(25.8.1874, д. Пантюки, Владимирской губ. - 5.4.1940, Брюссель) - писатель, публицист. Родители из крепостных, позднее отец занялся лесным промыслом. "Я сын мужика, выросший среди народа...", - подчеркивал Н. в автобиографии (1922). "Родным гнездом" он называл деревню Буланово в Суздальском крае. В начале 900-х выпустил в Москве первые сборники рассказов и очерков: "Родные картинки" (1900), "Убогая Русь" (1901), "Перед рассветом" (1902).
Длительное время был близко знаком с Л.Толстым, вел с ним переписку, испытал его влияние. До 1917 выступал против "гнилого правительства", впоследствии свидетельствовал, что много лет стоял "на довольно левых позициях", но уже под впечатлением революции 1905-7 эволюционировал к более умеренным взглядам, поскольку, как утверждал Н., "началось великое нравственное падение русского народа", "вся страна кипела кровью и все гуще наливалась злобой". Нарастание вражды рабочих к предпринимателям отобразил в рассказе "Забастовка" (1906). Герой романа "Менэ... Тэкэл... Фарес..." (М., 1907) - интеллигент, "начитавшийся либеральных книг" и соприкоснувшийся с западноевропейским рабочим движением: увидев "изнанку прогресса", он ищет уединения в деревне, но становится жертвой крестьянского бунта.
В 1911 Н. опубликовал несколько книг о Л.Толстом ("Дедушка Толстой", "Из жизни Л.Н.Толстого"). В собрание сочинений Н. (т. 1-8, 1910-17) вошли также ранние рассказы, 1-я книга автобиографических записок "Моя Исповедь" (1912), романы "Сфинкс", "Белые голуби принцессы Риты" (1913), сборник лирических миниатюр "Вечерние облака. Книга тихого раздумья" (1916), сборник рассказов "Кикимора" (1917). Отметив, что "Иван Наживин - имя довольно видное в литературе нашей", М.Горький отозвался о "Моей Исповеди" как о книге "на протяжении двух третей скучной, торопливо и небрежно написанной", интеллигенция получила в ней "возмездие в форме различных пинков и плевков". "О Наживине не стоило бы говорить, не будь он единицей в тысячах русских людей, изуродованных безобразной нашей жизнью, ...отчаявшихся и впавших в крикливый, а потому оглушающий молодое поколение, заразный нигилизм".
Отношение к событиям 1917 Н. выразил в "Записках о революции" (Вена, 1921); оценивал революцию как "банкротство левых деятелей": "Мы представляли себе нашу роль в истории, как какой-то триумфальный марш по вершинам веков в поучение всем народам. Мы ошиблись. Нам предстоит не светлое торжество победителей, а уныние и позор... и тяжелая работа по исправлению наших страшных ошибок". Вместе с тем возлагал вину за жестокость революции на старый режим, утопивший народ в морях крови на войне. С 1918 Н. находился на территории, занятой Добровольческой армией, куда бежал, по его словам, спасаясь от "голода и крови", чтобы бороться с хамом... за Россию, за монархию".
Выступал как пропагандист белого движения, сотрудничал в одесской газете "Южное слово", опубликовал брошюру "Что нужно знать солдату?" (Ростов-на-Дону, 1918), "Два письма" (1919), в которых упрекал крестьян в том, что они обрекают рабочих на голод, призывал тех и других "идти вместе, вместе делать жизнь лучше".
В 1920 эвакуировался из Новороссийска в Болгарию. Жил в Югославии (Новый Сад), Австрии, Германии. В Вене возглавлял отдел в издательстве "Детинец". В 1924 поселился в Бельгии. Вслед за "Записками о революции" издал автобиографические книги "Накануне: Из моих записок" (Вена, 1923) и "Среди потухших маяков: Из записок беженца" (Берлин, 1922). Раскрывая название последней, Н. писал: "Наше время... - время крушения утопизма, всякой социальной фантастики. Утопизм рухнул в пучину голода и крови"; большевизм - "это только заключительный аккорд тысячелетнего безумия". "Потухшим маяком" стали для Н. и надежды на спасительный Запад. "Главный трагизм нашего положения, - писал он, - мы не знаем, что делать, куда идти". Советский критик В.Полонский заметил, что название книги неплохо передает положение русской эмиграции, блуждание во мраке самого писателя.
Поняв безысходность своего положения в зарубежье, Н. склонился к "сменовеховству", а в начале 30-х отмежевался от монархизма. В брошюре "Национальная слава и национальный позор. О Николае II" (Брюссель, 1933) писал о последнем царе как о личности, "которую хотелось бы вырвать из нашего прошлого", осуждал его как виновника небывалого разорения страны, вызвавшего революцию. Брошюра "Глупость или измена? Открытое письмо Милюкову" (Брюссель, 1930) - памфлет на кадетского лидера: "Вы, старик..., уже стоящий в могиле..., рветесь к власти..., в ослеплении своем метите себя в преемники Сталина"; претензии П.Милюкова Н. называл "старческим слабоумием". Придя к выводу о невозможности возврата России к прошлому, Н. стал мечтать о возвращении на родину: "Самая заветная теперь мечта моя - это какая-нибудь глухая дыра, где можно спрятаться вдали от всего"; ему виделись в то же время мрачные картины российской действительности: "разрушено все, голод в Поволжье, неизбежны войны", "будет жизнь наша сера, как безводная пустыня". В 1926 Н. просил предоставить ему советское гражданство. Эту эволюцию писателя усиливало чувство изолированности в эмиграции, о которой он писал: "Я знаю эмиграцию... это душное болото, мертвечина ее поражает". Изданная в 1935 в Тяньцзине (Китай) книга "Неглубоко уважаемые" - беллетризованные записки об эмиграции, в которых в нелестном свете предстают и писатели - М.Алданов, И.Бунин, Д. Мережковский, К.Бальмонт и др. В финальную часть книги было введено обращение "К Иосифу Сталину", к которому действительно обращался Н.: "Сил у меня осталось уже немного, но я все их отдам служению Родине", заверял он (ходатайство не было удовлетворено).
Эмигрантская критика оценивала произведения Н. отрицательно или с иронией. "Ив. Наживин все сделал, чтобы заслужить дурную славу ...злостного врага новой, честной России", - писал меньшевик Ст.Иванович (1921) по поводу "Записок о революции". Автор записок, "не понимая революции, так и говорит..., а раз не понимает, то все это чепуха, мерзость"; книга Н. - "незаменимое руководство к тому, чтобы поближе узнать автора, приглядеться к нему - бунтующему обывателю революции". Как "вопль обывателя, маленького, задавленного грандиозностью событий человека" оценивалась книга Н. и в журнале "Сполохи".
Наряду с документальной прозой Н. издал большое число беллетристических произведений - повесть "Четверть века спустя" (Берлин, 1922), рассказы для детей "В деревне", сборник рассказов "Перед катастрофой" (Мюнхен, 1922). К "Запискам о революции" примыкал сборник "Во мгле грядущего" (Вена, 1921), в который вошла повесть "Искушение в пустыне" - антиутопия о "коммунистической колонии" на уединенном острове в океане. Автор пародировал идею создания коммунистического общества: на остров доставляются из лондонской тюрьмы коммунисты разных стран и национальностей, им предоставляется полная свобода деятельности, ее финансирует международная комиссия по борьбе с коммунизмом. За этим следуют дискуссии, раскол, саботаж, преследование "врагов коммуны", расстрелы "за контрреволюционный образ мышления" и т.п. В результате - полный развал хозяйства. "Общее дело не сложилось", "духа коммунизма не оказалось". Спасительной стала идея перехода к более совершенной и справедливой форме экономической жизни - на основе частной собственности. В годы эмиграции продолжалось издание собрания сочинения Н., начатое в Москве, в 1926-35 отдельные тома издавались в Париже, Новом Саде, Риге, Тяньцзине (всего 41 том). Среди них "Фатум. Беженский роман" - о судьбе высокообразованного интеллигента, гвардейского офицера и талантливого художника, отец которого был расстрелян, а имение разграблено; в эмиграции он бедствует, служит лакеем на морских судах и находит благополучие и счастье в Америке. "Прорва, Беженский роман" вышел в 1928 в Риге, "Молодежь" - о молодом поколении эмигрантов в Бельгии, студентах университета, их невзгодах и драмах жизни - в Париже, "Недостроенный храм" - в Тяньцзине (1935).
Н. писал и исторические романы: "Во дни Пушкина" в 3-х томах (1930-32): "Кремль. Хроника XVI в." (Новый Сад, 1932): "Распутин" в 3-х томах (Лейпциг, 1923: пер. на нем., болт., чеш., англ. яз.
"Иудей" (Рига, I933) и "Евангелие от Фомы" (1933) - о времени зарождения христианства, "Глаголют стяги" и "Бес, творящий мечту" - о древней Руси. Романы "Поцелуй королевы" и "Древние письмена" написаны в приключенческом жанре. Рассказы Н. печатались в журналах "Юный друг", "Рассвет", "Русский голос" и др.
Источник: В.Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г.