МОРЕАС Жан [Jean Moréas, 1856--1910] -- французский поэт. По происхождению грек. Род. в Афинах; с 1877 поселился в Париже. Примкнувший к символистам М. является представителем рантьерской буржуазии, испуганной перспективами распада капиталистического общества и стремившейся уйти из мира нарастающих социальных противоречий в мир внутренних переживаний и чувств. Упадочническим психологизмом проникнуты первые сборники М.: "Les Syrtes" [1884] и затем "Les Cantilènes" [1886]. Его лирика, чуждая крайностей некоторых других символистов вроде Верлена, отличается некоторой сухостью и сдержанностью.
Большой успех имел сборник М. "Le pélerin passioné" [1890], к-рый как бы завершил развитие символизма, распавшегося к началу XX в. Не только поэт, но и теоретик символизма, Мореас выражает его эстетические принципы, составляет его лит-ый манифест. В 1891 М. отходит от символизма и создает новую лит-ую группу -- "романскую школу" (école romane), пытающуюся возродить классические традиции, стремящуюся очистить французский язык от галльских элементов, оставляя только римские. К нему присоединяются Raymond de la Tailhède, du Plessy, Ernest Reynaud, Charles Maurras и др. Для всей этой группы Франция -- наследница Рима. "Романская школа" отразила патриотически-шовинистические тенденции французской буржуазии, готовившейся к мировой войне. В свой последний, "романский" период М. стремится больше использовать античные мифы. Он признает своим образцом Ронсара (см.), находя, что в нем, как и в других поэтах "Плеяды" (см. "Французская литература"), нашла наиболее чистое выражение латинская ясность и простота.
Из произведений М. следует еще отметить "Poésies" [1886--1896], "Stance", начавшие печататься в 1899, -- собрание небольших стихотворений в 2--3 строфы. В 1886 М. пишет вместе с Полем Аданом 2 романа: "Les demoiselles Goubert" и "Le thé chez Mirande", пародирующие натуралистический роман. Затем он печатает еще "Contes de la vieille France" -- сборник рассказов [1909], "Esquisses et souvenirs" -- сборник статей [1908], "Variations sur la vie et les livres" -- два сборника статей, отразивших эволюцию М. от символизма к "романской школе", и драму "Iphygénie" [1908].
Библиография:
I. Œeuvres, vv. I--II, P., 1923--1926; Choix di poèmes, P., 1923 (дана библиография). На русск. яз. М. переводили: И. Тхоржевский ("Tristia", СПБ, 1906; одно стих.), Аврелий ("Весы", 1906; одна новелла); В. Брюсов (Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI, СПБ, 1913; пять стих.).
II. Брюсов В., "Русская мысль", М., 1910, V (некролог); Его же, Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI, СПБ, 1913, стр. 267--268 (критико-биографический очерк); Gourmont Remy, de, Le Livre de Masques, P., 1923; Его же, Promenades littéraires, 4-e série, P., s. a.; Porché F., Leçon de Moréas, "Les Nouvelles Littéraires", P., 1929, 6/II; Georgin R., Jean Moréas, 1930.
III. Martino P., Parnasse et symbolisme, Paris, 1925; Verhaeren E., Impressions, 3 série, Paris, 1929.
Е. Ш.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 7. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 499--500.
МОРЕАС (Moréas), Жан [псевд.; наст. имя -- Яннис Пападиамандопулос (Παπαδιαμαντόπουλος); 15.IV.1856, Афины, -- 30.IV.1910, Сен-Манде (деп. Сена)] -- франц. поэт. Грек по происхождению. В 18 лет он стал директором журн. "Παρθενών" ("Парфенон"). Единств. сб. стихов на греч. яз. "Горлицы и змеи" ("Τρυγονες καί εχιδναι") М. написал на кафаревусе и димотике (см. Греческий язык). В сб. отразилось стремление М. писать в духе последних греч. романтиков, но одновременно идти в ногу с молодыми поэтами -- сторонниками создания новых, реалистич. традиций, осн. на достижениях "димотикизма". С 1882 постоянно жил в Париже. В первых сб-ках на франц. яз. "Сирты" ("Les Syrtes", 1884) и "Кантилены" ("Les Cantilénes", 1886) М. выступил как поэт-символист. Ему принадлежит и сам термин "символизм", выдвинутый им в предисл. к "Кантиленам" и получивший теоретич. обоснование в его "Манифесте символизма", опубл. в газ. "Figaro" ("Фигаро") 18 сент. 1886. В стихах и предисл. к сб. "Страстный пилигрим" ("Le pèlerin passionné", 1891) М. обосновал новое поэтич. течение -- "романскую школу", в к-рую кроме него входили М. Дюплесси, Р. де Латайед, Э. Рейно и Ш. Моррас. "Романская школа" была первым проявлением неоклассицизма во франц. модернистской поэзии. М. призывал вернуться к "французской ясности", забытой символистами, равняться на поэзию Плеяды и 17 в., требовал очищения франц. яз. от галльских элементов. Наиболее значит. произв. М. неоклассич. периода -- семь книг "Стансов" ("Stances", 1899--1901, седьмая изд. 1920), в к-рых он окончательно оставляет излюбленный символистами свободный стих.
Соч.: Iphigénie en Aulis, P., 1904; Contes de la vieille France, P., 1904; Esquisses et souvenirs, P., 1908; в рус. пер.: [Стихи], в кн.: Брюсов В., Полн. собр. соч. и переводов, т. 21, СПБ, 1913; [Стихи], в кн.: Лифшиц Б., От романтиков до сюрреалистов, Л., [1934]; [Стихи], в кн.: Тхоржевский И., Tristia, СПБ, 1906; [Стихи], в кн.: Эренбург И., Поэты Франции, Париж, 1914.
Лит.:Брюсов В., Жан Мореас. [Некролог], "Рус. мысль", 1910, кн. 5, с. 204--06; Гурмон Р. де, Книга масок, [СПБ], 1913; История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Рыкова Н. Я., Совр. франц. лит-ра, Л., 1939; Философов Д. В., Старое и новое, М., 1912, с. 286--94; Франс А., Полн. собр. соч., т. 20, М. -- Л., 1931, с. 350--58; Embiricos A., Les étapes de J. Moréas, Lausanne, 1948; Martino P., Parnasse et symbolisme, P., 1928; Maurras Ch., Maîtres et témoins de ma vie d'esprit, P., [1954]; Verhaeren E., Impressions, 3 sér., P., 1928.
Яннис Мочос, М. В. Толмачев.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 971--972.