Мнение г-на Куталева о существовании солнца, с приложением одиннадцати доказатьств
Новая система г-на Куталева (виотийского ученика покойного архиепископа Евгения Булгара) и четыре доказательства из книжки Лицея 1806 года. Г. сочинитель, желая довести свои систему до сведения ученых мужей, и подать им случай или вовсе опровергнуть оную, или же поступить далее к открытию истины, доставил свои доказательства издателю Вестника, для напечатания. Он уверяет, что вопрос о солнце перед сим за два года объявлен от Берлинской академии, которая за правдоподобное решение обещала дать 600 червонцев. Здесь помещаются и первые четыре доказательства для тех, которые не читали их в Лицее.
"Солнце не есть -- говорит г. сочинитель -- как полагал Гугений и как ныне думают, огненный шар жидкий, но только полушар, твердый, внутри вогнутый наподобие полукруглого сосуда, или горящей на вольном воздух плошки, совершенно плотный и крепчайший адаманта, с одной стороны сжатый, а с другой стороны имеющий отверстие, и одаренный притягательною силою; -- означенный полушар наполнен огнем, питающимся разными горючими и негорючими чистыми веществами, и оживотворяется зотическим воздухом, который называю воздухом первой степени. -- Огненное питаемое вещество, из оного вогнутого полушара выходящее, производит полушаровидный пламень, пространством равный вогнутому твердому полушару, и составляющий с ним вид целого шара; пламень отклоняется вниз и окружает весь неогненный внешний череп твердого полушара, понуждаем будучи веянием другого второй степени воздуха, окружающего солнечную атмосферу, и дующего попеременно в солнечное отверстие и во все стороны полушара, как и атмосферический наш воздух, пламень, отклоняясь вниз, и окружая полушар, закрывает вовсе внешний череп, и представляет нам солнечное существо огненным и шаровидным.
Доказ. 1-е. Солнечные пятна, по наблюдениям астрономов, делают правильное одинаковое обращение всегда в 25 дней; итак если опровергать бытие вогнутого полушара, то не будем в состоянии найти естественную причину правильного их обращения в 25 дней; ибо солнечные пятна, по моему мнению, не иное что суть, как только вогнутого полушара разнородные горы, на нем прилепленные, а особливо на краях отверстия. По сему, когда солнечный полушар обращается около своей оси, то двигаются вместе с ним и оные разнородные горы, то есть солнечные пятна.
Доказ. 2. Зима у нас бывает от того, что когда земля проходит сторону эклиптики, лежащую под солнечным черепом; то продолжается холодная погода: ибо нижний солнечный череп не есть огненный, и для того земля от него мало нагревается, получая только некоторую теплоту от пламени, вытекающего из отверстия, и отклоняемого во все стороны как сказано выше. Но когда земля приближается к краю отверстия; то делается теплее, потому что пламень живее действует в таком положении; оттого настает весна. А когда земля проходит сторону эклиптики, лежащую пред самым отверстием и центром пламени, то нагревается перпендикулярно; от того бывает лето. Когда же начинает отдаляться от жерла, тогда опять хладеет; оттого осень. А когда спускается опять под череп; то начинается зима {При 10 номере С. Петербургских ведомостей объявлено от г-на Куталева ко 2 доказательству дополнение следующего содержания: "Солнечный вогнутый полушар понуждается притом двум сложными различными силами, одною обращаться около своей оси в 25 дней, а другою около диаметра отверстия в 24 часа; посему и следует, когда у нас зима, то у антиподов лето; а когда у нас лето, то у них зима; ибо отверстие солнечного полушара обращается днем к антиподам от сентября до марта, а нижний солнечный череп от марта до сентября".}.
Доказ. 3. Поелику воздух второй степени дует попеременно; то отклонение пламени часто переменяется. Когда отклонение больше; то сторона противоположная отверстью бывает теплее; а когда отклонение меньше, то оная сторона сделается холоднее. Напротив того другая сторона сделается теплее от слабого веяния воздуха и меньшего отклонения пламени, а от сильного холоднее; посему и бывают иногда летом холодные дни, а зимою теплые, и в один и тот же день разные перемены.
Доказ. 4. Сия система согласна несколько и с Св. Писанием, называющим солнце дующим камином. Экклез. глав. 42 {В Экклезиасте, где только 12 глав, не упоминается о солнце, как о дующем камине; надобно в другом месте искать сего свидетельства. Изд. Вест.}.
Доказ. 5. Поелику никакие часы, никакое дерево, никакое животное, и вообще никакое сложное тело до того времени не портится, пока сердце и центр оного не повредится; то следует, что видимый сей шар, будучи весь сложный и тленный, как я в Натуральной богословии пространно сие доказал, когда-нибудь преобразится, и получит кончину. А как солнце есть центр и сердце всего мира; то мир по воле Божией должен преобразиться от повреждения солнечного вещества; ибо ничего без натуральной причины не делается, а натура есть воля Божия; следственно солнце претерпевает в своем веществе ущерб.
Доказ. 6. Известно всем, что ни Бог, ниже натура понапрасну и без причины не делают ничего, и что во всяком климате все одной и той же природы существа имеют одинаковые свойства, как животные и растения, так и нечувствующие камни, и прочие; того ради, следуя сей истине, говорю, что как огонь вселенной нашей содержится долговременнее в вогнутых и твердых кругом сосудах (в покоях, ямах, печах, плошках, фонарях, каминах, вообще в глубине земли и в скважинах тел, как явствует из огнедышащих гор, а из электрических явлений, совершающихся в вогнутых покоях, и в склянках); то неоспоримо и солнечный огонь, будучи подобен огню вселенной нашей, содержится также в вогнутом твердом полушаре долговременно по сему и эфир распространен по всему миру, и невидим для того, что не собран весь в одном вогнутом сосуде. А как огонь вселенной нашей существует только питанием сгораемого вещества, и пропадает лишась оного; то и солнечный огонь необходимо подлежит тем же законам, для тех же самых причин, из той же натуры проистекающих; а что натура солнца и нашего огня совершенно сходны, то явствует из того, что обе имеют тот же цвет, вид и действие; -- и понеже огонь наш делает вокруг атмосферу, потому что питается сгораемым веществом; то и солнечный огонь также питается, для того что делает атмосферу.
Доказ. 7. Огонь и пламень без сгораемого вещества не являются и не существуют, ниже свет без пламени; следственно солнечный огонь, который дает нам свет, есть сгораемого вещества пламень.
Доказ. 8. Солнце, как притягательная сила планет, некоторою своею материею их обнимает, и ею к себе привлекает, для того что оно не есть дух; следственно солнце претерпевает истечение своего вещества, и есть тленное.
Доказ. 9. Некоторые солнечные пятна иногда нам являются, а иногда пропадают, и опять в тех же местах возобновляются, от того что они, будучи солнечного полушара разнородный горы, на краях отверстия его прилепленные, являются нам, когда земля проходит сторону эклиптики, лежащую против отверстия, а пропадают, когда она опускается под солнечный череп; -- сие натуральнее можно изъяснить и 3-м доказательством.
Доказ. 10. Поелику солнечный полушар есть нетленный, и крепчайший адаманта, а астрономы точные наблюдения свои делали всегда во время равноденствий, когда земля в знаке овна и весов находится; то все они один и тот же нетленный диаметр солнечного полушара наблюдали, и для того величина солнца от сотворения мира до ныне казалась им неуменьшающеюся, пламень же питается не токмо внутренним, но и наружным веществом.
Доказ. 11. В Абулфарадже (Hys. Dinast.) описаны два происшествия: 535-го года сделалось в солнце уменьшение света, которое продолжалось 14 месяцев; 626-го года половина солнечного круга была мрачною с октября до июня. Итак, если опровергать мою систему, а наипаче второе и третье доказательства; то кажется мне, что весьма трудно изъяснить естественно помянутые два происшествия, описанные в Абулфарадже.
Остальные 10 доказательств присовокуплены будут к моей системе О существе солнечных корон, северного сияния и света.
Примеч. Должно полагать напоследок, что в солнце находятся некоторые огромные ядра, кои беспрестанно опускаются вниз и опять поднимаются сильно вверх, и сим стремительным движением приводят солнечное сгораемое вещество во всегдашнее сотрясение, действие и отделение (смотри ї 937 и 944 де Лаланда), -- сии ядра кажутся нам летом пятнами, кои вдруг являются и пропадают, или опять являются в других местах, и показывают обращение неправильное, а не в 25 дней.
Примеч. 2. Причина, которая побудила меня назвать солнечный череп адамантовым, есть следующая: адамант имеет природное свойство светить в темноте, когда днем нагреется от солнечных лучей (см Мартына Граммат. филос. наук том. 2, О камнях, и металлах); а дабы изъяснить, что мы зимою освещаемся не токмо от падающего вкось пламени, и привлекающегося к внешнему средоточию черепа, но и от самого полушара; то я и почел солнечный череп адамантовым".
-----
Куталев Х. Мнение г-на Куталева о существе солнца, с приложением одиннадцати доказательств: [Прислано г. сочинителем издателю ВЕ] // Вестн. Европы. -- 1807. -- Ч.33, N 9. -- С.44-53.