Анекдоты русские, или великие достопамятные деяния и добродетельные примеры славных мужей России1 и проч.
1 Продолжение и окончание титула: знаменитых государей, полководцев, гражданских чиновников, купеческих и других особ всякого звания, отличившихся героическою твердостью духа, усердием, благотворительностью, истинною правотою дел своих и другими многими примерами непоколебимой приверженности к вере, государю и любви к отечеству. С. П. Б. при Императорской академии наук, 1809, в двух частях.
С эпиграфом:
В отечестве драгом, в родимой стороне, Как мило сердцу все, как все любезно мне!
Что обещано в титуле, все то действительно находится в книге. Но собиратель, желая доставить обыкновенное удовольствие публике, хотел еще изумить ее некоторыми нечаянностями, и под названием Анекдотов русских выдал исторические отрывки, сказочки, краткие повести, притчи и даже письма и нравоучительные рассуждения. Для приятного разнообразия между немногими хорошими статьями помещено множество таких, кои Зоилам и клеветникам легко могут показаться посредственными, дурными и самыми нелепыми. Он выписаны из летописей, историй, газет, журналов, и разных книг, каковы например Спутник и собеседник, Письмовник Курганова и так далее. Происшествия, случившиеся за тридевять земель, или родившиеся в голове иностранного писателя, искусно превращены в русские анекдоты и украшены названиями, выдуманными самим господином собирателем к чести и славе отечественной нашей словесности.
"Чиновный спор (Ч. I. стр. 74). Две госпожи спорили между собою при выходе из церкви, которой должно идти наперед. Один знатный господин решил их спор таким приказанием, дабы та, которая из них глупее, имела первенство. Сие решение принудило каждую идти в особенные двери".
В сем анекдоте, восхитительном для русского сердца, знатный господин, как видно, представляет славного мужа России; а потому приговор его надлежит почитать великим, достопамятным деянием и добродетельным примером, и следственно забыть, что знатный господин до превращения своего был Фридрихом II, королем прусским; иначе прелесть очарования исчезнет. Перекинем несколько страниц и пишем 73-й русский анекдот: Справедливое сравнение.
Стр. 101. Один князь, наслышавшись о хладнокровии известного в Петербурге калмыка, который с невероятным равнодушием нередко проигрывал все, что имел за душою, пожелал видеть его, и для того поехал в тот дом, где он обыкновенно бывал на игре. Случилось, что калмык, проиграв с стоическим духом около четырех тысяч рублей, продолжал разговаривать с посторонним -- перетасовывая карты. Между тем и князь пристал к игре: проиграл тысячу, рассердился, еще проиграл, вскочил и уехал с досады. В карете спросил он своего любимца: каково играет калмык? Не знаю, отвечал он; я одно только мог заметить, что калмык, играл как князь, а князь как калмык.
Надлежало бы здесь удивляться достопамятному деянию и героической твердости духа знаменитого калмыка-россиянина; но собиратель названием анекдота указывает на смелый ответ любимца, и следственно выставляет истинную правоту дел его. Анекдот сей удачно поставлен на своем месте между деяниями Александра Невского, Дмитрия Донского, Пожарского, Петра, Суворова, и потомство конечно пожалеет, что имена калмыка, князя и любимца его не сохранились в сем драгоценном собрании добродетельных примеров.
Анекдот 78-й (на стр. 116), названный забавным ответом защитнику славянского языка, без сомнения вылечит многих от смешного пристрастия к старине и обратит на путь хорошего вкуса. "Князь Б..., ревностный защитник славянского языка, выставляя в одном ученом собрании все преимущества оного пред русским наречием, заметил между прочим, что с прибавлением предлога воз, -- всякое слово можно возвысить, облагородить, и в доказательство истинны сей привел следующий стих: восстал, воспел, вознесся, воспарил. -- Оно так! отвечал бывший тут любезный старик К..., однако, ваше сиятельство, столько наставили возов, что и разъехаться некуда.Что может сравниться с ответом любезного старика К...? Вот прямо геройская твердость духа!
Жаль расстаться со знаменитыми мужами нашего трудолюбивого собирателя. Покажем еще некоторых.
Ч. II. стр. 78-я. Анекд. 264-й. "Доброе молчание. Господин И... Н... долго краснел от безумия своей супруги, и потому решился упросить ее, дабы она в собраниях говорила менее. "Ежели нельзя уже остановить стремления твоего языка, говорил он ей, то, по крайней мере, начинай с Богом тогда, когда я тебе мигну. Они приезжают в гости; жена играет в молчанку: хочет поговорить, но муж не мигает. Жена кашлянула -- муж молчит. Она кашлянула в другой и третий раз -- муж все не мигает. Сжалясь над бедным состоянием резвого языка супруги, пустился на волю Божию, мигнул жене -- И! батька мой, насилу тебя мигнуть-то прорвало; часа два как пить хочется".
Там же, Анекд. 265-й "Ложь хвастуна. Многие наши молодые люди стараются сказать красное словцо, хотя бы и с обидою других, для них безделица. Хочет ли кто быть нетерпим в их обществе, не умей прилгать и к случаю и к месту и кстати и некстати -- и тебя выгонят. -- Ветрогон прибегает в свое общество. Где был? что тебя не видно было с утра? -- "Занят был крайнею нуждою -- Какою? Покупал колокол для своей деревни. -- Купил? -- Во 150 пуд за 200 рублей. -- Быть не может. -- Божусь честью. -- Как! во 150 пуд колокол, купить за 200 рублей в лавке? -- Экой братец! вить я купил у носячего".
Стр. 79-я Анекд. 266-й "Равнодушная шутка. При осаде некоего города пушечное ядро сорвало голову у одного солдата. Товарищ его, который был свидетелем сего приключения, вскричал: как удивится он проснувшись, что нет у него головы!"
Испытатели природы с великим любопытством замечают те мгновения, в которые тела переходят из одного состояния в другое, или когда совершаются явления, производящие в веществах какую либо значительную перемену. Таковы, например, замерзание воды, кристаллизация соли и тому подобное. Для охотников до истории и анекдотов не менее приятно ловить достопамятные минуты превращения другого рода. Читая у Татищева в выписке из мнимой истории Иоакима, епископа Новгородского, что спящему Гостомыслу некогда приснилось, будто из черева средней дочери его Умилы выросло большое, весь город покрывшее дерево, которого плодами насыщались все жители земные, -- кому из нас не хотелось бы узнать, когда и как сие историческое событие перешло в ваши летописи, и прямо ли от Геродота или чрез посредство Юстина оно нам досталось, ибо и у Геродота, и у Юстина написано, что царь Астиаг видел во сне, будто из ложесн дочери его вырос куст виноградный, ветвями своими покрывший всю Азию. Не ясно ли, что мать Рюрикова, по мановению какого-нибудь искусного дееписателя, бытием своим одолжена стала матери Кировой, дочери царя Мидийского. Обратимся теперь к Русским анекдотам, и всмотревшись в пример новейший, составим себе сколько возможно ясное понятие о превращениях, делаемых по воле творцов и собирателей анекдотов.
Плутарх написал: царь Архелай, болтливому брадобрею, накладывающему на него полотенце и спросившему, как должен я брить тебя, государь? отвечал: молча. Да благоволят читатели со вниманием замечать, как Плутархов Архелай будет превращаться в русского некоторого человека, греческий брадобрей в русского цирюльника, а особливо как оба они будут принимать на себя вид славных мужей России, отличившихся героическою твердостью духа.
Стр. 103-я, Анекд. 307-й. "Неожидаемый ответ. Один болтливый цирюльник говорил некоторому человеку: как прикажете брить себя? не говоря ни слова, отвечал тот."
Воздавши справедливую похвалу господину собирателю за полезный труд его, я нахожусь в прискорбной необходимости, по обыкновению всех критиков, заметить и некоторые несовершенства, и с надлежащею учтивостью попенять за упущение, может быть неумышленное. В заглавии книги упоминается только о великих деяниях славных мужей России. Надлежало бы прибавить и жен: ибо к удовольствию своему в анекдотах находим и героинь, отличившихся достопамятными деяниями и добродетельными примерами. Выпишем что-нибудь.
Стр. 88. Анекд. 283. "Невзначай сказанная истина. Некто женившись на прекрасной девице, узнал чрез несколько дней своей свадьбы, что красавица до замужества имела интригу, от которой произвела на свет дитятю, вскоре потом умершего; он чрезмерно укорял за то мать жены своей, которая сие отрицала. Он спросил о том у сестры тещиной, которая была великая ханжа, не скажет ли она ему правды; она приведена была от того в великое замешательство; солгать ей не хотелось, а обесславить племянницу свою также. Вот средина, которую избрала она. Правда, сказала она, что племянница моя имела сие, только ребенок был так мал, что не стоит того, чтоб об нем и говорить".
Стр.101. Анек. 303-й. "Смешное желание крестьянки. Одна крестьянская жена, которая во всю жизнь не только не видала, но и не слыхала органов, пришла из деревни некогда в кирху. Когда же начали играть на органах, то она, упав на колена, сказала с глубоким вздохом: о ты приятная, сладкопесенная дудочка! будь ко мне бедной милостива, и приди ко мне хотя однажды в дом, в недалеко отсюда лежащую деревню. А чтоб ты не заблудилась, когда придешь в деревню, то знай, что я живу против дома Филата Алексеева. -- Потом, вставши, она пошла домой и ожидала тщетно органов". Прекрасно!
В 14-й книжке Вестника Европы напечатано письмо из Чембара от г-на В-а о примирении тамошних дворян М...го и М...а, которые по добровольному с обеих сторон согласию прекратили тяжебное свое дело. Ныне известно, что обстоятельства сего примирения происходили иначе, и что г-н В. слишком поторопился доставить к издателю Вестника описание такого происшествия, о котором сам он не имел подробного сведения. Предостерегаем господина собирателя, поместившего сие известие в Русских анекдотах (нум. 565), при втором изданий анекдот о примирении должен быть уничтожен, ибо в исторических книгах недостоверные повествования и вымыслы места для себя не имеют. В замену же сообщаем ему другой анекдот, ныне многим известный и неподверженный ни малейшему сомнению: "Некто, имея весьма ограниченные познания в словесности и вкус весьма ненадежный вздумал натаскать из разных книг всякой всячины, напечатать ее в двух частях, и продавать под названием Русских анекдотов, или достопамятных деяний и добродетельных примеров славных мужей России". Т.
-----
Анекдоты руские, или Великия достопамятныя деяния и добродетельные примеры славных мужей России и проч.: [Отр. из кн., изд. в С.-Петербурге в 1809 г.] // Вестн. Европы. -- 1809. -- Ч.48, N 23. -- С.229-239.