверх того, как явствует из многих примеров, сие безумное суеверие может еще расстроить здоровье человека, если поврежденная сила воображения часто влечет за собой смерть, если сон нередко бывает поводом к убийству, то не должно ли всеми силами стараться вывести народ из заблуждения? Желательно, чтобы проповедники избирали иногда сны предметом для своих поучений, обнаруживали прихожанам своим господствующие предрассудки и ясно толковали бы им ничтожность оных.
Доктор Саломон Либошиц, член многих ученых обществ.
-----
Либошиц С. О предчувствованиях во сне / Доктор Саломон Либошиц, член многих ученых обществ // Вестн. Европы. -- 1810. -- Ч.52, N 13. -- С.43-51.