Винниченко, Владимир -- даровитый украинский писатель. Род. в 1880 г. в крестьянской семье. В 1902 г. был исключен из киевского унив. и отдан в военную службу, но дезертировал за границу. Первые же рассказы и новеллы В. обнаружили в нем свежий художественный талант и боевой темперамент искателя социальной правды и новых моральных ценностей. На первом плане стоят у него вопросы об индивидуализме и общественности, а также проблема пола. Он пристально вглядывается в то темное и стихийное, что безжалостно разрушает нашу душевную целостность. Товарищи-друзья, заключенные в одной камере ("Нечто большее нас"), сначала так обрадовавшиеся друг другу, в вынужденном безделье тюрьмы, шаг за шагом переходят от раздражения к необузданной ненависти. В рассказе "Глумление" трагизм свидания приговоренного к смерти с его невестой оказывается не в том, что оно последнее, а в том, что у "смертника" болят зубы и его невеста бессильна "взять его от того маленького, отвратительного, что глумилось здесь перед лицом Смерти и Любви". По мере того, как "проблема пола" получает для В. решающее значение, она заслоняет собой все другие, и в свете ее решается другая, основная для всего творчества В. -- об индивидуализме и общественности. Он низвергает "Великого Молоха" -- общественность, связывающую человека обязанностями. Во имя полного освобождения провозглашается стремление к внутренней правде, достигаемой "честностью с собою". Герой драмы "Ступени Жизни" -- с гордостью говорит о себе: "Ну да, я животное, и ты животное, что же в этом? Когда, наконец, люди перестанут пугаться этого?" Как полемический ответ критикам пьесы "Ступени Жизни", В. пишет повесть "Честность с собою", доводящую до конца проповедь животных инстинктов. Эту повесть он начал писать, как и другие свои произведения, по-украински, но затем написал ее по-русски, узнав от редакции "Лiтературно-наукового Вiстника", что многие читатели его начали отказываться от подписки на журнал из-за безнравственности писаний В. Она была помещена в IV выпуске сборника "Земля". Лучшие рассказы В. согреты тонким лирическим юмором ("Зина", "Купля"), идеализмом героической юности, претворяющим в поэзию даже самые ошибки. Боевая активность скрывает глубоко пессимистическое мироощущение. Острые углы своеобразной "идеологии" прорывают художественную ткань, главным образом, в драмах В., где наряду с схематической прямолинейностью художественная неуравновешенность писателя нередко ведет к отсутствию чувства меры. Из пьес В. выделяются драмы "Брехня", "Черная Пантера" и "Белый Медведь". При всех ошибках морального суждения, встречающихся в них, они выдвигают крупные задачи и захватывают напряженностью и страстностью искания. Они проникнуты убеждением в необходимости бодрого, энергичного жизнестроительства. Всеми своими блужданиями во тьме страстных исканий, страстными парадоксами и софизмами В. неустанно поет "осанну" жизни, защищаясь от поднимающегося со дна души пессимизма и неверия, больше всего скрываемого им от самого себя. В произведениях В. встречаем все слои украинского народа, от его низов в пролетаризуемой деревне, от земледельческих рабочих, живущих на экономической кухне и "заробитчан", отправляющихся в поиски за работой, через средние буржуазно-мещанско-чиновничьи слои, до цвета интеллигенции в лице партийных деятелей социально-политической борьбы. Социальные противоречия ("Голытьба", "Возле машины") и духовные запросы ("Раб красоты") обездоленной массы в одинаковой мере привлекают внимание художника. Легкий налет романтизма нередко роднит его героев с героями Горького ("Куз и Грыцун"). В творчестве В. можно проследить влияние Достоевского и Ибсена. В целом В. -- один из наиболее ярких и талантливых писателей "молодой Украины", писатель вполне современный, мастер рассказа и новеллы, несколько расплывающийся в повести и романе, нередко умеющий захватить интенсивностью драматической коллизии в драме. Язык В. недостаточно обработан и изобилует русицизмами. Поскольку это относится к разговорному языку его персонажей, правда живой действительности дает тому достаточное оправдание. Произведения В. изданы отдельными сборниками: "Краса i Сила" (Киев, 1906), "Дрiбнi оповiдання", (Киев, 1907), "Треття книжка оповiданнiв" (Киев, 1910), "Твори" (т. IV, Киев, 1911). Собрания драматических произведений В. еще нет; они появлялись в различных журналах (главным образом, в "Лiт.-Н. Вiстн.") и сборниках. Отдельно вышли: "Дисгармония" (Киев, 1907) и "Великий Молох" (Киев, 1907). На русском яз. в авторском переводе "Рассказы" В. изданы в 1911 и 1912 годах. Роман "На весах жизни", написанный на русском языке, помещен в IX сборнике "Земля". -- Ср.: С. Ефремов, "История украинского письменства" (СПб., 1911); его же "Литературный намул" (Киев, 1908); его же "Гнучка чеснiсть" (Киев, 1909); М. Данько "Вол. Винниченко" ("Лiт.-Н. Вiстн.", 1910, VII); А. Омельченко "В поисках социалистической морали" (СПб., 1909); К. Арабажин "В. Винниченко", "Новая жизнь" (1911, IX).
Мих. Могилянский.
Новый энциклопедический словарь, т. 10: Вельнер -- Власть дисциплинарная (1912), стлб. 659--661