Весьма ошибается, кто думаетъ, будто большая часть Поляковъ и вообще такъ называемый народѣ дѣйствительно привержены къ Наполеону. Поляки считаются добрыми католиками; а имъ извѣстно, что Папа предалъ Наполеона проклятію. Слѣдствія сего проклятія теперь очевидны: истребленіе большой Французской арміи есть конечно Божія казнь за великія обиды, нанесенныя Папѣ. Точно такого мнѣнія большая часть Поляковѣ о бѣдственныхъ, недавно случившихся событіяхъ, къ нимъ прибавить еще должно тысячи отцовѣ и матерей, женѣ и дѣтей, моихъ сыны, мужья, отцы увлечены въ Испанію, и тамъ принесены на жертву ужаснѣйшему идолу бѣшенаго властолюбія. Можно ли статься, чтобы Поляки привержены были къ такому человѣку, которой отлученъ отъ церкви, надъ которымъ гремитъ проклятіе Папы и Божіе мщеніе; и который мечтою Польской самобытности фиглярски съигралъ съ нимъ шутку столь плачевную?
Правда, мы увѣдомились теперь; что великій Наполеонъ счастливо дотянувши благоразумную ретираду свою до самаго Парижа; съ горя обратился къ Папѣ; у котораго даже выманилъ конкордатъ; какъ онъ самъ увѣряетъ; однакожъ мы очень хорошо знаемъ твердой характеръ Папы, и потому не можемъ удержаться отъ нѣкоторыхъ сомнѣній, особливоже когда скрываютъ отъ насъ содержаніе того конкордата. Положимъ на часъ, будто они и выгодно было бы для Наполеона; но мы недолжны забывать; что Папа есть узникъ его; и что пока неполучитъ онъ совершенной свободы, дотолѣ вынуждаемыя у него распоряженія и на словахъ и на письмѣ столь же мало значатъ, какъ и отреченіе Испанскаго Короля отъ престола, когда въ Байонѣ предложено ему былъ выбирать или смерть; или отреченіе.
Всѣ знаютъ, съ какимъ насильственнымъ тщаніемъ подавляемы были извѣстія, заключающія въ себѣ какую-нибудь истину непринятую для Наполеона; вотъ чему приписать должно невѣдѣніе многихъ Поляковъ о томъ, что такъ называемый возстановитель ихъ пораженъ Папскимъ проклятіемъ. Весьма желательно при нынѣшнихъ обстоятельствахъ, чтобы духовенство постаралось увѣдомить народъ обо всемъ случившемся, надлежащимъ образомъ вразумить его, и напомнить, что всякой ратующій подѣ знаменами проклятаго человѣка, по церковнымъ правиламъ, симъ подвергается отлученію. Баварцы, Австрійцы и другіе народы суть также добрые католики. Почемужъ они доселѣ не подумали, что сражаются противу Папы? и чѣмъ сей кроткій Первосвященникъ заслужилъ столь ужасныя обиды отъ Наполеона? Не все ли онъ сдѣлалъ, что только было съ должностями его совмѣстно, дабы приобщить къ церкви такого человѣка, которой въ Африкѣ явилъ себя чтителемъ Магомета? Все было напрасно! Кто неимѣетъ нравственности, тотъ и никакой вѣры въ душѣ своей имѣть не можетъ.
Повторяю: мы здѣсь увѣрены совершенно, что лишь только духовенство наше надлежащимъ образомъ увѣдомитъ народъ обо всемъ случившемся между Папою и Наполеономъ, обо всѣхъ бѣдствіяхъ и унижающихъ поступкахъ, которыя Святый отецъ принужденъ былъ вытерпѣть, и о томъ какъ онъ громомъ проклятія, единственнымъ своимъ оружіемъ, поразилъ безбожнаго притѣснителя; то каждой правовѣрный Полякъ не только перестанетъ сражаться за губителя Европы, но даже на него самаго тотчасъ обратитъ мечь свой.
-----
Письмо из Варшавы: (Выписка): [Об отношении поляков к Наполеону I]: (Из Кенигсб. вед.) // Вестн. Европы. -- 1812. -- Ч.66, N 23/24. -- С.276-279.