МОДЗАЛЕВСКИЙ Лев Николаевич [14(26).2.1837, д. Гари Гдов. у. Петерб. губ. -- 12(24).5.189б, Петербург, похоронен в Гарях], поэт, публицист, педагог. Сын отставного штабс-капитана из полтав. дворян. Отец Б. Л. Модзалевского. Окончил 3-ю петерб. г-зию, сильное влияние на М. оказан преподаватель В. Я. Стоюнин. На филол. ф-те Петерб. ун-та (1855--59) однокурсниками М. были А. М. Скабичевский, Л. Н. Майков, Вс. В. Крестовский; в ун-те он участвовал в издании рукоп. юмористич. ж. "Светоч" и студенч. сб-ка. После окончания ун-та работал гувернером, дом. учителем, преподавателем Таврич. школы, к-рая бесплатно готовила первых учительниц для нар. школ. С 1861 преподавал рус. яз. и словесность в старших классах Смольного жен. ин-та, в к-ром вокруг К. Д. Ушинского сошлись впоследствии изв. педагоги и литераторы -- О. Ф. Миллер, В. И. Водовозов, М. И. Семевский, Д. Д. Семёнов. По восп. современников, уроки М., "молодого талантливого преподавателя, волновали всех. Идеалы 60-х гг. увлекали молодые головы... о прочитанном спорили, восхищались" (Черепнин Н. П., Имп. Воспитат. Об-во благородных девиц. Ист. очерк. 1764--1914, т. 2, П., 1915, с. 314).
С целью изучить постановку воспитания и обучения в др. странах дважды (в 1862--64 и в 1865) ездил за границу (Франция, Швейцария, Богемия), слушал лекции в Йенском и Гейдельберг. ун-тах. Его корреспонденции печатались в 1863--64 в "Журнале Мин-ва нар. просвещения", результат его непосредств. наблюдений -- очерк "Быт студентов в Германии. Из заграничных писем" (СПб., 1865). В 1866 вышел тремя выпусками его "Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен" (СПб.; 3-е изд., ч. 1--2, СПб., 1892--99) -- фундаментальная монография. Гл. убеждением М. была мысль о том, что воспитание должно быть основано на началах христианства, гуманности, человечности, отсюда, в первую очередь, необходима забота о первонач. воспитании и образовании. После возвращения в Россию в 1864 преподает в Смольном ин-те, в 3-й петерб. г-зии, в Андреев, уездном уч-ще в Петербурге, выполняя одновременно обязанности инспектора курсов при уч-ще (1865--66). В 1867--81 жил на Кавказе, преим. в Тифлисе. По предложению вел. кн. Михаила Николаевича стал воспитателем детей имп. Александра; преподавал в Тифлис, жен. г-зии, с 1872 ее директор. По инициативе М. в Тифлисе было открыто восемь бесплатных школ; с 1877 получил назначение на должность окружного инспектора Кавк. уч. округа. Обществ, и благотворит, деятельность М. (в частности, он -- чл.-учредитель Муз. об-ва 1871--75, написал под псевд. Л. Гарский либретто оперы "Тарас Бульба". СПб., 1880, муз. В. В. Кюнера) сочетал с лит. и публицистической: печатался в газ. "Кавказ", "Голос", "Книж. вест.", ж. "Рус. школа", "Семья и школа", "Нар. школа". Последние семь лет жил в Петербурге; занимая должности инспектора Мариин. ин-та и дир. уч-ща для глухонемых, продолжал широкую пед. и организаторскую деятельность.
В творческом наследии М. особое место принадлежит его стих. (ок. тридцати), написанным для кн. "Родное слово" (СПб., 1864) и печатавшимся под иниц. Л. Н. или анонимно. Положенные на музыку Кюнером, стихи были изданы без указания автора текста в Тифлисе в 1878 -- "Свирель. Сб. детских песен" (переизд. -- СПб., 1900; М., 1908). Эти стихи соответствовали широкой программе воспитания детей, намеченной издателем книги Ушинским. Непреходящий успех выпал на долю стих. "Приглашение в школу" ("Дети, в школу собирайтесь! / Петушок пропел давно. / Попроворней одевайтесь / Смотрит солнышко в окно /... Рыбаки уж тащат сети;/ На лугу коса звенит... / Помолясь, за книгу, дети! / Бог лениться не велит"). Стих. "Вечерняя заря весною" ("Слети к нам, тихий вечер, / На мирные поля"; пер. песни нем. поэта Г. К. Клаудиуса) -- поэтич. пейзажная зарисовка сел. вечера, было положено на музыку мн. композиторами, в т. ч. Ц. А. Кюи, Н. H. Черепниным. Стихам М. присуща интонация мягкого родительского наставления; приобщая детей к миру природы, автор приглашает их к "собеседованию" с этим миром (мотыльком, рыбкой и т. д.), к созерцанию его красоты и к сопереживанию. По словам М., общая пед. идея, сложенная в основу этих стих., -- "одновременно содействовать развитию: поэтич. и муз. потребностей детей от 7- до 12-летнего возраста, пробуждая в них эстетическое и тесно связанное с ним религиозное чувство, устанавливая изящный вкус, изощряя слух и голос, ибо любовь к природе и к прекрасному служит лучшим основанием и для нравственного воспитания" (цит. по: Семенов, отд. оттиск, с. 15--16).
Др. произв.: "Ход учебного дела наКавказе с 1802 по 1880 г." (Тифлис. 1880), "Амос Каменский, основатель новой педагогики" (СПб., 1892), "Имп. Мария Федоровна и ее первый женский ин-т. Из истории С.-Петерб. Мариинского ин-та" (СПб., 1894).
Изд.: Для детей. Стишки. П., 1916 (рис. Е. Нарбута); К биографии К. Д. Ушинского. -- В кн.: Ушинский К. Д., Собр. соч., т. 11, М.--Л., 1852: [Стихи]. -- В сб-ках; Песни рус. поэтов, т. 2; Рус. поэзия детям.
Лит.: Семенов Д. Д., Влияние школы и среды на развитие природного таланта. По поводу смерти М. -- "Вест. воспитания". 1897. No 2 (отд. оттиск -- М., 1897); Михайловский, 8, с. III--VII; Михайлова М., Л. Н. Модзалевский. -- "Сов. педагогика", 1987, No 10; [Письма К. Д. Ушинского к М.] -- В кн.: Ушинский К. Д., Пед. соч., т. 2. М., 1988, с. 465--72. * Некролог: ИВ, 1896, No 7, Межов; Березин; Брокгауз; Венгеров. Источ.; Иванов; Масанов.
Архивы: ИРЛИ. ф. 184.
Е. О. Путилова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999