О школе, учрежденной для иностранцев в Москве при новой лютеранской церкви
(Издатель с великим удовольствием поместил в Вестнике сие объявление, сердечно желая успеха всякому полезному заведению и предприятию. Г. пастор Гейдеке, надеясь на великодушное вспоможение русских, отдает справедливость их просвещенной благотворительности. Вот случай доказать, что мы не отличаем иностранцев от сограждан наших, когда можем сделать им добро, и что права человечества для нас всего священнее!)
Число иностранцев среднего состояния, не имеющих способа хорошо воспитывать детей своих, так велико в Москве, что друг человечества с горестью предвидит вредные следствия сего недостатка в нравственном образовании и в приобретении нужных для гражданина знаний. Отец, рожденный и воспитанный в другой земле, напрасно хотел бы здесь выучить сына тому, чему он сам учился в гражданских школах своего отечества. Народные училища недостаточны для сего предмета: родитель должен желать, чтобы дети его не забыли своего языка природного, которому они не могут выучиться там порядочно. Смешение с другими детьми всякого состояния, иногда зараженными грубыми пороками, может также быть опасно для их нравов. Из двух тысяч иностранных художников, купцов, ремесленников, здесь находящихся, едва ли пятьдесят могут иметь у себя в доме учителей, которым надобно платить в год по несколько сот рублей. При церквах протестантских в Немецкой слободе учреждены школы, где наставляют детей в вере, преподаваемой на отечественном языке их; сими училищами пользуются единственно те, которые живут в слободе; другие же, будучи рассеяны по отделенным частям города, не имеют потому удобности. Каким же образом добрый родитель сообщит детям своим хоть начальные знания, нужнейшие для гражданской жизни, и правила, на которых основывается честность, верное исполнение обязанностей и мир душевный, долженствующий служить отрадой во всех возможных случаях будущей жизни их? Где беспомощный сирота найдет средство образования, чтобы со временем без стыда называться иноверцем и чужестранцем в России?
Сии мысли побудили меня распространить училище, находящееся при новой лютеранской церкви, от правительства мне порученной, и сделать его общеполезнее для иностранцев. Мальчики и девочки, числом 64, по большей части бедные и сироты, учатся там всему нужнейшему для их состояния - и достойные профессоры Императорского московского университета, которые по своей должности осматривали сию школу, могут засвидетельствовать ее пользу. Я осмелился распространить сие заведение, не имея никаких доходов, кроме вспоможения людей благотворительных. Но теперь сии вспоможения оказываются уже недостаточными, и мне должно искать иных действительнейших способов, чтобы довершить начатое полезное дело. Число желающих учиться ежедневно умножается. Небогатые иностранцы, как здесь, так и по деревням живущие - например, экономы, фабриканты и другие -- представляют своих детей, просят сжалиться над бедными и принять их... А мне остается быть нечувствительным ко гласу человеколюбия: во-первых, для того, что не имею места, и комнаты уже тесны для множества учеников; во-вторых, и потому, что не имею достаточной для расходов суммы. Но сие затруднение не прохлаждает моего усердия, и до конца жизни буду ревностно способствовать тому, чтобы сироты не были стыдом отечества и веры своей, и чтобы удовлетворить желание добрых родителей.
Для сего намерен я умножить число учеников, мальчиков и девочек до 150, и сверх того, содержать бедных и сирот, одевать, кормить их - нанимать учителей, учительниц, надзирателей и слуг. План наставления сочинен мной сообразно со всеми планами благоустроенных гражданских и сиротских школ: цель его есть та, чтобы образовать не профессоров, но людей, имеющих сведения, необходимые для всякого состояния, любящих порядок и труды, здравых душой и телом. Здесь не могу войти в дальнейшие подробности; но готов отвечать на всякий вопрос тем особам, которые пожелают иметь обстоятельное сведение о сей школе, и могу представить им план общий, как в рассуждении наук, так и в рассуждении экономии.
Для того, чтобы иметь удобное место для школы, давать жалованье учителям, надзирателям и содержать бедных и сирот, нужна мне немалая сумма. Она может испугать того, кто сомневается в великодушии людей; но с упованием на Бога я представлю ее подробное исчисление благотворительному другу человечества, который, любя помогать бедным и сиротам невинным, захочет способствовать их воспитанию.
В других землях не осмелился бы иностранец требовать от их граждан такой помощи для своих братьев; но я имею счастье жить в России. Уменьшить в свете число людей, неспособных к добру, число злодеев и тем оказать услугу человечеству; заготовить утешение для своей старости; прославить имя свое в потомстве; сделаться предметом любви и благословений для следующих времен: сия великая мысль достойна россиянина, который не знает народных предрассудков.
Гейдеке, пастор новой лютеранской церкви в Москве.
-----
Гейдеке. О школе, учрежденной для иностранцев в Москве при новой лютеранской церкви / [Гейдеке, пастор] // Вестн. Европы. -- 1803. -- Ч.12, N 21/22. -- С.54-58.