НАХИМОВ Аким Николаевич [8(19).9.1782, вероятно, д. Поповка Богодухов. у. Харьков, наместничества* -- 18(30).7.1814, Харьков, у. Слободско-Украин. губ.], поэт-сатирик. Сын поручика в отставке, помещика Богодухов. у.; мать -- сербиянка из рода Ранковичей. Учился в Моск. ун-тском благородном пансионе, где писал сатирич. стихи и статьи (учебные сочинения); тогда же впервые напечатался: в близких к Моск. ун-ту ж-лах "Приятное и полезное препровождение времени" и "Иппокрена, или Утехи любословия" вышли его пер. с нем. (1798, ч. 17, No 20, подпись Яким Нахимов; 1799, ч. 2, No45) и французского. Окончив пансион, поступил юнкером в Мариупольский гусар, полк. Вышел из него для определения в статскую службу и отправился в Петербург.
По рассказу А. Г. Розальон-Сошальского (бр. В. Г. Розальон-Сошальского), чтобы не начинать службу с нижних чинов, "соблазненный каким-то пройдохой, купил подложный патент на чин капитана, за что был судим и по приговору исключен из службы, с лишением права вступать как в военную, так и статскую службу" (см.: Багалей, с. 828). Сам Н. в басне "Молодой орел" вспоминал о каких-то грехах неопытной молодости. Вернувшись в Малороссию, Н. поступил для продолжения образования и морального "отбеливания" (см.: Борзенков, с. 12--13) в только что открытый Харьков, ун-т (янв. 1805) на "словесный ф-т". Будучи уже достаточно знаком с "теорией словесных наук", зная англ., франц. и нем. языки. Н. во время "трехгодичного с половиною курса" занимался в основном греч. и лат. классиками (причем брат частные уроки у профессоров) и "практич. словесностью" (Борзенков, с. 13). В 1808 закончил ун-т по словесному отделению со званием кандидата, чему посвятил иронич. стих. "На получение кандидатского достоинства" ("...Десницей мошною ученого Сената / Се из ничтожества внезапно извлечен! / Петлиц сиянием сребристым озарен / Стою на степени высокой кандидата! / И Слава, осенив меня своим крылом / С улыбкой кажет всем печатный мой диплом!..."). В июне 1808 по желанию престарелого отца оформил права наследства, а в янв. 1810 женился (имел сына и двух дочерей).
С кон. 1809 до сер. 1811 по приглашению Совета ун-та читал двухгодичный курс (не докончил) по грамматике и словесности для чиновников, готовившихся к сдаче экзаменов на чин коллеж, асессора или стат. советника (раз в неделю приезжая с хутора в Харьков). Его аудиторию составляли в осн. зрелые люди, побуждаемые к этому указом от 6 авг. 1809, к-рый вызвал в обществе недовольство и насмешки. Сам Н. откликнулся на указ пародийной "Элегией", самым популярным его стих., разошедшимся в анонимных списках по всей России; забавно описывая переполох, охвативший чиновников ("Восплачь канцелярист, повытчик, секретарь, / Надсмотрщик возрыдай и вся приказна тварь! / ... О чин асессорский, толико вожделенный! / Ты убегаешь днесь, когда я восхищенный / Мнил обнимать тебя, как друга, как алтын..."), он, однако, приветствовал указ. суливший нек-рое "просвещение" подьячих.
Надо думать. Н. относился к лекциям с известной иронией: по преданию, он задавал слушателям в качестве грамматич. примеров переписывать свои стихи "Похвала гусиному перу" ("За драгоценное перо. Подьячие! главу пред гусем преклоните"), басню "Дьяк и нищий" опубл.: Чириков, с. 711) и спрягать глаголы "брать" и "драть", а курс начал стихотворным "Предисловием к Российской грамматике": "Блажен, кто в жизни сей с укаткой меж перстов / Прошел сквозь юс и кси,достигнул до складов. И тамо в бра и ара прилежно углублялся".
Семейные заботы и несчастья (смерть любимой сестры, отца, малютки-сына, а также привычка заглушать душевную горечь вином) вынудили Н. отказаться от преподавания; последние годы провел на уединенном хуторе, располагая хорошей б-кой. Скончался от внезапно начавшейся чахоточной лихорадки.
"С возрастом и познанием света, -- писал издатель и биограф поэта, соученик по Харьков. ун-ту и близкий друг Д. С. Борзенков, -- усилился у него порыв к занятиям словесностию даже до страсти" (см.: Нахимов А., Соч. в стихах и прозе. X., 1815, с. 3). Н. обладал натурой нервной и впечатлительной, а согласно его записке для доктора М. Я. Трофимовского, в юности богатое воображение доставляло ему даже страдания (см.: Борзенков, с. 10). По словам В. Г. Масловича, Н. был "роста среднего, сухощав, лицом некрасив, но физиономию имел многообещающую и сатирическую, больше задумчивую, нежели веселую, чело возвышенное" (Масловнч. с. 52). В стих. "К самому себе" (опубл. 1822) поэт писал: "Не знаешь светска обращенья: / Задумчив, медлен, нелюдима Не любишь шумного веселья: / Суровым кажешься и злым". Достаточно обеспеченный по провинц. представлениям (согласно Розальон-Сошальскому, "жил.., в Харькове не по-студенчески, а барином" -- см.: Багалей, с. 828), не связанный службой. Н. не слишком следовал принятым условностям (хотя Багалей, процитировав Розальон-Сошальского, сразу же оговаривал: "образ жизни... оригинальный и вместе с тем далекий от барства" -- с. 829. а Борзенков опровергал утверждения Масловича о "странностях" поведения Н.).
Н. не поддерживал связей со столичными журналами и широкой публике оставался неизвестным. Лишь в "Вест. Европы" (1810, No 8) появилась шутливая статья "Историческое и философическое рассуждение о блохе" (отправлена друзьями без ведома автора), да две басни и пародийная "Песнь луже" были напечатаны в ведомственном изд. "Периодическое сочинение о успехах народного просвещения" (1810, No24) (уже поем, в моек. "Амфноне" -- No 1 за 1815 -- опубл. два стих.). Отнюдь не лишенный стремления к лит. успеху ("было честолюбие ... суворовское" -- Борзенков, с. 18), Н. в последний год жизни определил план и состав сб-ка своих сочинений, поручив издание Борзенкову: "Сочинения в стихах и прозе" вышло к годовщине смерти автора (ц. р. 13 июня 1815; X.). Во 2-м, испр. и доп. изд. (X., 1816, ц. р. 24 ноября 1816) Борзенков совершенно изменил построение сб-ка, чтобы придать "характеру Нахимова как сатирика большую определенность" (см.: "От издателя" -- там же, с. 3), и поместил "Мнение о соч. Н." (отрывок из рец. Гонорского на 1-е изд. -- см. ниже).
Вслед за 1-м изд. гл. обр. благодаря Масловичу неизд. стихи Н. печатались в ж-ле "Харьковский Демокрит" (1816, янв.--нюнь; свыше 20); большинство из них включено во 2-е изд. Однако часть их, в т. ч. "Проповедь и басня" (No 3), "Заглавие к моим сочинениям" (No 5), не вошла и в 3-е, доп. издание Борзенкова 1822 (как и два стих, из "Укр. вест." 1819 в номерах 7 и 8), к-рый счал, что сочинения Н. "не все помещены быть могут" (Борзенков, с. 20). Существ, исправления и доп. по рукописям приведены в публикации Г. С. Чирикова (1880), в т. ч. начато комедии в стихах "Влюбленные педанты" (1-е д. целиком и краткое упоминание 2-го) и указание на "романтический отрывок" "Леандр и Юлия, или Торжество любви над мщением" (1806; сохранился в рукоп.).
Осн. часть произв. Н. относится к 1805--10. Он был по преим. поэтом-сатириком ("природа особенно, кажется, влила в душу его чувство отвращения ко всему несправедливому и смешному, впечатления коих действовали на него до исступления" -- Борзенков, с. 10--11). Лирич. произведений в его наследии -- считанные единицы: 4 в разделе "лирич. стихи" ("Поэт", "Златое время", "Осень". "К России"), да 3 близких к ним стих, "священного содержания": "Молитва", "Сонет" (пер. сонета "Раскаяние" франц. поэта 17 в. Ж. Дебарро) и "Песнь вере" (переложение 17-го псалма, одобренное проф. рос. словесности И. С. Рижским). Гл. жанр сатирика -- басня; принцип иносказания присутствует и в жанрово менее определ. сатирич. стих. ("Зверинец". "Письмо приятеля моего, странствующего в чудесном птичьем мире"); к басенному жанру примыкают эпиграммы, надписи и эпитафии.
Н. наследовал сатирич. традиции 18 в.: Борзенков видел в нем подражателя А. Д. Кантемира. А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина; Маслович -- Сумарокова, Фонвизина и нем. баснописца Г. К. Пфеффеля ("Укр. вест.". 1817, No10, с. 115). Хотя известно, что Н. часто откликался на местные Харьков, события, все его стих, имеют характер обшей "сатиры на порок". Органич. связь с поэтикой 18 в. в сатире Н. уже нарушена. Его лучшие стих, написаны в духе пародийно-бурлескных переделок высоких жанров ("Песнь луже", ирои-комич. поэма "Пурсоннада..." (о французе-торгаше, "герое кабаков", отправившемся в Россию служить гувернером; не закончена), фарсовое начало комедии "Влюбленные педанты..."], что придает им часто юмористич. оттенок. Осн. объекты обличения -- чиновники-взяточники, подражатели всему иностранному ("Мерзилкин, или Русский выродок, превратившийся в офранцуженную гадину"), дурные сочинители.
Первые посмертные изд. сочинений Н. встретили заинтересов. отклик только в Харьков. журналистике. Кроме "Эпитафии" Масловича ("Харьков. Демокрит". 1816. N" 1). высоко оценившего силу сатиры Н., появилась рец. Р. Т. Гонорского ("Укр. вест.", 1816, No 1--2), отводившая Н. место "между лучшими нашими сатирическими писателями" (No 2, с. 269): петерб. "Сын отечества" оценил издание довольно сдержанно: "приметны дарования, особенно в розе сатирическом" (1815, No 43, с. 181).
Переизд. 1840-х гг. критика встретила как странный лит. анахронизм: "У Н. не было нисколько поэтич. дарования; он притом худо владел языком.... писал... по фактуре сумароковской" (PB, 1841, No 10, с. 236): "талант его. по преим. местный и односторонний" ( -- "Совр.", 1849, No 11, с. 1), а их появление объяснялось исключительно действиями "спекулятивной промышленности": "в столицах г-на Нахимова читать уже более не будут, так его пустят по провинциям" (ОЗ, 1841, No 11, с. 9). Лишь Ф. А. Кони отчасти оправдывал поэтику Н.: "отсутствие эстетич. вкуса и немножко дубоватый оборот мысли" объясняются стремлением говорить о недостатках жизни "смело, резко, даже дерзко" (Кони, с. 507--08). В унисон с ним высказался и ценитель старой лит-ры М. П. Погодин: "никто до сего времени не наследовал его саркастической способности издеваться над пороками" ("Москв.", 1849, No 22, с. 50). 9 изданий сатирика в течение полувека свидетельствует, что они находили своего читателя, особенно в застойные подцензурные 1840-е гг.
Изд.: Соч. в стихах и прозе .... 3-е доп. изд., М., 1822 [(с биографией, сост. Д. С. Борзенковым, критически оценивающим брошюру Масловича); перепечатки 3-го изд.; М., 1841 (издатель Андрей Глазунов); М., 1841 (типография Н. Степанова); М.,1842; СПб., 1849 (издатель А. Ф. Смирдин, в серии "Полн. собр. соч. рус. авторов"; 2-е изд., СПб., 1852); М., 1852]. Чириков Г. С. А. Н. Нахимов. Писатель-сатирик. (Очерк лит. деятельности и неизданные его соч.). -- PC, 1880, No 11, с. 709--36; No 12, с. 951--74; [Стихи]. -- В книгах; Поэты-сатирики; Рус. пародия; Стихотв. сказка (новелла); Вольная рус. поэзия. Л., 1970; Рус. басня; Рус. эпиграмма, 1975.
Лит.;Маслович В. Г., Память о Харьков. стихотворце Н., СПб., 1818; Б<орзенков> Л. <С.>. Описание жизни Н. -- В кн.; Нахимов А., Соч. .... М., 1822; Пушкин (ук.); Белинский (ук.); <Кони Ф. А.>. Соч. Н. в стихах и прозе. М., 1841. -- ЛГ, 1841, 8 нояб.; Плаксин В. Т., Руководство к изучению истории рус. лит-ры, СПб., 1846, с. 183; <Лонгинов М. Н.>, Соч. Н., Милонова и Судовщикова. -- "Совр.", 1849, No 11; Чириков (см. в разделе Изд.; усматривает в "таланте" Н. "много общего с А. Е. Измайловым"); Багалей Д. И., Опыт истории Харьков, ун-та, т. 1, X., 1893--98, с. 571, 828--29 (с отрывками из мемуаров А. Г. Розальон-Сошальского); Багалей Д. И., Миллер Д. П., История города Харькова. ... т. 2. X., 1912, с. 796--98; Лешенко П. А., Несправедливо забытый поэт-сатирик. (Заметки о творчестве Н.). -- "Уч. зап. Ровенского пед. ин-та", 1963, сер. филол., т. 8, с. 193--203; его же. Несправедливо забытый талант. -- "Радуга". [К.]. 1965, No 11, с. 145--148; Лосиевский И., Вдохновение против кривосудия. -- "Лит. Россия". 1983, No 18; его же. Рус. лира с Украины. ... X., 1993 (ук.); ЛН, т. 53--54, с. 442; т. 59 (ук.). * Боград. ОЗ (1); КЛЭ, т. 9; Степанов. Стенник (ук.); Масанов.
Архивы; Ин-т лит-ры АН Украины, ф. 71; РГАДА, ф. 1355, оп. I, д. 1917, л. 3 (описание деревни Поповки) * [справка С. Р. Долговой].
В. П. Степанов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999