Навроцкий Александр Александрович
Навроцкий А. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   НАВРОЦКИЙ Александр Александрович [псевд. Н. А. Вроцкий; 1(13).3.1839, Петербург -- 28.5 (10.6).1914, там же; похоронен на Новодевичьем кладб.], поэт, драматург, прозаик, издатель. Из дворян Моск. губ. В 1857 окончил 2-й пе-терб. кадет, корпус и быт выпущен в гвардию. Служил в л.-гв. Моск. полку. В 1867 из-за последствий ранения в голову (во время подавления польск. восстания в 1863) оставил строевую службу и поступил в Воен.-юридич. академию. После ее окончания (1868) служил помощником моек., затем петерб. воен. прокурора, виден, воен. прокурором, воен. судьей Петерб. воен. округа, прел. Виленского воен. окружного суда. В 1891 вышел в отставку в чине ген.-лейтенанта. Был членом Воен.-ист. об-ва.
   Дебютировал в лит-ре светским ром. "Семейство Тирских" (М., 1869), обнаруживающим увлеченность нем. романтизмом (мотивы безумия, мистич. роли музыки, гибели в Рейне и т. д.), -- мелодраматичным и риторичным ("вариации, очень скучные, на темы несчастной любви" -- "Илл. газ.", 1869, 11 дек.; ср.: иронич. рец. -- ВЕ, 1869, No 5; отрицат. отклик: Z <В. П. Буренин> -- СПбВед, 1869, 25 марта). Известность Н. принесли стих. "Утес Стеньки Разина" ("Есть на Волге утес... "; написано в 1864; ВЕ, 1870, No 12) и драм, хроника "Стенька Разин" (ВЕ, 1871, N25). Стих, бьшо положено на музыку, "распевалось в семидесятых и восьмидесятых годах радикальной молодежью и имело значение рус. марсельезы" (Ясинский И. И., Лит. воспоминания. -- ИВ, 1898, No 1, с. 159); в дальнейшем оно включалось в рев. песенники (сб.: Песни свободы, М., 1905; Песни борьбы, М., 1906; и др.).
   В драм. хронике "Стенька Разин", посв. Н. И. Костомарову и вдохновленной его кн. "Бунт Стеньки Разина". Н. "вообразил, что Разин был непременно социалист и чуть ли даже не предтеча героев недавней Парижской коммуны" (ВИ. 1871, No 135). Сторонники правит, лагеря сочли, что пьеса Н.. "представляющая всеобщую резню и грабеж как борьбу за свободу. есть продукт нигилистич. учения" (А. К. Толстой в письме М. М. Стасюлевичу от 1 окт. 1871. -- Толстой А. К., Собр. соч. т. 4. М., 1969, с. 377). На революционеров же она оказывала сильное мобилизующее воздействие (см., напр.: Моисеенко П. А., Восп., М., 1924, с. 39--Ю). Попытки Н. переиздать пьесу и стих, о Разине (не только в 70-х гг., но и позднее) пресекала цензура (см.: РГИА, ф. 777. оп. 2. д. 22; оп. 3. д. 15). Пьеса была переработана членами народнич. кружка "чайковцев" (белые стихи заменены прозой, переставлены акценты, сделаны вставки пропагандист. характера), отпечатана в Женеве (1872) под назв. "Вольный атаман Степан Тимофеевич Разин" и использовалась в народнич. пропаганде (см.: Процесс 193-х. М., 1906, с. 38. 70. 101, 153: в России авт. текст пьесы вышел отд. изд. лишь в 1907. СПб.).
   В 1874 издал в Вильне пьесу "Царевна Софья" (в кн. включен и ряд стих.). В кон. 70-х гг., проживая в Петербурге, посещал салоны А. П. Философовой и гр. С. А. Толстой, общался с Н. С. Лесковым и Ф. М. Достоевским (Н. -- человек "честный, но с великим самомнением" -- Достоевский, XXX, кн. 1, с. 58). Дважды посетил Л. Н. Толстого: в 1878 в Ясной Поляне (говорил с ним о ж-ле "Рус. речь", к-рый готовился издавать со следующего года. -- см.: Л. Н. Толстой. Переписка, 2-е изд., т. 2, с. 31--32, 34, 36) и в нач. 80-х гт. в Москве. Толстой топа отрицательно отнесся к религиозно-мистич. настроениям Н" выразившимся, в частности, в том, что в течение ряда лет Н. ездил в отпуск послушником на о. Валаам (об этом в дневнике А. В. Жиркевнча -- ГМТ).
   С 1879 -- изд. и ред. умеренно-прогрессистского ж-ла "Рус. речь", привлек к сотрудничеству таких писателей и публицистов, как А. Д. Градовский, И. А. Гончаров, Н. Я. Данилевский, А. В. Круглое, Е. Л. Марков. Сам Н. выступал здесь с многочисл. статьями, стихотворениями и нет. драмами в стихах: "Последняя Русь" (1879, No 2), "Крещение Литвы" (1879, No 9; отд. изд. -- СПб., 1902), "Иезуиты в Литве" (1880, No 9). В публиц. статьях ("Совр. эподы" -- 1880, No 3--6; "Внутр. обозрение" -- 1881, No 4; "Самодержавие и конституционализм" -- 1881, No 6) рассматривал острые вопросы текущей жизни. Утверждая, что рус. царь неразрывно связан с народом (связь эту пытается разорвать бюрократия) и что непременным элементом обществ, жизни является "предание" (вера и традиции предыдущих поколений), он подверг резкой критике обществ, увлечения эпохи реформ (атеизм, нигилизм, меркантилизм), в ходе к-рых "мы промотали ту нравств. энергию и силу, к-рые преемственно получили от предков" (1880, No 3, с. 290). Критикуя в то же время и ряд элементов совр. гос. устройства (всевластие чиновничества, "классическая" реформа образования и т. д.), Н. призывал к "мелкой, постепенной работе", к "борьбе на нелегальном поле", считая, что в "основу всех предстоящих реформ должна лечь реформа человека", а для этого необходимы "полная свобода совести, привлечение частной энергии к поднятию нравств. идеала, к идейной борьбе с развившимся злом, строгая экономия и возможно широкое участие представителен народа в разрешении разл. вопросов гос. и обществ, жизни" (1881, No 4, с. 40, 48, 2-я паг.). "Рус. речь" успеха не имела (см.: Злобин П. <П. В. Быков>, Эпитафия. -- "Стрекоза", 1882, No 20, с. 6); Н. разорился на издании ж-ла (см. "От редакции" -- 1882, No 5) и прекратил его выпуск в 1882 (на No 5).
   Стихи Н. собраны в сб. "Картины минувшего" (СПб., 1881; на кн. был наложен арест, вышла посте перепечатки ряда страниц -- см.: РГИА, ф. 777, оп. 3, д. 37), "Светочи Русской земли" (СПб., 1896), "Сказания минувшего" (кн. 1--3, СПб., 1896--1902; 2-е дополненное изд. -- СПб., 1906), "По Волге, Волжские былины и сказки в стихах" (СПб., 1903); они печатались также в ж-лах "Рус. вест." (1903--04), "Мирный труд" (1905, 1907), "Светоч" (1910). Способный версификатор, но в стихотв. технике и подходе к ист. материалу эпигон Л. А. Мея, А. Н. Майкова и А. К. Толстого, Н. задался целью поэтически проиллюстрировать рус. историю, причем наиболее привлекали его остроконфликтные ситуации и персонажи, бунтующие против законной власти (стих. "Псков", "Новгород", "Патриарх Никон").
   Подражая рус. былинам и романтич. балладе, своими псевдорус. стилизациями он, по словам современника, "наводил тоску на читателей" (Де-Воллан Г. А., Очерки прошлого. -- ГМ, 1914, No 8, с. 155); большинство рецензентов характеризовало их как "прозу, изрубленную на короткие строчки, по правилам стихосложения, иногда с рифмами, далеко не всегда удачными" (РМ, 1897, No 3, с. 108, 3-я паг.; ср.: "Русь", 1881, No 51). Однако у менее взыскат. критиков ("Вилен. вест.", 1881. 28 окт.; <Е. А. Соловьёв> -- РБ, 1899, No 2; "Новости и бирж, газ.", 1897. 25 марта; и др.) и читателей они имели успех. Аналогичным образом сложилась ситуация и с его пьесами. По мнению мн. рецензентов, в его драмах "нет ни характеров, ни положений, ни завязки, ни начала, ни конца" (ОЗ, 1881, No 12, с. 183, 2-я паг.), а 8 речи персонажей "нет приправы, колорита и оттенков русской речи XVI, XVII веков и начала XVIII. (PC, 1882, No 6; оборот обложки, отзыв за подписью: К.).
   Продолжал писать и прозу; сб. рассказов "Волны жизни" (СПб., 1894; цензура намеревалась запретить книгу за осуждение существующих законов -- РГИА, ф. 777, оп. 4, д. 173; вышла с изъятием трех рассказов; сочувств. рец.: PM, 1894, No 7; "Набл.", 1895, No 3) и мелодраматич. ром. "Под ударами судьбы" (СПб., 1898), "Каждому свое" (СПб., 1899).
   К кон. 90-х гг. стал убежденным традиционалистом-консерватором (письмо А. С. Суворину от 7 окт, 1899: "Великие основы рус. государства: самодержавие, православие, народность -- не суть пустые звуки. Они существуют. На них зиждется и стоит рус. государство" -- РГАЛИ, ф. 459, оп. 1, No 2844, л. 34--35). В 1897 выступил организатором "Рус. бесед" -- лит.-муз. вечеров о рус. старине -- с чтением, пением, показом световых картин и т. п. (см.: Печерин С. <Сафонов С. А.>, "Рус. беседа". -- "Новости и бирж. газ.", 1897, 4 нояб.). Пытался организовать и театр ист. пьес, однако долгие хлопоты не завершились успехом. В 1903 стал одним из активных деятелей обществ.-полит. орг-ции "Рус. собрание" (в дальнейшем черносотенно-монархич. орг-ция).
   С 1900 -- чл. Лит.-худож. об-ва. Продолжал писать ист. драмы: "Дарья Осокина, купеческая дочь" (СПб., 1904), "Осада Ростова" (PB, 1906, No 5, 6), "Лихолетье" (СПб., 1910), "Артемий Петрович Волынский" (СПб., 1910) и др.; стремился поставить их в театре, однако после многолетних усилий смог пробиться лишь на сцену Нар. дома в Петербурге, где с 1900 в течение неск. лет шла "драматич. быль" "Иван Разбойник, или Грехам не съесть, пока совесть есть" ("Свет. Сб. романов и повестей", 1901, No 2). Несмотря на иллюстративность, пьесы Н. "вполне отвечали психологии непосредственности -- в них и сильные движения, и возвышенные чувства, и величавая речь" ("Лукоморье", 1914, No 9, с. 15). За трагедию в стихах "Государь-царь Иоанн III Васильевич" Н. был удостоен в 1901 поч. отзыва при присуждении АН Пушкинской пр. (опубликована "Свет. Сб. романов и повестей", 1903, No 6; рец.: В. И. Ламанский -- Сб. ОРЯС, 1903, т. 75, No 4). Представление состоялось в 1903 в Нар. доме, но вскоре пьеса была запрещена для пост. в нар. театрах, т. к. она изображала "облик столь несимпатичного держателя самодержавия" (из донесения полицмейстера градоначальнику -- цит. по кн.: Ханченко, с. 356). В 1912 за пьесу "Ермак" получил пр. И. Г. Вучины, присуждавшуюся ист.-филол. ф-том Новорос. ун-та (Одесса) за лучшие пьесы для нар. сцены.
   Сын Н., тоже Александр Александрович, актер, выступал и как автор пьес: "Антверпен пал, но Бельгия жива!" (П., 1914), "Колокол Реймсского собора" (П., 1914), "За идеал Русн свободной" (П., 1915) -- вышли под псевд. А. А. Наровский (об авторстве см.: РГАЛИ, ф. 675, оп. 3, д. 49); позднее приписывались отцу.
   Др. произв.: ист. пьесы -- "Марфа Борецкая, или Падение Великого Новгорода" (СПб., 1900), "Полонянка" (СПб., 1904), "Коромыслова башня" (СПб., 1909), "Великий день (19 февр. 1861 г.)" (СПб., 1911), "Князь Михаил Скопин-Шуйский" (СПб., 1913).
   Изд.: Драм. произведения, т. 1--3, СПб., 1900; Драм. творчество, кн. 1--3, СПб., 1909--1913; Одноактные драмы. СПб., 1909; [Стихи]. -- В кн.; Вольная рус. поэзия второй пол. XIX в., 2-е изд., Л., 1959 (БПбс); [Песни и романсы]. -- В кн.; Поэты 1860-х гг., Л., 1968.
   Лит.; Достоевский. XXX (ук.); Михневич; Михайловский. V, 450; Друскин М., Рус. рев. песня. М., 1954, с. 9, 40, 48, 51--52, 58, 149; Житомирский Д., Из прошлого рус. рев. песни. Л., 1963, с. 27--31; Яранцев Р. И., Первая "книга для народа" революционеров-пропагандистов нач. 70-х гг. XIX в. -- ИзвОЛЯ, 1966, т. 25, в. 3; Акимова Т. М., Архангельская В. К., Рев. песня в Саратовском Поволжье, Саратов, 1967, с. 96, 103, 113; Зубков М. Н., Рус. поэма сер. XIX в., М., 1967, с. 44, 46--18; Захарина В. Ф., Голос рев. России. М., 1971, с. 48--51; Хайченко Г. А., Рус. нар. театр кон. XIX -- нач. XX в., М., 1975, с. 356; Вересаев В., Восп., М., 1982, с. 134; Днепров Л., В них святая наша слава. -- "Сел. молодежь", 1982, No 11, с. 51--52; Гринкевич Н., Строки, имена, судьбы. А.-А., 1983, с. 41--19; Гофман Л., Одиссея Александра Рославлева. М., 1984, с. 32--43, 136; Катанов В., Живые письмена. Тула, 1987, с. 125--28; Достоевский в восп. (ук.); Literatura rosyjska, t. 2, Warsz., 1971. s. 256. * Некрологи, 1914; ИВ, No 7; "Рампа и жизнь", No 23, Ист. обозрение 2-го кадет. корпуса. СПб., 1862, с. LXXIV; Кузьмин-Караваев В. Д., Воен.-юрид. академия. СПб., 1891, с. 4 (2-я паг.); Брокгауз; Венгеров, Источ.; Мезьер; Гранат; КЛЭ; Иванов; Масанов (неверно ук. год рожд.; ошибочно приписан Н. псевд. его сына -- А. А. Наровский).
   Архивы; ИРЛИ, ф. 377, No 2505 (автобиография 1913 г.); РГАЛИ, ф. 459, оп. 1, No 2844 (письма А. С. Суворину, 1894--1910); ф. 275, оп. 4, No 36 (письмо Н. С. Лескову); РГБ, ф. 93/11, к. 7, No 3 (письмо Ф. М. Достоевскому); ГМТ, ф. ААЖ (42 письма А. В. Жиркевичу, 1892--1910, и многочисл. записи в дневнике Жиркевича о Н.) [справка Н. Г. Жиркевич-Подлесских]; ГАРФ, ф. 564, оп. 1, д. 2654 (письмо к А. Ф. Кони); СПб ГТБ (письма Ю. И. Беляеву, П. П. Гнедичу, Н. Ф. Сазонову); РНБ, ф. 615, No 699 (письма Н. И. Привалову, 1897--1907); ф. 874, No 58, 78, 118, 122 (письма С. Н. Шубинскому, 1894--1910).

А. И. Рейтблат.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru