МОРОЗОВ Михаил Владимирович [8(20).3.1868, г. Балта Подольской губ. -- 13.5.1938, Москва; похоронен на Новодевнчьем кладб.], журналист, лит.. театральный, худож. критик; парт. и хоз. деятель. Чл. РСДРП с 1901. Род. в семье землемера, получившего личное дворянство. Учился в Одес. реальном уч-ще, исключен в 1886 за связь с народовольч. орг-цией и за создание марксист. кружков для учащихся и рабочих (уч-ще все же окончил в 1887). В эти годы интересуется произв. Н. А. Добролюбова, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Д. И. Писарева, М. Е. Салтыковa-Щедрина (к последним двум относится довольно критически), вместе с П. А. Нилусом издает классный ж. "Опыты". Тогда же происходит основат. знакомство М. с филос. лит-рой -- произв. Б. Спинозы, И. Канта, Д. Юма. А. Риля, трудами Ф. Лассаля, Г. В. Плеханова. С 1888 студент Петерб. Лесного ин-та, выступал против толстовства, активно включился в оппозиц. студенч. движение; за организацию студенч. волнений в 1890 сослан в Одессу под гласный надзор полиции; в 1892 подвергся аресту за рев. пропаганду по "делу 41", в 1894 сослан в Вост. Сибирь. В ссылке отказался присягать Николаю II (см. в кн.: Революционеры, вожаки масс, Таш., 1967, с. 8), был сослан в Киренск, потом переселен в Якутск. Из Якутска посылал корр. в "Вост. обозр." (1-я публ., предположительно, 1897, 17 авг., последняя -- 1900, 12 мая). После ссылки поселился в Саратове; служил секретарем пред. губ. управы; в сент. 1900 регулярно печатал в газ. "Саратов. дневник" заметки о текущих событиях, рецензии. Одновременно участвовал в создании с.-д. к-та, вставшего на позиции ленинской "Искры". В 1902 ред. (неофициально) газ. "Уралец" (г. Уральск; из города выслан за напечатание газеты вопреки запрещению цензуры), в 1903 -- газ. "Юж. Россия" (г. Николаев), в к-рых помешал статьи, лит. очерки, журн. обозрения. В ст. о Л. Н. Толстом ("Уралец", 1902, 5 сент.. перепечатано с небольшими .вменениями и "Юж. России", 1903, 28 авг.) М. впервые в легальной печати пытался с марксист. позиций истолковать противоречия писателя, оценить его деятельность в связи с возникновением рев. ситуации: эти взгляды получили развитие в следующей ст. о Толстом ("Всеобщий ежемесячник", 1911, No 1), гл. стержень к-рой -- полемика с концепцией писателя как рели г. мыслителя. Но публикация в газете мат-лов, в к-рых М., по мнению издателя, "пересолил в еврейском и рабочем вопросах" (Автобиография. Архив В. М. Морозова), приводит к расторжению в октябре договора с "Юж. Россией".
После подпольной работы в Баку (1903--04) М. жил в Самарканде (с лета 1904 по 1905) и Ташкенте (1906--07), где создал единую Туркест. с.-д. орг-цию, был сотрудником, ред., а затем и издателем газ. "Самарканд" и "Рус. Туркестан". В передовицах, фельетонах, печатавшихся под назв. "Теплое слово", выступал против шовинистич. политики царского правительства, против самодержавия. В ст. о постановке "Иванова" ("Самарканд", 1905, 17, 20 мая) говорил о показанном А. П. Чеховым "крушении человеческого" в среде бурж. интеллигенции и утверждал, что претворить в жизнь чеховскую мечту о прекрасном будущем сможет только пролетариат, творящий революцию. Отд. статьи были собраны в кн. "Теплое слово" (Самарканд, 1905). В 1905 М. присутствовал на съезде журналистов в Петербурге. В 1906 выезжал в Стокгольм на 4-й съезд РСДРП.
С 1907 до эмиграции в 1911 М. жил с семьей (после 1908 нелегально) в Петербурге и в Финляндии, занимаясь только лит. работой; опубл. ст. "Пред лицом смерти" (сб. "Лит. распад", кн. 1, СПб., 1908; отд. изд. -- СПб., 1908), направленную против христ.-мистич. подоплеки творчества рус. модернистов; социальные программы Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философова он именовал "бутафорским революционизмом", к-рый плохо маскирует их "религ.-филос. мысль" (близкую по смыслу ст. "В гипнозе слов" М. опубл. в "Образовании", 1909, No I). Тот же пафос в ст. "Старосветский мистик. (Творчество Бориса Зайцева)" ("Лит. распад", кн. 2, СПб., 1909) и "Ужас бесцельности. ("Мои записки" и "Черные маски" Леонида Андреева)" ("Вершины", кн. 1, СПб., 1909). С лит. заметками М. выступал в 1908--09 и в либерально-бурж. газ. "Реформа". "Совр. слово", "Сев.-зап. голос"; в ж. "Бодрое слово" (1909, No 6--8, 12, 13, 15, 16) помешал бытовые очерки о Петербурге. Диапазон лит. интересов М. в это время широк: критико-библ. отдел ж. "Всеобщий ежемесячник", к-рым М. заведовал в 1910--11, откликался на произв. И. А. Бунина, Н. С. Гумилёва, а также на романы В. К. Винниченко, М. Криницкого, А. П. Каменского и т. д. Отмечая "огромный" талант Ф. Сологуба, "своеобразное" дарование А. М. Ремизова и др. представителей модернист, рус. лит-ры, М. сетовал, что "перлы вдохновения" проявляются у них в "полных мистицизма" "романтич. грезах". Отвергая "мистич. порчу" в совр. лит-ре, он, однако, поддерживал ростки того мистицизма, к-рый дает представление о мире "как целом, неразрывно во всем своем многообразии связанном с душой человека", раскрывает "природу и жизнь в самой сокровенной глубине" (эту черту он находил у Б. К. Зайцева и С. Н. Сергеева-Ценского).
В 1911 опубл. "Очерки новейшей литературы" (СПб.; рец.: М. Г. -- "Всеобщий ежемесячник", 1911. No 5), включив в книгу статьи о М. Горьком "Молодая деревня" и "Мертвая жизнь", ранее напечатанные в ж. "Наша заря" (1910, No 1) и "Новый журнал для всех" (1910, No 18). Сергееве-Ценском. Л. Н. Андрееве, Зайцеве, А. Н. Толстом, В. В. Савинкове (Ропшине). Собранные вместе статьи, по аттестации самого автора, должны были дать представление о "пессимистич. уклоне" в иск-ве, об "унылой картине" лит-ры эпохи реакции и о противоположных тенденциях, питаюших творчество "певца пролетарских сил" Горького, "вдохновенную поэзию" Сергеева-Ценского, "возвращение к быту" А. Н. Толстого. Оставаясь приверженцем реализма как "высшей правды в искусстве", М. положительно отзывался о поисках писателей-модернистов в области формы, об их чуткости к сложным явлениям, к-рые "игнорировались реалистами". Определив в предисловии задачу марксист, критики как выявление "корней общественных настроений", он призывал не ограничиваться социологич. анализом худож. произв., но учитывать и "стихийные" начала творчества.
В париж. эмиграции (1911--17) М. входил в секцию РСДРП, руководимую В. И. Лениным, редактировал газ. "Париж. вест." (1912--13), в к-рой вел рубрики "Полит. дневник", "Маленький фельетон", "Теплое слово", лит. страницу. Осн. направление работ М. в эти годы -- разоблачение "аморализма санннских и соло[убовскнх откровений" (реферат "Обличители и апологеты эротизма в совр. рус. лит-ре" прочитан в Париже в зале Альканзар 24 февр. 1913). Обращаясь к произв. Каменского, Ф. Сологуба, Винниченко, М. П. Арцыбашева, Р. Г. Григорьева, Савинкова о полит. борьбе, рев. прошлом. М. требовал давать им парт. оценку, предлагал нравственно оправдывать насилие в период острой классовой борьбы как вынужденное (см.: "Париж. вест.", 1913, 8 февр.) и более активно отражать "непобедимую стихийность... влечения" масс к будущему (там же, 1913, 1 марта). М. писал также о "замкнутости круга переживаний" эмигрант. лит-ры, о росте в ней настроений бессилия (статья о стихах И. Г. Эренбурга под назв. "Гниющий пессимизм" -- там же, 1913, 19 апр.), подчас игнорируя худож. ценность произведений. Принял участие в дискуссии о пролет. культуре -- занял близкую А. В. Луначарскому позицию сторонника "приобщения к сокровищницам мирового творчества" и отстаивал значение общечеловеческого в иск-ве: идею "пролет, культуры" он называл "бесполезной утопией", "искусственной тепличкой" (там же, 1913, 22 марта). М. Горький в "Летописи" (1917, No 2--8) напечатал его "Письма из Франции" об обшеств.-полит. обстановке в стране во время воины. В 1914--17 М. работал землемером, токарем, монтером, шофером такси, декоратором.
Возвратившись в Россию в авг. 1917, первое время находился на хоз. работе. Был деп. Моссовета неск. созывов, чл. Президиума об-ва старых большевиков, чл. Совета моск. театров, пред. Союза рев. драматургов. В 1924 издал сб-к лирич. и шуточных стих. "Пересветы" (М.). В 1927--28 и 1931 печатал статьи о театре в ж. "Новый зритель" и "Прожектор". В 1929--30 вице-президент ГАХН. В 1930--32 М. -- ред. лит.-худож. отдела Госиздата и изд-ва ЗИФ. В эти же годы им написаны муз. мелодрама-памфлет "Остров дураков" (1927--31), социальная драма "Рука Молоха" (1930), муз. буффонада "Христос воскрес" (1931), пьеса "Без предков" (1932) (хранятся в личном архиве В. М. Морозова, сына М.). С 1932 зав. секцией иск-ва при Критико-библ. ин-те, ред. ряда его изданий; печатал статьи об изобразит. иск-ве в ж-лах "Плакат и худож. репродукция", "Детская и юношеская лит-ра" и др. В 1936 дир. изд-ва "Всекохудожннк". С 1937 на пенсии.
Др. произв.: "О'тао" (М., 1921), "Музыкант" ("Вторники", М., 1923, No 1).
Лит.: А. М<ейер>, "Теплое слово" г. Мруза. -- "Рус. Туркестан", 1905, No 196: Грабарь И. Э., Моя жизнь. М--Л., 1937; Симонов Н. Ф., Большевист. печать в Туркестане. (1902--1907 гг.), Таш., 1940: Рахманов Б., Канун весны. -- В его кн.: Пьесы. Таш., 1958: Мавлани И. М., М. В. Морозов, Таш., 1963; Акрамов С. А., Рев. деятельность М. -- "Тр. Самарканд. гос. ун-та. Новая серия", в. 110, 1964; Константинова М. <С.>. Рус. доокт. пресса Узбекистана о Чехове. -- "Уч. зал. Таш. пед. ин-та", в. 24, 1961; Соколов А. Г., Михайлова М. В., Рус. лит. критика кон. XIX -- нач. XX в., М., 1982: Михайлова М. В., Петровицкая И. В., Неизвестная статья критика-марксиста М. о Л. Н. Толстом. -- В кн.: Из истории рус. лит-ры кон. XIX -- нач. XX в., М., 1988: Михайлова М. В., Ранняя марксист. критика на страницах газ. "Северо-Зап. голос". -- "Вестник МГУ. Сер. 10 -- Журналистика", 1989, No 1, * ЛЭ; КЛЭ: Муратова (2); Масанов.
Архивы: РЦХИДНИ; ЦГА Узбекистана, д.11; ГАРФ, ф. 539, оп. 4, No 6540; личное дело No 22740; РГАЛИ, ф. 611, оп. 2, No 150; ф. 656, оп. 1, No 1991, 2937.
М. В. Михайлова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999