Морозов Михаил Михайлович
Джон Китс
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Морозов Михаил Михайлович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1945
Обновлено: 03/07/2017. 6k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Статьи
Скачать
FB2
Оценка:
8.00*4
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
М. М. Морозов
Джон Китс
М. Морозов. Шекспир, Бернс, Шоу...
М., "Искусство", 1967
Автор вступительной статьи и составитель сборника и редактор Ю. Шведов
Обычно принято говорить о двух поколениях поэтов английского романтизма. К старшему принадлежат Вордсворт, Кольридж и Вальтер Скотт; к младшему - Байрон, Шелли и Китc.
Джон Китc родился в последние дни октября (дата точно не установлена) 1795 года в Лондоне. Он умер в Италии от чахотки 23 февраля 1821 года на двадцать шестом году жизни. Современники, за исключением нескольких друзей, не оценили творчества Китса. Часть критики отнеслась к его стихам равнодушно, другая же часть с презрением и ненавистью. Даже Шелли, который оплакал раннюю смерть Китса в прекрасных стихах, при жизни поэта относился к его творчеству без особого энтузиазма. Лишь постепенно росла его слава. А в настоящее время многие критики и историки литературы как в Англии, так и в Америке считают его не только величайшим из английских романтиков, но и одним из первых поэтов Англии. Некоторые антологии по количеству напечатанных строк уделяют ему третье место после Шекспира и Мильтона.
В отличие от Байрона и Шелли, Китc был из "простых". Отец его занимался извозным промыслом и отдавал напрокат экипажи и лошадей. Когда Джон окончил школу, он поступил подмастерьем к аптекарю, затем обучался аптекарской профессии в одной из лондонских больниц. Но к этому времени он страстно увлекся поэзией. Его пленили поэты английского Ренессанса, в особенности Эдмунд Спенсер. Необыкновенно живой и общительный юноша, готовящийся в аптекари, с поразительной энергией стал работать над техникой стиха: он переводит, подражает трудной строфе Эдмунда Спенсера, пишет оды и чаще всего останавливается на сонете. Работая над сонетом, Китc внимательно изучал его внутреннюю структуру, переход от первой темы к встречной и заключающийся в последних строках сонета синтез, который завершает борьбу двух тем. Для поэтов английского Ренессанса, Шекспира, Спенсера, Сиднея, Драйтона, сонет, несмотря на свою лаконичность, был "большой" поэтической формой. Китc возродил в английской поэзии сонет с его внутренним богатством и разнообразием. И одна из основных черт поэзии Китса, отличающая его от многих современных ему романтиков, заключается в том, что каждое, даже самое короткое стихотворение его является совершенным, законченным целым.
Насколько Китc еще в молодые годы преуспел в отношении виртуозной легкости стиха, свидетельствует хотя бы тот факт, что один из наиболее глубоких по содержанию сонетов Китса "Кузнечик и сверчок" (блестяще переведенный С. Маршаком) был написан в доме поэта Ли Ханта на пари: кто из них, Китc или Хант, скорее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.
Влияние Ханта на молодого Китса было очень велико. Свободомыслие Ханта, его ненависть к реакции, культ героев, боровшихся за свободу народа, - все это захватило Китса, и когда Хант вышел из тюрьмы, куда он был посажен за политический памфлет, Китc приветствовал его освобождение восторженными стихами. Быть может, здесь и нужно искать начало той беспощадной ненависти, которую питала к Китсу реакционная критика. Хант и как поэт оказал на Китса глубокое влияние. Он был вдохновителем той школы поэтов, которую враждебная критика прозвала "кокнейской" (кокни - язык лондонского простонародья). Эта школа, продолжая борьбу против канонов классицизма за эмансипацию поэтического языка, борьбу, которую начали еще Вордсворт и Кольридж, - проповедовала широкое использование в поэзии живого разговорного народного языка. В пышный и торжественный словарь Китса, заимствованный у поэтов Ренессанса, вторглись новые для английской поэзии слова, как люди с улицы. И что самое замечательное, они оказались выразительными и достойными своего места. Этого реакционная литературная критика никак не могла простить Китсу.
Поощряемый друзьями, Китc решил отказаться от аптекарского дела, сулившего ему верный заработок, и всецело посвятить себя поэзии. Началась трудная, неустроенная жизнь.
Не смущаясь ничем, Китc работал с лихорадочной настойчивостью. Первая книжка его стихов была встречена холодным молчанием критики. Но после появления поэмы "Эндимион", крупнейшего произведения Китса, разразилась гроза. "Попрощайтесь с музами, многообещающий молодой человек!.. Лучше и умнее быть голодным аптекарем, чем голодным поэтом. Вернитесь же в лавку, мистер Джон, займитесь пластырями, пилюлями и банками с мазью..." - писали "критики" из солидных, журналов.
Байрон в "Дон Жуане" намекает на то, что эта травля была причиной смерти Китса. Это, конечно, не совсем так. Но если Китc отнесся к печатной ругани с внешним спокойствием, то все же беспощадная травля, вполне возможно, ускорила ход его роковой болезни.
"Поэзия земли не знает смерти", - писал Китc. В его стихах мы видим не только "лучезарные отражения" действительности. В них всегда есть что-то интимное, теплое, живое. Вдумайтесь в тему его "Эндимиона". Пастух Эндимион влюблен в богиню луны, в образ идеальной красоты. Он ищет пути к ней. Но вот встречает он индийскую девушку, которая следовала за Вакхом во время торжественного шествия его по Востоку - отбилась от толпы вакханок. Эндимион влюбляется в девушку, изменяет своей небесной возлюбленной. Но индийская девушка и есть та богиня луны, которую искал Эндимион. Так в земной красоте находит Китc красоту идеальную... Влюбленность Китса в природу порой перемежается с грустным чувством отрешенности от жизни. И тогда мы вспоминаем слова ирландского поэта Иэйтса, который сравнил Джона Китса с голодным мальчиком лондонских улиц, прильнувшим к холодному стеклу витрины, на которой выставлены роскошные яства...
Впервые опубликовано в "Литературной газете", 1945, N 45.
Оставить комментарий
Морозов Михаил Михайлович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1945
Обновлено: 03/07/2017. 6k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Оценка:
8.00*4
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.