Мстиславский Сергей Дмитриевич
С. Д. Мстиславский: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:


0x01 graphic
I.

   МСТИСЛАВСКИЙ Сергей Дмитриевич [1879--] (псевдоним Масловского-Мстиславского) -- современный писатель. Р. в семье проф. Военной академии. Окончил в 1901 СПБ университет. С 1904 -- в партии эсеров. В 1905 -- председатель боевого рабочего союза, член ЦК всероссийского офицерского союза, участвовал в подготовке вооруженного восстания в Петербурге и Кронштадте; был в заключении в Петропавловской крепости [1910--1911]. В Февральскую революцию -- в штабе восстания; как комиссар петроградского совета был командирован для ареста Николая II и его семьи. При расколе партии эсеров вошел в ЦК левых эсеров. После убийства Мирбаха вышел из партии левых эсеров и вошел в ЦК украинских боротьбистов. С 1921 -- беспартийный.
   В центре творческого внимания М. -- проблема участия героя-индивидуалиста, выходца из аристократического или буржуазного общества, в революции. Эта проблема раскрывается М. в различных аспектах. В полубиографическом романе "Крыша мира" [1905] Мстиславский рассказывает о поездке буржуазного студента с научно-антропологической целью ("охота за черепами") и его превращении в своеобразного революционера-бунтаря. Революционность героя носит индивидуалистический характер. Роман обильно насыщен экзотикой, фантастикой, многочисленными приключениями и пр. Прогрессивные тенденции дореволюционного творчества М., выразителя мелкобуржуазной интеллигенции, не возвышались до подлинно революционных требований. Следующий роман "На крови" переработан затем в пьесу. Автобиографический образ "Товарища Михаила" -- эсера -- дан в двух планах: с одной стороны -- аристократическое общество, выходцем из которого он является, с другой стороны -- рабочая среда, боевики, террористы. М. обосновывает эту двуликость своего героя "протеизмом", якобы дающим ему психологическую возможность оставаться самим собой в любых условиях, -- объяснение маловероятное и идеологически неверное. "На крови" не дает подлинного отражения революции 1905: пролетариат показан здесь сравнительно слабо. В центре действия романа -- светский быт, критика этого быта и портреты отдельных террористов.
   В романе "Союз тяжелой кавалерии" [1929] Мстиславский показывает крупную буржуазию и царских приближенных, к-рые попытались "похитить" Романовых и восстановить в России монархию. Схематично и бегло обрисовывает Мстиславский рост политической сознательности представителя солдатской массы Мартьянова. Так же упрощенно изображаются Мстиславским и важнейшие исторические события.
   В романе "Без себя" [1930] ярко показан ряд значительных событий гражданской войны на Украине (Киев) в 1919. М. создает увлекательную фабулу, живо изображает события войны. В центре внимания стоит фигура комсомольца Шурика, к-рый во многом еще остается раздвоенным интеллигентом, не обладающим твердым "внутренним компасом".
   В своих высказываниях (речь на дискуссии Моск. отд. ВССП в 1931) М. призывает советских писателей "не к писанию, а к творчеству жизни", заявляя: "Именно здесь -- в воле к творчеству жизни -- лежит для меня рубеж между старым интеллигентским и пролетарским писательством: художественно слабые произведения ударников зачастую бывают значительнее произведений высококвалифицированных лит-ых мастеров именно потому, что в них есть этот волей к творчеству жизни зажженный пафос". Мстиславский призывает писателей к активному участию в практике соцстроительства, к освоению больших идей эпохи.
   В книге "Черный Магома" [1932] включающей два рассказа о старой уходящей Аварии, М. творческой практикой доказывает свою включенность в соцстроительство. Показ процесса советизации аварского нагорья, ломки застарелой вражды аварцев высокогорья к "плоскости", к городу разрешен М. в образах большой социальной и художественной значимости. Свойственные раннему творчеству М. экзотика, фантастика, авантюрность фабулы не имеют места в рассказах об Аварии, в которых своеобразие изображаемого края передано посредством реалистических картин классовой борьбы двух лагерей -- трудящегося населения Хунзаха во главе с партийным и советским руководством, с одной стороны, и шейхами, муллами и крупными барановодами -- с другой. Мстиславскому удалось создать выпуклый образ командира красных партизан.

Библиография:

   I. На тропе, Роман о моей жизни, кн. I. Крыша мира, изд. "Недра", М., 1925: То же, изд. 2-е, Гиз, М. -- Л., 1927; То же, изд. 3-е, Гиз, М. -- Л., 1930; На крови, Роман с послесловием Ульрих, Гиз, М. -- Л., 1928; То же, изд. 2-е, "Федерация", М., 1930; Союз тяжелой кавалерии, Роман, Гиз, М. -- Л., 1929; Без себя, Роман, изд. "ЗиФ", М., 1930; Измена Магомы (отрывки из "Повести о Черном Магоме"), изд. акц. изд. об-ва "Огонек", М., 1931; Черный Магома, Рассказы о старой уходящей Аварии, изд. "Федерация", М., 1932; Потерянный и возвращенный халат, "Красная новь", 1932, No 5; Как подпоручик завоевывал Индию, "ЛОКАФ", 1933, No 4; Последний солдат, там же, 1933, No 8, и др.
   II. Отзывы о "Крыше мира": Нусинов И., "Книгоноша", 1925, XVIII; Локс К., "Печать и революция", 1925, VII; Виленская Н., "Октябрь", 1925, IX; "Смена", 1927, No 117, 25 мая. Отзывы о "На крови": А. Е., "Новый мир", 1928, VII; Рузер Л., "Красная новь", 1928, VII; Балашов К., "Комсомольская правда", 1928, 1 сент.; М. О., "Изв. ЦИК СССР", 1928, 31 марта. Отзывы о "Черном Магоме": Ермаков И., Сказка о "Новой Аварии", "Книга и пролетарская революция", 1933, II.

Б. Гроссман

  
   Источник текста:/ Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
   Т. 7. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 521--522.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-5211.htm.
  

II.

   МСТИСЛА?ВСКИЙ (псевд.; наст. фамилия -- Масловский), Сергей Дмитриевич [23.VIII(4.IX).1876, Москва, -- 22.IV.1943, Иркутск] -- рус. сов. писатель. Род. в семье проф. воен. академии. Окончил отделение естеств. наук Петербургского ун-та (1901). В студенческие годы участвовал в науч. экспедициях в малоисслед. р-ны Средней Азии (очерки: "На окраине", "Кишлак скоморохов", "В Самарканде", "Курильщики опиума", "Коп-Кара", 1900). В дореволюц. годы опубл. исследоват. работы по антропологии и материалы библиографич. характера ("Гальча", 1901; "Библиография Афганистана", совм. с В. Ф. Гетце и Б. П. Кареевым, 1908; "Летопись военной печати", 1911, и др.). Принимал участие в революции 1905; принадлежал к партии эсеров. В 1910 заключен в Петропавловскую крепость. Участник Февр. революции; в Октябрьские дни 1917 работал в Смольном, был чл. президиума 2-го Всероссийского съезда Советов. Участник гражд. войны. Был помощником гл. редактора "Большой Советской Энциклопедии" (1-е изд.). В 1925 вышел первый роман М. "Крыша мира", в основу к-рого легли очерки о Ср. Азии. Широкую известность принесли ему романы из истории революционного движения в России: "На крови" (1927) -- о революции 1905; "Союз тяжелой кавалерии" (1928) и "Без себя" (1930) -- о событиях гражд. войны. Романы М. отличаются напряженно-авантюрным сюжетом, точной и легкой композицией, хотя характеристики персонажей, в числе к-рых много реальных лиц, неск. поверхностны, а трактовка политич. событий подчас упрощена. В центре первых романов М. -- во многом автобиографический образ интеллигента, выходца из аристократич. среды, ищущего свой путь к революции и народу. Историко-революц. тема преобладает у М. и в 30-е гг.: роман "Партионцы" (1932) -- о движении народовольцев, а также романы "Грач, птица весенняя" (1936) -- о жизни Н. Э. Баумана, и "Накануне. 1917 год" (1937) -- о Февр. революции, к-рые по праву считаются наиболее зрелыми его произв. Повесть "Черный Магома" (1932) рисует социалистические преобраздвания в Аварии. Роман "Сорок лет спустя" (не законч.) -- своеобразное продолжение "Крыши мира". М. руководил мастерской прозы в Лит. ин-те им. М. Горького. В годы Отечеств. войны опубл. рассказы на воен. темы, публицистич. статьи, прозаич. перевод поэмы Низами "Искандер-Намэ" (1942). М. принадлежат также пьесы "На крови" (пост. в Театре им. Вахтангова, 1928), "Буревестники" (пост. в Бакинском рабочем театре, 1930), "Грач, птица весенняя" (пост. в Центральном детском театре, 1945), "Судьба гор" и киносценарии.
   Соч.: Гибель царизма, Л., 1927; Откровенные рассказы полковника Платова о знакомых и даже родственниках, М., 1935; Мастерство жизни и мастера слова, "Новый мир", 1940, No 11--12; Накануне. 1917. Роман [Послесл С. Андронова], М., 1966.
   Лит.: А. Е., "На крови". [Рец.], "Новый мир", 1928, No 7; Рузер Л., Плохое обращение с историей или мистика крови, "Кр. новь", 1928, No 7; Афанасьева О., Драматург-историк, "Театр и драматургия", 1933, No 1; Жданов Н., Иллюзии героизма, "Знамя", 1934, No 10; Шмаков А., Путь писателя, "Звезда востока", 1948, No 5; Рус. сов. писатели-прозаики. Био-библиографич. указатель, т. 3, Л., 1964.

Я. Березницкий.

   Источник текста:Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 1002--1003.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru