Муравьев Андрей Николаевич
Муравьев А. Н.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МУРАВЬЁВ Андрей Николаевич [30.4(12.5).1806, Москва -- 18(30).8.1874, Киев; похоронен в приделе Сергия Радонежского Андреевской церкви], поэт, драматург, духовный писатель, религ. деятель, мемуарист. Младший брат Ал-дра Н. Муравьёва, H. H. Муравьёва-Карского и M. H. Муравьёва (о нем см. в ст.: о брате Николае). После смерти матери (1809) воспитывался у родственников; в 1815--23 жил в Москве, в доме родителей, где размещалась Школа колонновожатых; дружил с ее воспитанниками. Рано пробудившееся стремление к стихотворству (первые, несохранившисся, опыты "Буря" и "Дружба" относятся к 1819), очевидно, пришлось отцу не по душе: "[он] ненавидит поэзию ... Он хотел сделать меня ... математиком или военным человеком" ("Мои восп." -- ГО, 1895, No 5, с. 57). Тем не менее в качестве лит. наставника был приглашен С. Е. Раич; под его руководством переводил Тита Ливия и "Энеиду" Вергилия (1820).
   В 1823 вступил в воен. службу -- по совету Н. В. Басаргина во 2-ю армию (г. Тульчин), где управляющим канцелярией нач. штаба был И. Г. Бурцов, близкий друг H. H. Муравьёва. Судя по письму к брату от 9 нояб. 1823, М. рассматривал службу как возможность вступить в гвардейский полк и, находясь в Петербурге, совершенствовать свое образование (ГИМ, ф. 254, No 341, л. 174). В мае 1823 зачислен юнкером 34-го Егерского полка, а в декабре переведен в Харьков, драгунский полк прапорщиком. Оказавшись в сфере деятельности Южного об-ва, общался в канун восстания с видными его деятелями, однако сведений о причастности М. к движению декабристов нет. В сент. 1827 уволился из армии "с повышением чина для определения к статским делам". Сдав в апр. 1828 экзамены при Моск. ун-те, в августе определен в ведомство Коллегии иностр. дел с причислением к дипл. канцелярии главнокомандующего 2-й армией П. X. Витгенштейна, участвовавшей в рус.-тур. войне 1828--1829.
   Несмотря на обременит. службу, лит. занятия М. в 1823--30 необычайно интенсивны. Он захвачен многочисл. замыслами. Культивируя в себе "поэтический огонь", в авг. 1825 отправился в Крым за новыми впечатлениями для поэмы "Потоп", к-рая мыслилась как логич. завершение "Потерянного рая" (1667) Дж. Мильтона и "Мессиады" (1751--73) Ф. Клопштока (сохр. две "песни" -- РГИА, ф. 1088, оп. 2, No 865). Одновременно работал над поэмой "Чатырдаг" (рукопись неизв.); к кон. 1825 завершил трагедию "Митридат" (опубл.: НЛО, 1996, No 17), а также ряд "описательных" стих, (позже вошедших в сб-к "Таврида"), В Симферополе, а затем в Бахчисарае М. встречался с А. С. Грибоедовым, к-рый одобрил замысел "Потопа" ("хотя и грозил его огромностью") и рассказал ему о собственных замыслах ист. драм "Федор Рязанский" и "Владимир" ("Мои восп." -- РО, 1895, No 5, с. 62--63, 74; см. также: Краснов П. С, О "Федоре Рязанском". -- РЛ, 1973, No 3, с. 104--07). Возможно, беседы с Грибоедовым побудили М. написать трагедию "Владимир" (лето 1826, Тульчин), с к-рой он осенью приехал в Москву (отрывок "Рогнеда" -- "Атеней", 1830, No 3, февр.; рукоп. неизв.).
   Зима 1826--27 -- наиб, яркий период в творч. судьбе М.: время активного вхождения в лит. жизнь Москвы и самоутверждения как поэта. Он тесно обшался с любомудрами, и прежде всего с М. П. Погодиным (отношения с ним поддерживал всю жизнь); накануне чтения пушкинского "Бориса Годунова" Погодин с энтузиазмом принял ходившую в списках трагедию "Владимир" (дневниковые записи Погодина о М.: РГБ, ф. 231, раздел I, No 31, л. 161--63). П. А. Вяземский писал о "Владимире" В. А. Жуковскому и А. И. Тургеневу (20 нояб. 1826): "Молодо, зелено, но есть живость, огонь и признаки решительного дарования" (Архив Тургеневых, VI, 48). М. познакомился с Е. А. Баратынским и А. С. Пушкиным; стал пост, посетителем салона З. А. Волконской (урожд. Белосельской-Белозерской, дальней его родственницы). Ей посвятил стих. "Ольга", "Певец и Ольга" (1827), а позже "Молитву об Ольге Прекрасной" ("Совр.", 1836, т. 4) -- в ответ на ее поэму в прозе "Сказание об Ольге" (Св. княгине, просветительнице Руси, считавшейся "заступницей" рода Белосельских-Белозерских; в стихах М. пост. ассоциация Ольга и Волконской). Находясь под покровительством Волконской, М. упрочил репутацию многообещающего поэта; его стихи стали предметом широкого обсуждения.
   Первую публ. М. -- стих. "Воззвание к Днепру", "Русалки". "Бакчисарай". "В Персию!", "Ермак" в альм. Раича и Д. П. Ознобишина "Сев. лира на 1827 г." (М.. 1827; ц. р. 1.11.1826) -- встретили весьма одобрительно: "с надеждой и радостию" обратил на нее внимание Пушкин (из неопубл. рец. на альм.; см.: XI, 48), а Вяземский нашел в ней "живую поэзию в вымысле и выражении" (МТ, 1827, No 3, с. 244).
   Почти одновременно появился сб. "Таврида" (М., 1827; ц. р. 3 янв. 1827), оказавшийся единственным в поэтич. наследии М. Он состоял из двух частей: первая, открывающаяся стих, с тем же назв. "Таврида", -- своеобразный лирич. цикл, посв. описанию разл. мест Южного берега Крыма на пути от Чатырдага до Кучук-Ламбата (12 стих., в т. ч. "Чатырдаг", "Бакчисарай", "Балаклава"); вторая -- многопланова: программные стих. "Поэзия", "Забвение", "Сон Певца", "Идеал" с мотивом пробуждения поэтич. вдохновения и образом страстного, но гонимого и непонимаемого поэта, над к-рым "уж веет... забвение грядущих лет!"; обостренный интерес к рус. истории ("Днепр", "Ольга", "Святослав", "Ермак", "Основание Москвы"); тяга к философичности в стих. "Оссиан", "Галл", "Стихии", "Прометей", проникнутых оссиановскими мотивами невыразимого, мрачного и великого. Давая представление о начинающем поэте, "Таврида" вместе с тем стала заметным лит. явлением.
   Поэзию М. высоко ценили в салоне З. Волконской, а также в кругу "Моск. вест." (хотя гл. ред. ж-ла Погодин высказал ряд критич. замечаний -- MB, 1827, No 6). Пушкинское окружение находило в нем задатки даровитого, но весьма строптивого ученика, нуждающегося в сдержанно-наставит. оценках; в реп. на "Тавриду" Баратынский подробно разобрал ряд погрешностей М. в слоге, композиции и стихе, предваряя н заключая анализ двоякими суждениями: "он еще не написал ничего истинно хорошего, но подает прекрасные надежды" и: "богатому жаром и красками, ему недостает обдуманности и слога, следственно -- очень многого" (МТ, 1827, No 4. с. 326, 331). (Ср. схожие похвалы и упреки рецензента "Дамского журнала", 1827, No 7, апр., с. 47--50.)
   Спустя 100 лет Ю. Н. Тынянов усмотрел в поэтич. "недостатках" (Баратынский) М. попытку найти выход из "безупречной бедности эпигонства". сложившегося в русле "школы гармонич. точности": "я его стихах нет... чопорности, гладкости и безупречной бедности ... они, напротив, выделялись именно энергиею, "смелостню" и "нечистотою", к-рые были так нужны в эпоху распыления и монотонизации ходовых элементов пушкинского стиха" (1929: см.: Тынянов, с. 172, 174). Тогда же Тыняновым обозначено новое, "тютчевское направление" в рус. поэзии, впервые с "достаточной ясностью" заявившее о себе именно в альм. "Сев. лира" (там же. с. 168); вослед Тынянову к нему причисляют M. H. нек-рые отеч. исследователи 70--80-х гг. (см. в разделе Изд.: "Сев. лира", с. 279--80: см. также предисл. Л. Я. Гинзбург в кн.: Поэты 1820-- 1830).
   Есть основания полагать, что именно завышенная репутация М.-поэта, сложившаяся в салоне Волконской, подготовила почву для едкой эпиграммы Пушкина "Из Антологии" ("Лук звенит, стрела трепещет"), метившей в лице М. в салонную лит-ру (см.: Вацуро, Эпиграмма Пушкина...). Пушкин настоял на ее публикации в ж-ле Погодина, покровительствовавшего M. (MB, 1827, No 6), что само по себе усиливало элемент лит. борьбы. С нею соотносится эпиграмма Баратынского "Убог умом, но не убог задором" того же времени, а также эпиграмма 40-х гг. С. А. Соболевского "Бельведерский Митрофан..." (в его кн.: Эпиграммы и экспромты, СПб., 1912, с. 82). По-видимому, к М. (а не к А. Мицкевичу, как предполагали ранее; см. об этом ст.: Вацуро, Эпиграмма Пушкина...) обращено послание Баратынского "К***" (написано в 1827) с настойчивым призывом не доверяться модной усыпляющей "похвале" и не бояться "критич. хлыста". Устойчивая же офиц. версия объясняла появление эпиграммы суеверием Пушкина, будто бы боявшегося предсказанной ему гибели от "белого человека" (М. был белокур) и устремившегося навстречу судьбе. Поводом для эпиграммы послужил театр, жест М.: шутя примериваясь в доме Волконской к статуе Аполлона, он нечаянно повредил ее и в знак раскаяния написал на пьедестале экспромт "О Аполлон! Поклонник твой" (опубл.: РА, 1885, кн. 1, с. 132). По свидетельству современников (см. там же), М. хотел вызвать Пушкина на дуэль, но, успокоенный Погодиным, ограничился язвит. эпиграммой "Ответ Хлопушкину" (см. о ней в кн.: Поэты 1820--1830, II, с. 692). Позднее обиду постарался сгладить и сам Пушкин, что установило между ними внешне вполне дружеские отношения. Позже, в "Моих восп." М. не без приукрашивания воспроизвел сцену их встречи в 1832: Пушкин, желая исправить впечатление от "своей глупой" эпиграммы, написал М, -- "благочестивому паломнику" -- стихи, к-рые, однако, "потерялись" (РО, 1895, No 12, с. 600). В сер. 30-х гг. Пушкин привлек М. к участию в "Современнике".
   Весной 1827 после "жестокого удара" (собств. оценка рец. Баратынского), а также советов старших братьев оставить поэзию, М., чувствуя себя непризнанным талантом, обращается к творчеству Данте и Т. Тассо (читая их в подлиннике). Задумал трагедию "Жизнь Тассо, или Судьба поэта", написал сцену "Смерть Данта" (МТ, 1827, No 11). Тогда же обратился к всегда привлекавшей его теме крестовых походов, христ. рыцарства, теократич. власти, начав драму "Битва при Тивернаде, или Падение крестоносцев в Палестине" (окончена в нояб. 1827 -- см. "Мои восп."; посв. товарищу по воен. службе С. Н. Сулиме; опубл. с жанровой пометой "драм. сцены в 5 д." и с ист. комментариями автора -- К., 1874). О страстной преданности поэзии и честолюбивых поэтич. стремлениях М. свидетельствует его переписка с В. А. Мухановым (о нем см. в ст. Муханов А. А.), где, в частности, он сообщает, что начал вести дневник (см. в разделе Письма: Щукинский сб., в. 5, с. 249). Дневник под назв. "Мои воспоминания" опубл. посмертно (не полностью; РО, 1895, No 5, 12; 1896, No 2; в отд. изд. -- М., 1913 -- не вошел текст из No 5, но есть продолжение No 2; неопубл. часть хранится в Гос. музее А. С. Пушкина (М.): ф. 2, оп. 6, Р. 190, л. 1--160).
   Во время рус.-тур. войны (1828--1829) в Шумле знакомится с А. С. Хомяковым. Зимой 1829, решив "начертать, по примеру Шекспира, одну огромную драму Россия" (см.: РО. 1895, No 5, с. 74), приступил к циклу ист. трагедий на сюжеты из рус. раннего Средневековья, представлявшегося ему особенно поэтическим, исполненным отчаянной распри, воинской доблести и христ. подвижничества: дилогии "Князья Тверские в Златой Орде" ["Михаил Ярославич Тверской", в 5 д., и "Георгий Московский", в 3 д.; по свидетельству комментатора "Моих воспоминаний" А. А. Третьякова, "сохранились в рукописи" (1895, No 5, с. 73); отрывки: "Совр.", 1837, т. 6, и МН, 1835, июнь, кн. 2] и драм -- "Святополк", "Василько", "Андрей Боголюбский", "Сеча на Калке" (вероятно, оставшихся на стадии замысла).
   После поражения Турции М. при содействии главнокомандующего рус. армии И. И. Дибича получил в нояб. 1829 высочайшее позволение и средства на путешествие к Св. местам. В 1829--30 побывал в Египте (в частности, в Александрии и Каире), Иерусалиме, на Кипре, в Смирне, Анатолии. Константинополе. После войны с Турцией путешествие приобрело оттенок полит, миссии: М. стал первым посланником мира в этих странах; самоотверженный поступок "молодого благочестивого юноши" получил широкий резонанс в рус. обществе, к-рое истолковало паломничество как символич. намек на религ. миссию России на Бл. Востоке. Вышедшее в свет в 1832 его "Путешествие ко Святым местам в 1830 г." [ч. 1--2, СПб.; рукопись книги по просьбе автора просматривали В. А. Жуковский, принимавший в нем участие (познакомились в 1830), и митрополит Филарет (Дроздов), ставший впоследствии его духовным наставником и соратником] вскоре было дважды переиздано -- 1833, 1835 (затем -- 1840 и 1848) и принесло М. большую популярность (так что ряд последующих своих "путешествий" он подписал перифразой: Сочинение автора Путешествия ко Святым местам). Оно вызвано множество положит, отзывов, в т. ч. Пушкина ("с умилением и невольной завистью прочли мы книгу" -- из предполагавшейся рецензии, см.: XI, 217), обширную рец. ж. "Телескоп" (1832, No 18), позднее -- Н. Г. Чернышевского (П, 520). За "Путешествие" и ценный дар -- привезенные из Александрии статуи двух сфинксов -- в окт. 1832 Акад. художеств присвоила ему звание Почетного вольного общника академии; в нояб. 1833 без его ведома был избран д. чл. ОЛРС.
   Вернувшись в сер. 1830, поселился в Петербурге, числясь по службе в МИДе; в мае 1831 по протекции дальней родственницы. Б. З. Канкриной. назначен столоначальником Турецкого стола в Азиат. деп. (пребывал до 1833; с янв. 1833 коллеж. ас.). По-видимому, весной 1832 сватался к Над. Григ. Чернышёвой, но получил отказ (на ее руку претендовали также его брат Николай и Д. Н. Гончаров -- брат жены Пушкина; см.: Пушкин. XV. 74; Ободовская. с. 79--80). Остался холостяком. В апр. 1833, по прочтении "Путешествия" имп. Николаем I, определен "по духу своей книги" секретарем обер-прокурорского стола Святейшего Синода "с оставле1шсм его причисленным к ведомству МИД"; в Синоде поддерживал духовных членов, в т. ч. Филарета Дроздова и Филарета Гумилевского. В 1836 пожалован в камергеры.
   Осенью 1832 при непосредств. участии поэта А. Г. Ротчева в Александрин. т-ре с "царской роскошью" (из обзора "Сев. пчелы") была поставлена "Битва при Тивериаде"; пьеса выдержала лишь 5 представлений (1-е -- 9 окт.; отзывы: СП, 1832, 20, 28 окт., и анонимная эпиграмма "Не всех беснующих людей" -- опубл.: Рус. эпиграмма, 1975, с. 438). С горечью пережив неуспех на поэтич. стезе, М., несмотря на поощрения Жуковского ("Требую от М., чтобы он не обращал внимания на неудачу ... он поэт в благородном смысле сего слова и писать должен" -- из письма И. И. Козлову от 27 февр. 1833) и Пушкина (опубликовавшего в своем "Современнике" отрывки из 4-го и 5-го д. драмы с развернутым авт. предисловием -- 1836, т. 2). оставляет ее и посвящает свои лит. способности и свою жизнь духовной лит-ре и церк. публицистике, в одном из жанров к-рых -- "путешествии" -- он уже стяжал всеобщее признание.
   М. полагает начало новой разновидности духовной и церковной лит-ры, придав ей нек-рые свойства худож. повествования, так что "беллетризация" сделана ее более доступной и привлекательной для широкого читателя (условно ее можно назвать церковно-беллетристической -- ср. аналогичное определение "учено-беллетристические", примененное Белинским к ист. работам -- "описаниям" -- А. И. Михайловского-Данилевского; VIII, 93). Сам М. на исходе творч. пути писал о своем нововведении: "Я, можно сказать, создан церк. лит-ру нашу, потому что первый облек в доступные для светских людей формы все самые щекотливые предметы богословские и полемические..." ["Мои восп." (неопубл. часть), л. 158]. И это подтвердил строгий его критик Н. С. Лесков: "Он первый из светских людей начат вешать о таких вопросах, к-рыми до него "светские" люди не интересовались и не умели за них тронуться" (Лесков Н. С, Синодальные персоны. -- ИВ, 1882, No 11, с. 406; ср. также мнение А. С. Стурдзы 1851: "сблизил и сроднил на Руси изящную словесность с духовною" -- см.: "Арзамас", I, 58).
   В огромном "церковно-литературном" наследии М. прослеживаются три осн. жанрово-тематич. ряда: путешествия по Св. местам, история церкви, богословские вопросы; все они подчинены единой цели -- "утверждению православия" во всей его полноте в совр. жизни. В роли защитника православия (по собств. определению) М. занимал совершенно исключит, положение: не имея никакой офиц. должности [после напряженной борьбы за место обер-прокурора Святейшего Синода уволился в июне 1842 (одновременно Синод оставили Филарет Дроздов и Филарет Гумилевский), а в 1866 "по случаю упразднения должности" уволен и из Азиат. деп. МИД], он тем не менее являлся одним из наиб. авторитетных и влият. деятелей Рус. правосл. церкви. В 1860 он уже более 20 лет считался "эпитропом (т. е. поверенным)" в России трех патриарших престолов (Александрии, Антиохии, Иерусалима); длит, время свободно сносился со мн. обитателями Афона (свободно изъяснялся на греч. яз.), был ктитором двух афон. мон. -- болг. и русского (см. письмо И. М. Толстому от 6 дек. 1860); состоял в многолетней переписке по догматич., церковно-полит., должностным вопросам с четырьмя патриархами и др. святителями Востока, а также с русскими.
   Целенаправл. деятельность М. на новом поприще ознаменовалась рядом изданий:
   "Письма о богослужении восточной кафолической церкви" (СПб.. 1835; без слова "кафолической").
   Адресованы Гончарову -- брату жены Пушкина, приятелю и соседу по имению Осташево в Волоколамском у.; имея огромный успех, выдержали множество переизд.: 1--11-е изд., 1835--1882: с доп. -- 1--3-е изд.. 1899--1904 ("Дополнение к письмам...", сост. посмертно и первонач. вышло отдельно: СПб., 1883; 2-е изд., СПб, 1898): переведены почти на все европ. языки: положит. отзывы: Белинский -- III, 129--33: ЖМНП. 1838, No 2; БдЧ. 1838. т. 27. В изд. 1855 (СПб.) вошла ст. "О литургии", впервые опубл. М. в 1841 ("Христ. чтение", ч. 1) и послужившая лит. источником для работы Н. В. Гоголя "Размышления о Божественной литургии" (см.: Гоголь Н. В., Собр. соч., т. 6. М., 1994. комм., с. 528. 530--31).
   "Путешествие по Святым местам русским" (СПб., 1836; 4-е доп. изд., ч. 1--2, СПб., 1846; 8-е изд., ч. 1--2, СПб., 1905), куда вошли и ранее изданные описания.
   В многочисл. положит. рецензиях на "Путешествие", в т. ч. И. С Тургенева (ЖМНП, 1836, No 8). отмечалось совершенное знание предмета (преим. -- историко-культурная роль монастырей, их патриотич. борьба против иноземных захватчиков), красноречивость, благочестивое настроение: в редких отрицал, отзывах -- упреки в верхоглядстве (см.: Грот и Плетнев, II, 770, 777; письма 1846).
   "Изложение символа веры православной восточной кафолическом церкви" (СПб., 1838; 4-е изд., СПб., 1844; принято в качестве учебника в духовных уч-щах). "Первые четыре века христианства" (СПб., 1840; 3-е изд., СПб., 1866).
   Летописная манера М. напоминала современникам H. M. Карамзина (Третьяков А. А., Памяти М. -- РО, 1895, No 1, с. 283), а сентиментальная настроенность -- Ф. Р. Шатобриана (Святогорец, что на Донце, Краткий обзор всех соч. М. -- Второе прил. к "Церк. летописи" за 1866, с. 2). Религ.-сентимент. летописный стиль М. -- своеобразная поэтич. проза, наиб. естественная и выразительная в его "путешествиях". В февр. 1837 "за заслуги в области рос. словесности" М. избран в д. чл. Рос. академии.
   К кон. 50-х гт. он постепенно меняет амплуа "сентимент. путешественника" на роль историка церкви и богословствуюшего публициста. Одни его сочинения -- миссионер, характера, в т. ч. "Письма о спасении мира Сыном Божиим" (СПб., 1839, 1842, 1844), "Слово кафолического православия рим. католичеству" (М., 1852; 2-е доп. изд., М., 1853), другие -- полемического, в т. ч. "Правда Вселенской церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах" (СПб., 1841, 1849), "Раскол, обличаемый своею историею" (СПб., 1854). Большой интерес публики к избранной им теме побуждает М. писать быстро и много: "Мою книгу станут тотчас читать; знаю, что через десять лет ее забудут, но она сделала свое дело" (Казанский П. С., Восп. об M., M., 1877, с. 10). Однако при необычайно продолжит. интенсивной работе, к тому же постоянно настроенной лишь на "высокий лад", беллетристич. приемы со временем нередко приобретали трафаретность, а подчас и риторич. напыщенность.
   Действуя на новом, религ.-духовном, поприше, М. до нач. 40-х гг. сохранял прежние лит. связи и прежде всего -- с кружком И. И. Козлова, где, появившись, очевидно, после путешествия 1830, нашел одобрение и поддержку своим религ.-публиц. замыслам. Здесь он встречался с П. А. Плетнёвым и Жуковским, по просьбе к-рого в 1840 занимался посмертным изданием соч. Козлова (см.: РГБ, ф. 188, к. 5, No 31). Видимо, к 1834 относится его знакомство с М. Ю. Лермонтовым, с к-рым затем нередко встречался в 1835--36. В собственных восп. М. предстает маститым писателем, покровительствующим начинающему поэту, восхитившему его поэмой "Демон" (одна из ранних ред. 1833--1834); в февр. 1837 он ходатайствовал за автора стих. "Смерть поэта" через своего двоюродного брата А. Н. Мордвинова, служившего в III отделении. В доме М. Лермонтов написал свой шедевр -- "Ветка Палестины" [в наборной копии имелась помета: "Посвящается А. М."; о подробностях и расхождениях в дате написания стих. -- 1836 или 1837 -- см.: Баранов, а также ст. "Муравьев А. Н." и "Ветка Палестины" в Лерм. энц.; о портрете М. (хранится в ИРЛИ), приписывавшемся Лермонтову, см. ст. К. Н. Григорьяна в кн.: М. Ю. Лермонтов. Иссл. и мат-лы, Л., 1979, с. 273--74].
   В 1845--50 М. совершил три длительных путешествия: в Рим и Германию (1845), в Грузию и Армению <1846--47), на Восток [1849--1850; Константинополь, Афон, о. Родос, Афины, Сирия (в т. ч. Дамаск), Палестина]; в 1848 путешествовал по Золге. Изучив и описав прежде рус. церковь (и ее святыни) и сравнив ее теперь с другими, он находил, что Рус. правосл. церковь с наибольшей полнотой пребывает в духе и истине.
   Впечатлениями о католич. культуре исполнены "Римские письма" (ч. 1--2, СПб., 1846; 2-е изд., СПб., 1847; положит, рец.: БдЧ, 1846, т. 76) и "Прибавления к Римским письмам" (СПб., 1847; положит. рец.: И. Г. -- ЖМНП, 1848, No 9).
   Славянофил Ф. В. Чижов находил "Римские письма" весьма содержательными. хотя и несовершенными по изложению (обстоят. рец. в кн.: "Моск. лит. и уч. сб. на 1847 г.". М., 1847, с. 61--112). Гл. оппонентом ортодоксально-правосл. М. оказался сторонник соединения церк. кем Н. Б. Голицын, автор кн. "О возможном соединении Рос. церкви с Западною" (1858). Ответ на нее M. ("Обличение на книгу "О возможном соединении церкви Российской с Западною"", M., 1859) вызвал полемику, в центре к-рой оказались, "Римские письма": <Голицын Н.>. Замечания на Римские письма... ("Рус. заграничный сб.". ч. 2, тетр. 3. Б. -- Париж--Лондон, 1859). где Муравьеву высказан упрек за неполноту суждений о католицизме, и ответ М. -- "Возражение против замечаний на "Римские письма"" (М., 1860).
   М. впервые подробно описал состояние христ., преим. православной, церкви у неславянских народов России и религ. культы у рос. иноверцев -- их монастыри и обители, ход и значение богослужения, жития местно-чтимых святых (специально для него переведенные), а также историю и этнографию края: "Грузия и Армения" (ч. 1--3. СПб., 1848) и "Письма о магометанстве" (СПб., 1848; 3-е доп. изд., Каз., 1875). "Письма с Востока в 1849-- 1850гт." (ч. 1--2, СПб., 1851; адресованы митрополиту Филарету Дроздову) значительно дополнили его "Путешествие ко Святым местам в 1830 г.".
   Итогом многочисл. путешествия (начиная с 1830) стала уникальная коллекция икон и др. реликвий, часть к-рой, видимо, была передана в Румянцев, музей; историю ее собирания, как и "судьбы" самих раритетов, М. описал в документально-мемуарном соч. "Описание предметов древности и святыни, собранных путешественником по Святым местам" (К., 1872).
   Возвратившись в Россию, М. в 1-й пол. 50-х гг. по-прежнему много путешествовал и одновременно много сил отдавал лит. труду (напряженный темп творч. жизни отчасти диктовался сугубо житейскими соображениями: М. нуждался в подспорье к жалованью, а впоследствии -- к пенсии, составлявшей 1000 руб. в год; по наследству, после раздела имущества отца в 1841, ему досталось очень немного -- см. РГИА, ф. 1343). Его паломничество к скитам, обителям и святыням Вологод. и Белозерского края (1854) запечатлелось в книге об уникальном средоточии рус. монашества: "Русская Финли да на Севере" (СПб., 1855, 1894; поев. вел. кн. Елене Павловне, покровительствовавшей М.; рец. К. П<олевого> -- СП, 1855,21 апр.).
   Последние, грандиозные по объему историко-религ. работы М. были по существу итоговыми. Это "Жития святых рос. церкви, также иверских и славянских" (т. 1--12, СПб., 1855--59), являющиеся не переводами Четьи-Миней, а ориг. жизнеописаниями, основанными на "древней рукописи", найденной М. в Софийском соборе, -- "каталоге святым русским" (из неопубл. части "Моих восп.", л. 113) и "Сношения России с Востоком по делам церковным" (ч. 1--2. СПб., 1858--60) -- результат изучения "греч. грамот о наших церковных сношениях с Востоком" (см. в том же архиве, л. 158 об.; ср. также: Письмо И. М. Толстому, с. 26), извлеченных им "из Моск. архива" (очевидно, АВПР МИД), наряду с использованием уже опубл. документ, мат-лов. В последнем обстоят, труде "История патриарха Никона", задуманном М. "во вкусе летописном, а не критическом", завершен лишь 1-й т. (до патриаршества Никона); остальные мат-лы были сданы в б-ку Троицкой духовной академии (см. в том же архиве, л. 159).
   В последний, киевский, период жизни -- начиная с 1858 -- М. отошел от творчества, занимаясь преим. религ.-адм. деятельностью. Переезд в Киев -- своего рода возвращение к истокам, в колыбель православия -- шаг в биографии M. и символический, и сугубо практический: не имея собственного дома (жил обычно у родственников и знакомых, в 1854--55 -- в имении Шереметевых Останкино). М. обзавелся им наконец в Киеве. Адм. деятельность сто развернулась широко: он настоял на отмене проекта Э. И. Тотлебена о превращении Киева в город-крепость, содействовал восстановлению храма Св. Ирины, Софийского собора. Десятинной церкви. Межигорского монастыря. Возродил крестный ход на крещение Святого Владимира (в 1861, после 25-летнего перерыва). В 1864 стал прел, учрежденного по сто инициативе Свято-Владимирского братства, занимавшегося преим. миссионерской деятельностью (в частности, изданием сочиненного М. "Наставления еврею, приготовляющемуся ко святому крещению". К., 1872). Особо заботился об Андреевской церкви, поставленной во имя апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя М. (ему он написал акафист, а позже стал ктитором церкви). Неподалеку от нее на крутом берегу Днепра находилась его "вилла" (по слову владельца), с прекрасным садом и замечат. видом, хорошо известным в городе (см. об этом в посвященном М. стих. А. Н. Апухтина 1873 "Уставши на пути тернистом и далеком"). Здесь летом 1869 его посетил Ф. И. Тютчев (находясь в свите имп. Марки Александровны) и посвятил М. стих. "Там, где на высоте обрыва...", почтив своего давнего знакомца (в 182] он посвятил ему стих, о губительной скуке науч. рассудочности "Нет веры к вымыслам чудесным") за "единство жизни и стремленья", "твердость стойкую в борьбе", "мысли неизменный строй" и "действенную веру". Однако ряду современников М. представлялся властным, неуживчивым, претенциозным. Будучи строгим ревнителем церковного благочиния. он вызывал порой неприязнь у церк. лицу, называвших его "Андреем Незванным" (см. в кн.: Порфирий Успенский. Книга бытия моего. т. 8. СПб., 1902, с. 349--61).
   Проводя летние сезоны в Киеве, зимой жил в Петербурге, занимая (с 1854) квартиру митрополита Филарета на Троицком подворье: здесь в течение мн. лет собирался "присный кружок" (по выражению М.), членами к-рого были, очевидно. В. П. Титов и Авраам С. Норов. С 1848 М. исполнял должность директора С.-Петерб. Попечительного комитета о тюрьмах.
   Смерть Филарета (1867), мн. годы поддерживавшего М. духовно и материально, стала для него "страшным переломом" и побудила к публикации "Писем митрополита Московского Филарета к A. H. M... 1832--1867" (К., 1869). В 1871 избран чл. Московской, а затем Киевской духовных академий. Несмотря на значит, поддержку от церкви, в конце жизни сильно бедствовал: известно о его намерении "бежать" в Святогорский мон. Харьков. губ. В последние годы обратился к худож. сочинениям своей молодости: издал "Битву при Тивериаде", собирался опубликовать драмы "Михаил Тверской" и "Георгий Московский"; в 1871 издал восп. "Знакомство с русскими поэтами" (К.), воспроизведя картину своих многочисл. лит. знакомств от И. И. Дмитриева до А. К. Толстого, в чреде к-рых особенно интересны сведения о Грибоедове, З. Волконской, И. А. Крылове, Пушкине, Лермонтове, Тютчеве. "Знакомство" дополняет "Мои восп.", образуя с ними ценный историко-мемуарный комплекс, не всегда, однако, надежный как историко-лит. документ. По смерти М. значит, часть его архива и коллекции наследники передали в Церковно-Археологич. музей при Киев. духовной академии (см.: Петров). [Впоследствии архив (в составе фонда музея) перевели в Центр, науч. б-ку АН Украины, а коллекция хранилась в Киево-Печерской Лавре; погибла во время Отеч. войны при попытке эвакуации (см.: Вздорное Г. И., История открытия и изучения рус. ср.-век. живописи, XIX в., М., 1986).] Во 2-й пол. 80-х гг. было учреждено Об-во памяти М., занимавшееся изданием его соч. (см.: МВед, 1883, 20 марта).
   Др. произв.: "Паломник" [романс, 1829, опубл. в ст.: Сулима, 1876; муз. А. С. Алябьева (см. в его кн.: Романсы и песни, М., 1976, т. 3)], "Вечер в Петергофе" (лирич. очерк; МН, 1835, июнь, кн. 1), "История рос. церкви" (СПб., 1838; 3-е изд., СПб., 1845), "Священная история" (СПб., 1842), "История Св. града Иерусалима от времен апостольских и до наших" (ч. 1--2, СПб., 1844), "Православие -- источник спасения Отечества" (СПб., 1849), "Мысли о православии при посещении Святыни Русской" (СПб., 1850), "Святые горы и Оптина пустынь" (СПб., 1852), "Подвиги Соловецкой обители" (СПб., 1855; 11-е изд., СПб., 1912), "Впечатления Украины и Севастополя" (СПб., 1859). "Описание монастырей и скитов, находящихся на Св. горе Афонской" (СПб., 1859), "Киев и его святыня" (К., 1861; 6-е изд., К., 1901), "Письма о православии" (К., 1871; 2-е изд., [К.], 1873).
   Изд.: [Стихи и драм. отрывки]. -- В книгах: Поэты 1820--1830; Северная лира на 1827 г., М., 1984 (кн. подготовили Т. М. Гольц и А. Л. Гришунин; послесл. и биогр. заметки Гольц; о М. -- с. 279, 282, 289, 291, 297 и 391--92). [Восп.]. -- В кн.: Грибоедов в восп., Лермонтов в восп., т. 2: Пушкин в восп.: Путешествие по Святым местам русским. М., 1990 (репринт изд. 1846; послесл. В. С. Корды); Письма о богослужении, т. 1--2. М, 1993 (репринт им. 1882 и "Дополнений..." 1883); Жития святых Российской Церкви. Месяц Сентябрь, М., 1993: то же. Месяц Октябрь. М., 1994 (оба -- репринтные изд.): Путешествие ко Святым местам в 1830 г. -- В сб.: Святые места вблизи и издали... М, 1995.
   Письма М.: H. H. Раевскому-сыну (1826) -- Архив Раевских, т. 1, СПб., 1908, с. 296--97 (ред. и прим. Б. Л. Модзалевского); В. А. Муханову (?7 -- 1827 и 1830) -- Щукинский сб., в. 5. М., 1906: М. Н. Загоскин (1830) -- PC, 1902, No 7/9: И. И. Козлову (1831) -- РА. 1886. кн. 1: С Д. Нечаеву (3 -- 1833--36) -- РА. 1893. кн. 2; Филарету Дроздову (1846--67) -- в кн.: Львов А. Н., Письма духовных и светских лиц к митрополиту Моск. Филарету.... СПб., 1900, с. 18. 255--306; И. М. Толстому (6 дек. 1860) -- в кн.: Из собр. автографов Е. Ковалевского., СПб., 1888: Письмо к влиятельному лицу (1862) -- РА, 1882. кн. 3: П. А. Валуеву (1865) -- "Былое., 1922, Ni 20, с. 49; Письмо ... А. Д. Блудовой. СПб., 1913: К. П. Победоносцеву (2 -- 1869. 1873) -- РА. 1905. кн. 2.
   Лит.: Жуковский В. А., Дневники. СПб., 1903, с. 218; Пушкин в письмах Карамзиных 1836--1837 гг., М--Л., 1960 (ук.): Чижов Ф. В., Воспоминания. -- В кн.: Кулиш П. А, Зап. о жизни Н. В. Гоголя... т. 1. СПб, 1856, с. 326--27; Белинский (ук.); Смирнова-Россет (ук.): Никитенко (ук.): его же. Обозрение деятельности второго отд. имп. АН за 1874 г. -- ЖМНП, 1875, No 4, с. 81--102; A. А. Григорьев. Мат-лы для биографии. П., 1917, с. 62. 159. 173. 202, 217. 226 (отрицат. отзывы): Добролюбов (ук.); С. Н., О соч. М.-- СП, 1857, 5 апр.: Оглоблин Н, Восп. о М, К, 1875: Семенов М. О, Воспоминание о М, К, 1875; Барсуков (ук.); Сулима С., А. Н. Муравьев. -- РА, 1876, кн. 2, с. 353--56: Путята Н., Заметка об A. H. M. -- Там же, с.357--58; Сементовский А., Восп. о М. -- "Древняя и новая Россия", 1876, No 4; Петров Н. И, Муравьевская коллекция в Цсрковио-ар-хсологич. музее при Киев, духовной акад. -- "Тр. Киев, духовной акад.". 1878, No 7/9: Лесков Н. С., Алеутский духовидец. -- "Эпоха". 1886, No 2; Висковатов П. А, М. Ю. Лермонтов. М., 1987 (ук.): Мещерский В. П., Мои восп., ч. 1. СПб, 1897, с. 321--23; Письма Иннокентия, митрополита Моск. и Коломенского, кн. 1--2. СПб, 1897--98 (собраны И. Барсуковым; к М. -- 31 письмо. 1841--1864): Толстой М. В, Хранилище моей памяти, М, 1995 (впервые -- 1891--1893): Шереметев С. Д., Домашняя старика, [в. 11, М., 1900 (ук.); И. Г., К биографии М. и письма его к П. Г. Лебедницеву. К., 1901 (в т. ч. о наследниках М.); Щукинский сб., в. 4. М., 1905, с. 110 (словесный "портрет" М, напис. А. А. Мухановым); Розанов В. В., О себе и жизни своей. М, 1990 (ук.): Чаговец Вс., Перед "Веткой Палестины". -- "Киев. мысль", 1914. 3 окт.; Вересаев В. В, Спутники Пушкина, т. 2, М., "Васанта", 1993, с. 12--14: Флоровский (ук.); Голубов С., Живые следы. -- НМ. 1955, No 4; Баранов B. В., Достоверен ли комм. к стих. М. Ю. Лермонтова "Ветка Палестины"? -- "Уч. зап. Калужского пед. ин-та". 1960. [в. 8]: Иоанн (Кологривов). Очерки по истории рус. Святости, Брюссель. 1961, с. 18; Иезуитова Р. В, Пушкин и эволюция романтич. лирики., -- В кн.: Пушкин. Иссл. т. 6 (ук.); Ободовская И, Дементьев М., Пушкин в Яропольце. М, 1982, с. 77--83; Фонкич Б. Л, Греческие рукописи М. -- "Археогр. ежегодник за 1984 г.". М, 1986; Муравьев Ал-др Н., Соч. и письма, Иркутск. 1986 (ук.); Вацуро (1; ук.): Вацуро В. Э., Эпиграмма Пушкина на М. -- В кн.: Пушкин. Иссл, т. 13 и ук.: Мурьянов М. Ф., Об одной пушкинской эпиграмме. -- Изв. ОЛЯ. 1989, No 3: Лейбов Р, Стих. Тютчева и "Русская Вильна" М. -- В кн.: В честь 70-летия проф. Ю. М. Лотмана. Тарту. 1992; Марков A. Н., "Я, Матерь Божия, ныне с молитвою". -- "Mѣpa", 1994, No 3 (M. и Лермонтов): ЛН. т. 16/18, с. 696. * Сз. ОЛРС; Брокгауз; Венгеров. Источ. (библиография -- более 100 номеров); ИРДТ; ИДРДВ (в т. ч. т. 5. ч. 2); Лерм. энц.: Черейский; Муратова (I, ух.); Масанов (не учтен псевд. "Олег").
   Архивы: Лебедев А, Рукописи Церковно-археологич. музея имп. Киев. духовной акад., т. 1. Саратов. 1916, с. 153--56, 171--74, 179, 322--329, 363, 370, 405--06 (о рукописях М., в т. ч. произведений и писем, ныне хранимых в архиве ЦНБ АН Украины, л, ф. 301): Рукоп. собрания. ГБЛ, Ук., т. 1, в. 2, М., 1986 (ук.); сведения о пожертвованиях М. в Моск. духовную академию); История Рус. православной церкви в документах... т. 2. М, 1995 (арх. мат-лы РГАДА): РГБ, ф. 188: ф. 231/II, к. 46, No 39 (1827); к. 49, No 54 (1830 и б, д.); к. 50, No 44 [1832]; к. 51, No 54 (1834); к. 21, No 61 (1845--1859); ф. 231/V, к. 2, No 8 (1837) (в обоих ф. письма М. к М. П. Погодину); ф. 336/11 (Шаховских), к. 19, No 1 (письмо H. H. Муравьеву): к. 19, No 3 (письма А. Н. и M. M. Муравьевым, 1861, 1873): к. 19, No 4 (письма А. В. Шаховскому -- 59. 1861--73); ф. 262, оп. 36, No 107, 108, 109 (Савве Тихомирову, 41 письмо. 1852-- 1874): ф. 417, оп. 2, No 7 (письмо В. А. Муханову); ГИМ, ф. 117, No 34. 205 (письма А. А. и B. А. Мухановым. 1826--30. 1870): ф. 241 (письма Филарету Дроздову. 1857--67): ф. 254, No 326...401 (ок. 300 писем Н. Н. Муравьеву-Карскому. 1818--66): РНБ, ф. 498 (М. и М. О. Семенова); ф. 52, No 175 (12 писем П. Н. Батюшкову. 1866--72): ф. 581, No 459 (письма Аврааму Норову, 1865--68); ф. 850, No 383 (письмо С. П. Шевыреву, 1842); РГАЛИ, ф. 195, оп. 1, No 2353 (письмо П. А. Вяземскому, б, д.); ф. 373, оп. 1, No 246 (10 писем М. П. Погодину [1859--1873]); ф. 402, оп. 1, No 204 (письма С. И. Пономареву. 1855--63): ф. 450, оп. 1, No 15 (письмо С. А. Соболевскому, б, д.): ИРЛИ, ф. 288, оп. 1, No 205 (19 писем к А. С. Стурдэе. 1848-- 1851); ф. 7, No 7] (письмо П. В. Анненкову. 1871); ф. 66, No 437 (письмо Г. Г. Гагарину, б, д.); 28.164 (письмо В. А. Жуковскому. 1833); ф. 93, on. 4, N: 87 (письмо О. И. Сенковскому, б, д.); ф. 123, оп. 1, No 648 (ст. о М. Н. Н. Оглоблина); РГИА: 1) док-ты служебной деятельности: ф. 469, оп. 1, д. 254 (ф. с., 1849 г.); ф. 472, оп. 2, д. 876; ф. 789, оп. 7, д. 104 (ф. с., 1871 г.): 2) лит. деятельность: ф. 1101, оп. I, д. 619, 636 ("Мои восп.". писарская копия); ф. 1083, оп. 2, д. 864 (ст. и рассказы), д. 865 (стих. "Митридат". 1 к 2 "песни" поэмы "Потоп"); 3) религ. деятельность: ф. 472, оп. 3, д. 178; ф. 1101, оп. 1, д. 463 (служба в Синоде); ф. 797, оп. 20, д. 45050, 45067; ф. 982, оп. 1, д. 11; ф. 807, оп. 1, д. 588...835 и оп. 2, д. 872-1454 (духовная цензура о соч. М.); 4) переписка: ф. 958, оп. 1, д. 372 (с бр. M. H. Муравьевым. 1829-- 1837); ф. 832, оп. 1, д. 4, 65. 80. 83, 86. 96, 116 (письма Филарету Дроздову. 1855--67): ф. 982, оп. 1, д. II (с Д. Н. Блудовым, 1855): ф. 1088, оп. 1, д. 552 (с Д. Н. Шереметевым. 1855--71); ф. 958, оп. 1, д. 372 (письмо П. Д. Киселеву. 1829); 5) имуществ. состояние: ф. 1088, оп. 3, д. 1156 (дело о приобретении дома в Киеве); ф. 1343, оп. 25, д. 6159, л. 5--10 (акт о разделе наследства отца): АВПР, ДЛС и ХД, ф. с., оп. 464, д. 2328, No 33 (п. с. 1845, 1849, 1858 гг.).

И. А. Хохлова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru