Моро Эжезип
Эжезип Моро: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


 []
   МОРО Эжезипп [Hégésippe Moreau, 1810--1838] -- псевдоним одного из ранних французских рабочих-поэтов Пьера Жака Руйльо (Pierre Jacques Rouillot). Рано лишившись родителей, Моро поступил учеником в провинциальную типографию. Перебравшись в Париж и сделавшись наборщиком, принял участие в Июльской революции и воспел ее в ряде стихотворений ("Видение" -- "L'apparition", "Гостеприимные модистки" -- "Les modistes hospitalières"). После этой революции М. становится идеологом пролетаризирующихся слоев беднейшей мелкой буржуазии, выражавших свой протест против установления Июльской монархии, и участвует в восстании 1832; оплакав его неудачу в песне "5 и 6 июня 1832" (Le 5 et 6 juin 1832), М. обращается от жанра песни к социально-политической сатире. В 1833 в г. Провене он приступает к изданию воскресного стихотворного журнала республиканской политической сатиры "Диоген" (Diogène). В "Диогене" М. нападает на Июльскую монархию, на легитимистов и бонапартистов, на духовенство, восхваляет труд и тружеников. Склоняясь к "уравнительному социализму" Руссо (см.), он ожесточенно нападает с моральных позиций на буржуазную действительность и призывает богачей помочь беднякам, пугая их картиной грядущей революционной анархии ("Зима" -- "L'hiver"). Издание "Диогена", враждебно встреченное реакционными кругами Прованса, быстро прекратилось, а М. оказался под влиянием нараставшей буржуазной реакции сброшенным в нищую богему, подобно многим другим политическим поэтам 30-х гг. Влача голодное и бездомное существование, больной и надломленный всеми своими бедствиями, М. сделал в конце конпов попытку отказаться от революционной лирики для горьких романтических жалоб на участь поэта ("Воспоминание в госпитале" -- "Un souvenir à l'hôpital"; "К моим песням" -- "À mes chansons") и меланхолических элегий в духе классицизма ("К Медору" -- "À Médor", "Вульзи" -- "La Voulsie"). Однако бунтарь в М. не смирился. Стих. "Крестины" (Le baptême), "Г-н Пайар" (M-r Paillard) были рецидивами его мятежной лирики.
   Творчество М. -- ценный документ французской революционной лирики 30-х гг.; в ней, мелкобуржуазной в основном, М. порою становился подлинным глашатаем масс и выразителем революционных стремлений поднимавшегося пролетариата. К поэзии М. чрезвычайно применимы слова Ленина о Герцене, что она "была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела" (разрядка Ленина). Этой причиной и обусловливаются идеологические шатания М., его неудовлетворенность и пессимизм, его ранний конец. Значение Моро в том, что он явился промежуточным звеном между Беранже и Дюпоном (см.) и способствовал усвоению последующей рабочей литературой 40-х годов социально-политических традиций песни Беранже, передавая эти традиции с бурным пафосом поэта Июльской революции, обогащенного опытом ее первоначальной победы и ее неудачного исхода. Он оплодотворил поэзию раннего Дюпона. Последующие ранние рабочие поэты (Савиньен Лапуэнт, Дюпон, Клеман) из всех рабочих поэтов 30-х гг. благоговейно запомнили одного М. В эпоху Коммуны 1871 зажигательная "Зима" М. не раз исполнялась на "правительственных" концертах в Тюильрийском дворце.

Библиография:

   I.
   Белая мышка, Сказка для детей, М., 1903;
   Le Diogène, 9 livraisons, Provins et P., 1833;
   Le Myosotis, P., 1838;
   Œuvres complètes de Moreau, v. I. Correspondance et contes, v. II. Le Myosotis et poésies inédites, éd. Vallery-Radot, P., 1890.
   II.
   Данилин Ю., Литературная богема в эпоху французского романтизма, "Новый мир", 1930, кн. II;
   Его же, Поэты Июльской революции (печатается в ГИХЛ);
   Sainte-Marie Marcotte, Biographie de Moreau en avant d'une éd. de Myosotis, P., 1840;
   Savinien Lapointe, Les échos de la rue, P., 1850;
   Lebailly Arn., H. Moreau, documents inédits, P., 1863;
   Lhuillier Th., H. Moreau et son Diogène, P., 1881;
   Lardanchet Henri, Les enfants perdus du romantisme, P., 1905;
   Baudelaire D., L'art romantique, P., 1925.

Ю. Данилин

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 7. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 503--505.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-5032.htm
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru