НЕЧАЕВ, Егор Ефимович [13(25).IV.1859, с. Харитоново Корчевского у. Тверской губ.-- 23.XI.1925, Павлов Посад под Москвой; похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище] -- пролетарский поэт-самоучка. Отец Н.-- рабочий-хрустальщик (из крестьян) часто менял место работы, семья была бедной, многодетной, и будущего поэта с девяти лет отдали учиться отцовскому ремеслу. В ранних стихах и послеоктябрьских рассказах Н. описал невыносимые условия труда в гуте -- помещении для производства стекла, где подсобниками служили дети: "Четырнадцати- и двадцатичасовая работа в сутки, ядовитая пыль, невыносимая жара, недоедание, недосыпание, постоянные ожоги, побои и целый ряд других лишений скоро мою жизнь превратили в невыносимую муку..." (Современные рабоче-крестьянские поэты в образцах и автобиографиях... / Сост. П. Я. Заволокин.-- Иваново-Вознесенск, 1925.-- С. 3). Н. научился читать только в 17 лет. Большое впечатление произвели на него поэзия и судьба И. З. Сурикова, под его влиянием Н. начал складывать стихи. В 80 гг. Н. обосновался в Москве, где, продолжая работать стеклянщиком, сблизился с поэтами из народа -- М. Леоновым, Ф. Шкулевым и др., участвовал в их коллективных сборниках. В сборнике "Метеор" (1891) было впервые напечатано стихотворение Н. "Зимняя картинка". В нач. 900 гг. Н. вместе с другими литераторами организовал Московский товарищеский кружок писателей из народа, в 1903 г. переименованный в Суриковский литературно-музыкальный кружок, издававший сборники "К заветной цели" (1904), "Луч" (1906), "Посильная помощь" (1906), "Родные думы" (1909), "Памяти Н. В. Гоголя" (1909), журнал "Друг народа". В Отличие от других поэтов-"суриковцев", в творчестве которых преобладала крестьянская окраска, Н. с самого начала литературного пути выступил как поэт рабочей темы. В стихах 80--90 гг. (опубл. позднее) он запечатлел картины тяжкого труда стеклянщиков, гуту, похожую на ад, страдания малолетних рабочих, лишенных радостей детства: "Лица черны, без кровинки, / Губы мертвенно-бледны, / У иных видны слезинки, / Души трепета полны". В стихотворении "Перед шабашом" изображено убийство мальчика, задремавшего на работе, в примечании говорится, что автор сам был свидетелем такой сцены. Но нелегко и положение взрослых ("Неудача", "Душно", "Думы" и пр.). Поэт рисует их бесправие (хозяин волен выгнать на улицу пожилого рабочего, не оказывает помощи семье, безвременно теряющей кормильца). Все эти произведения оживляет диалог, разговорная народная речь, выразительно выписанные картины убогого быта бедняков. Но есть в раннем творчестве Н. и стихи иной тональности -- рабочую гордость мастера поэт показал в стихотворении, посвященном отцу. В стихотворениях "Безработный", "Песня хрусталей" отражены исподволь нарастающие настроения социального протеста, ненависти к угнетателям, вера в грядущее освобождение, когда "восторжествует брат-голяк". Смело для того времени стихотворение "Язычница" (1899), направленное против религиозного долготерпения. Таких богоборческих мотивов не знала поэзия "суриковцев". Н. овладевает разными стихотворными жанрами -- песней, жанровой сценкой, остросюжетной балладой ("Гусляр"). Большое место в его творчестве занимала лирика природы, которую охотно печатали (в отличие от социально окрашенных произведений). В 90--900 гг. Н. публикуется в периодике -- в "Прибавлениях к "Московскому листку", газете "Русское слово", в журналах "Детское чтение", "Юная Россия", "Путеводный огонек". В детских журналах выступали выдающиеся современные писатели, в том числе И. Бунин, который одобрительно отозвался о книге Н. "Вечерние песни" в открытке, полученной автором в 1914 г. Н. учился у современников-реалистов, но более всего у классиков русской литературы ("Родина", 1907), представителей гражданской. поэзии (посвящения Н. А. Некрасову, А. Н. Плещееву). Весь предшествующий путь подготовил Н. к восприятию революционного мировоззрения в 1905--1906 гг. Он создает произведения, проникнутые вольнолюбием, клеймящие "дикий произвол", призывающие к смертельной битве с угнетателями: "Вперед", "О свободе", "Простое слово", "Мне хотелось бы песню свободную спет". В стихах Н. этого периода звучат и ораторские интонации, и песенные, как бы навеянные фабрично-заводским фольклором ("Гутарям"). Поэт подчеркивает свое единение с массой рядовых тружеников, стремление стать их голосом, выразителем их чаяний. Классовая пролетарская позиция выражена в его стихах вполне отчетливо. В рабочем цехе, в гуте -- "убежище разутых / И обездоленных нуждой"-- истоки, начало его песен,-- говорится в одном из лучших стихотворений Н.-- "Мой храм" (1905). Революционные стихи Н. обнародованы не полностью -- часть их пропала в связи с конфискацией сборника "Под красным знаменем" (Вып. 2.-- М., 1905), в котором поэт выступал вместе с М. Леоновым и Ф. Шкулевым, часть была отобрана охранкой во время обысков. С 1906 г. Н. участвовал в периодических изданиях, редактировавшихся Ф. Шкулевым, П. Травиным и др.: "Доля моя", "Доля бедняка", "Летопись", "Простая жизнь", "Простое слово". Все эти издания прекращались из-за цензурных гонений. Тогда же Н. пишет много сатирических стихов в журналах "Удаль", "Балагур", "Остряк" под различными псевдонимами, но сатира Н. слабее его лирики. Продолжалось и сотрудничество Н. в журналах для детей и юношества. Он публиковал и переводы стихов Т. Шевченко, Я. Райниса, М. Конопницкой, Я. Коласа, Я. Купалы. До Октября Н. испытывал трудности с изданием сборников. Вышли только две книжки: "Трудовые песни" (М., 1911) и "Вечерние песни" (М., 1913). Лишь в 1916 г., в возрасте 57 лет, поэт оставил работу стеклянщика. Наиболее полный прижизненный сборник стихотворений Н.-- "Из песен старого рабочего" (М., 1922).
Соч.: Гута (Полн. собр. соч.) / Критико-биографический очерк И. Кубикова.-- М.; Л., 1928; Избранное / Вступ. ст. и примеч. А. Л. Трегубова.-- М., 1955; У истоков русской пролетарской поэзии / Вступ. ст. А. Бихтера.-- М.; Л., 1965.
Лит.: Осьмаков Н. В. Русская пролетарская поэзия.-- М., 1968; Бахметьев В. Голос рабочего поэта // Литературная газета.-- 1955.-- 22 ноября; История русской литературы конца XIX--начала XX века / Под ред. К. Д. Муратовой.-- М.; Л., 1963.