Накрохин Прокофий Егорович
Накрохин П. Е.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   НАКРОХИН Прокофий (Прокопий) Егорович [27.2(11.3).1850, г. Великий Устюг Вологод. губ. -- 14(27).10.1903, Петербург, похоронен на Волковом кладб.], прозаик, журналист. Из многодетной купеч. семьи. Учился в Архангельской г-зии (1858--64), вышел из нее до окончания курса; по желанию отца брал частные уроки коммерч. знаний, англ. и нем. языков. Благодаря богатой дом. б-ке и родительскому влиянию рано приобрел вкус к лит-ре и театру. После смерти матери (1864) и отца (1866) и ликвидации его дела ("на долю семьи остался только небольшой дом" -- автобиография, ИРЛИ) дети были записаны в мещане. На Н. легли заботы о младших братьях (сохранил контакты с ними до конца жизни; сам Н. был бездетным). Определившись на заработки, он служил в торговой конторе в Вятской губ., ездил на ярмарки, плавал на барках с рабочими в Архангельск, там же работал в льняной артели. По достижении совершеннолетия сдал экзамены на звание учителя. В 1871--76 преподавал ряд предметов в Архангельском уездном (с 1876 -- городское) уч-ще; в апр.--авг. 1876 работал в Холмогор. приходском уч-ще; одновременно печатался в газ. "С.-Петерб. вед." (1872--73), "Нов. время", "Молва", "Неделя" и др. (заметки. статьи). В 1876 опубл. первый рассказ "На Груманте" ("Друг народа", 4, 16 февр. -- 5 марта), где описал реальный случай вынужденной зимовки купцов-поморов на Шпицбергене. В это же время был задуман ром. "Злое очарование", оставшийся незаконченным (см.: В. В. Брусянин -- ЖдВ. 1903, No 11, стб. 1398). В 1877--78 счетный чиновник Архангельской контрольной палаты; коллеж, секретарь. В 1879 переехал в Петербург, где первое время жил частными уроками, затем служил в канцелярии Об-ва спасения на водах (1879--89); писал репортерские заметки в ж. "Спасение на водах"; по службе был знаком с В. М. Жемчужниковым.
   Началом своей лит. деятельности Н. считал (автобиография -- ИРЛИ) рассказ "Входящий и исходящий" (Кн. "Недели", 1888, No4), посв. судьбам "неопытных провинциалов", пополняющих ряды "третьестепенных чинов". Известность Н. принес рассказ "Вор" (там же, 1890, No 12), гл. герой к-рого -- опустившийся до мелкой кражи актер-неудачник, по словам анонимного рецензента, "возбуждал сострадание к тем, кто не может после покаяния стать лучше" (СВ, 1892, No 8, с. 78). Рассказ привлек внимание Л. Н. Толстого ("И художественно прекрасно, и трогательно" -- LXXXVII, 68), при участии к-рого был опубл. в изд-ве "Посредник" под назв. "Часы" (М., 1892; 4-е изд., М., 1901). В 1891 при содействии М. О. Меньшикова Н. стал сотрудником газ. "Неделя" П. А. Гайдебурова: секр. редакции и ред. лит. прил. -- "Книжки Недели", где печатался вплоть до закрытия изд. в 1901.
   По восп. современников, Н. был довольно замкнут, "к писательскому кругу не подходил", трудно сближаясь с людьми (М. О. Меньшиков -- НВ. 1903. 19 окт., с. 3). Среди литераторов-газетчиков выделялся деликатностью, "невероятной скромностью", "феноменальной застенчивостью" (Беллетрист, с. 173). Всегда верный долгу, благоговейно относящийся к печатному слову, он за мизерное вознаграждение выполнял массу черновой ред. работы, в к-рую Вкладывал "чуткую душу писателя, а не ремесленника" (И. Носков -- "Лит. вестник". 1903. т. VI, кн. 6, с. 172). Меньшиков писал А. П. Чехову (1899): "Мерзнет с женой в двух комнатах на Петербургской, без прислуги, обедает по кухмистерским": "у нас в редакции это единственный интеллигентный человек, с к-рым можно отвести душу" (цит. по: Чехов. Письма. XVII. 421).
   Опубл. в "Книжках "Недели"" в 1890-е гг. рассказы ("Сказка и правда" -- 1895, No 11; "Чиновник" -- 1896, No 7; "Талисман" -- 1897, No 6; "Стихия" -- 1898, No 11; "Странник" -- 1898, No 4; и др.) составили сб. "Идиллия в прозе" (СПб., 1899, 1900). Рисуя провинц. быт, нравы духовенства, рабочую среду, круг мелких чиновников, торговцев, ремесленников. Н. на первый план выдвигал тему "маленького человека" -- жертвы социального бесправия. Преим. внимание уделял раскрытию его внутр. мира, по словам рецензента, выступал прежде всего как "живописатель душевных движений личности" (В. М. Грибовский. -- Кн. "Недели", 1899, No 4, с. 195). Проблему добра и зла решал с религ. позиций, саму "идиллию" понимал как внутр. гармонию, в основе к-рой должно лежать чувство сострадания и "нежной жалости" к миру ("Идиллия в прозе", с. 257). Отсюда характерный для Н. сюжет -- история покаяния и нравств. эволюции "маленького человека", "грешного", огрубевшего в "горькой и бессмысленной сутолоке" своей "бедной жизни" (там же, с. 62), а также примирит, финалы и добродушный юмор. Рассказы отмечены нек-рым однообразием повествования, надуманностью отд. ситуаций и образов, а вместе с тем написаны, по словам В. Кигна (В. Л. Дедлова), с "большой... поэтичностью" (цит. по: Чехов. Письма. XI, с. 626).
   Они в целом довольно высоко оценивались современниками: "Красивая легкая форма, стройность композиции, яркость... образов, психол. проникновение и тонкая наблюдательность" (Беллетрист, с. 173): "Все его рассказы подернуты дымкой мечтательности... и освещены внутр. огоньком юмора. -- особого, безобидного, снисходительного, любящего юмора, к-рый в жизни чате всего встречается у добрых и умных женщин и у монахов" (<В. Л. Дедлов> -- цит. по: Гайдебуров В. П., "Бессарабец" о рассказах Н. -- Кн. "Недели". 1899, No 4, с. 240); "нет и тени сарказма, злой насмешки" (М. О. Меньшиков -- "Неделя", 1899, No 13, с. 347; др. положит. рец. 1899: РМ, No 9; МБ, No 5). Вместе с тем нек-рые рассказы расценивались лишь как "умело и складно" написанный "сложный анекдот, порою чисто водевильного свойства" (А. А. Измайлов -- БВед, 1899, 9 июля, с. 2). Недостатки рассказов связывались также и с характером писателя: "Это хорошее дарование, но робкое, слабо захватывающее... Надо бы пободрее и посмелее, значительно расширив сферу наблюдений" (Чехов. Письма, VIII, 276).
   Предметом оживленных дискуссий стали рассказы Н. о быте и нравах босяков ("Талисман", "Странник" и др.), в к-рых он избежал как этнографизма, так и романтизации персонажей. Его имя часто использовалось в полемике против Горького: нек-рые критики приветствовали отсутствие в произв. Н. "узкой тенденциозности и партийности" ("Жизнь и иск-во", 1899, 24 апр., с. 3): Меньшиков считал его наиболее удачным "изобразителем быта народного", не объявляющего, в отличие от Горького, "безудерж. нахрап, шарап... геройством" (НВ, 1903, 19 окт., с. 3); В. П. Буренин даже утверждал, что Н.-- "талант нисколько не меньший", чем Горький и В. В. Вересаев (НВ, 1899, 2 апр., с. 2); о беспочвенности подобных мнений писал А. В. Амфитеатров: "Это -- конкуренция опрятной фаянсовой фигурки... с нахмуренным над Волгою утесом Стеньки Разина" (см.: Old Gentleman. Лит. альбом. XVI. -- "Россия", 1900, 18 мая, с. 3).
   После закрытия "Недели" (1901) и непродолжит. сотрудничества в газ. "Новое дело" (1902), оставшись без работы и средств к существованию. Н. тяжело заболел. Последние рассказы "Ветер с моря" ("Отдых", 1901, No 5), "Форма" ("Нов. дело", 1902. No 1), "Случай" (там же, 1902, No 7), "Контрасты" (ЖдВ, 1902, No 2), неурядице" ("Звезда", 1903, 2 нояб.), написанные в духе "Идиллии в прозе", были несозвучны времени и вызвали суждение о творч. исчерпанности Н. [см.: Соломин С. <Стечкин С. Я.>, Могила (Памяти Н.) -- "Новости и бирж. газ.", 1903, 18 окт.].
   Умер в крайней бедности, в психиатрич. больнице.
   В некрологич. статьях Н. причислялся то к "мастерам старой школы" (Н. А. Энгельгардт -- НВ, 1903, 18 окт.), то к продолжателям традиций народнич. лит-ры (см.: Войтоловский; Петров; Краснов). Более гибкую и точную опенку дал Н. К. Михайловский, критически откликаясь на попытку Меньшикова увидеть в Н. диккенсовское начало: его "талант" нельм "назвать крупным, но, в противоположность большинству... авторов мелких рассказов, он имел свою... физиономию.... все рассказы Н.: какой-нибудь анекдот, случайное совпадение в основе и мягкий, ласкающий, примирительный момент в конце... Сделано это весгда прилично..." (РБ, 1903, No 11, отд. II, с. 90--91).
   Лит: Чехов (ук.); Толстой (ук.); Меньшиков М. О., Добрый юмор. -- В кн.: Критич. очерки, т. I, СПб, 1899, с. 400--404: Беллетрист <Боборыкин П. Д.>. Памяти Н. -- "Лит. вестник", 1903, т. VI, кн. 6; Краснов Пл. <Н.>. Памяти Н. -- "Лит. вечера "Нового мира"", 1903. No 11: Петров К. (Мсавслский К. П.). П. Е. Накрохин. -- ИВ, 1903, No 12: Северцев Г. <Полилов Г. Т.>. Памяти Н. -- "Звезда", 1903, No 85; Любагин Н., Писатель старых традиций. -- "Рус. листок", прил., 1903, 9 нояб.; Войтоловский Л. П., П. Е. Накрохин. "Идиллия в прозе". -- "Киевские отклики". 1904, 10 мая; Бороздин А. К., Рус. лит-ра в XIX в., 2-е изд., СПб, [1911], с. 128: Кулижников Г., Им восторгался Толстой. -- "Лит. Россия", 1986. 3 ост. * Некрологи, 1903: НВ, 17 окт.; "Одес. новости". 26 окт. (Ал. Ожигов <Н. П. Ашешов>); Брокгауз; Венгеров. Источ.; Гранат. ИЛРДВ.
   Архивы ИРЛИ, ф. 357, оп. 5, No 77 (автобиография): ф. 155 [справка Н. А. Хохловой): РНБ. (р. 118. No 59 (Словарь П. В. Быкова); ГА Архангельской обл., ф. 46, оп. 1, д. 69 (ф. с. 1876 г.): оп. 3, д. 173; ф. 49, оп. 4, д. 48--49; ф. 50, оп. 1, д. 42 [справка В. А. Волынской]; РГИА, ф. 109, оп. 1, д. 169.

M. A. Николаева.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru