Мочульский Константин Васильевич
"Розы". Стихи Георгия Иванова

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Издательство "Родник". Париж, 1931.


Константин Васильевич Мочульский

"Розы". Стихи Георгия Иванова

Издательство "Родник". Париж, 1931.

   Существуют испытанные шаблоны рецензий о стихах: последний сборник поэта сравнивается с предыдущими, прослеживается развитие тех или других мотивов, образов, ритмов. И затем делается вывод: "мастерство поэта окрепло (или ослабело)", "поэт созрел или не созрел", "последний сборник является завершением его творческого пути", или, наоборот, "не оправдывает наших ожиданий".
   Подобные рассуждения, вероятно, имеют некую ценность: людям, ничего в поэзии не понимающим, они как будто что то объясняют. Эти культурные читатели возмутились бы, если бы критика объявила им, что настоящую поэзию объяснять нельзя и не следует.
   Вот передо мной три сборника Георгия Иванова: "Вереск", "Сады" и "Розы". Я ощущаю их словесный материал, я замечаю сходные черты, я мог бы перечислить, подтверждая цитатами, повторяющиеся мотивы. И вся эта раоота была бы бесплодной, так как в поэзии самое понятие "развитие" -- бессмысленно. Связь прошлого с настоящим разорвана, никакого накопления опыта не происходит и несмотря на "художественную традицию" и "историю литературы"" каждое новое стихотворение рождается чудом из ничего. Я читаю в "Вереске":
   
   Никакого мне не нужно рая,
   Никакая не страшна гроза --
   Волосы твои перебирая
   Все глядел бы в милые глаза.
   Как в источник сладостный, в котором
   Путник, наклонившийся страдой,
   Видит с облаками и простором
   Небо, отраженное водой.
   
   А вот в "Розах":
   
   В глубине, на самом дне сознанья,
   Как на дне колодца -- самом дне --
   Отблеск нестерпимого сиянья
   Пролетает иногда во мне.
   
   Неправда ли, похоже? И сюжет, и образ, и метр, и ритм, -- одним словом, все элементы, которыми оперирует формальная критика. И если вы не чувствуете, что эти стихотворения столь же различны, как "лед и пламень", что первое из них -- "прелестное", а второе -- настоящее, то помочь этому нельзя.
   Никому еще не удавалось "доказать" поэзию. Поэтому критику остается только выражать "немотивированные мнения". И вот одно из них: до "Роз" Г. Иванов был тонким мастером, изысканным стихотворцем, писавшим "прелестные", "очаровательные" стихи. В "Розах" он стал поэтом. И это "стал" -- совсем не завершение прошлого, не предел какого то развития, а просто новый факт.
   Едва ли мне нужно объяснять, что поэзия не есть ни словесное мастерство, ни раздумье о любви, смерти и смысле жизни. Большинство мнимых поэтов блещут техникой и глубокомыслием. Не только идеи, но и слова для нее в каком то смысле безразличны.
   
   И касаясь торжества,
   Превращаясь в торжество,
   Рассыпаются слова
   И не значат ничего.
   
   Поэзия не вмещается ни в литературу, ни в жизнь; "звуки сладкие и молитвы", а кругом пустота. И чем мертвее, тем лучше:
   
   Хорошо -- что никого,
   Хорошо -- что ничего,
   Так черно и так мертво,
   Что мертвее быть не может
   И чернее не бывать,
   Что никто нам не поможет
   И не надо помогать.
   
   Какое ликование, какая радость в тех звуках! И какое счастье освобождения:
   
   И нет ни России, ни мира,
   И нет ни любви, ни обид --
   По синему царству эфира
   Свободное сердце летит.
   
   О том, как человек превращается в поэта, рассказать нельзя. Откровение в огне и свете. Новое сознание.
   Г. Иванов восклицает:
   
   Боже! И глаза я закрываю
   От невыносимого огня.
   Падаю в него...
   
   От голоса Музы мир делается пустым и прозрачным. Разноцветные туманы, шорох моря, тихий ветер, огромные закаты, звезды, розы, легкие тучи, синие дали и над всем этим, бесплотным и хрупким сиянием -- глубокая синева неба.
   
   Над закатами и розами --
   Остальное все равно.
   
   Или:
   
   В небе розовом до края
   Тихо канут в сумрак томный.
   
   Или:
   
   И в последний раз, в пустые очи
   Звезд бессмертных -- погляди.
   
   Так обо всем -- о природе, о жизни, о страданиях, о любви -- "в последний раз". Лирика всегда -- прощание, разлука; лирика -- всегда о смерти. Как у Блока: Муза -- Прекрасная Дама -- Смерть. Поэт, посвященный в эту тайну, знает, что
   
   Тот блажен, кто умирает,
   Тот блажен, кто обречен,
   В миг, когда он все теряет,
   Все приобретает он.

Примечания

   Впервые: "Современные записки", 1931, No 46.

--------------------------------------------------------------------

   Источник текста: Кризис воображения. Статьи. Эссе. Портреты / Константин Мочульский; Сост., предисл., прим. С.Р. Федякина. -- Томск: Водолей, 1999. -- 415 с.; 21 см.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru