Мочульский Константин Васильевич
Роман в стихах

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ("Спекторский" Б. Пастернака).


Константин Васильевич Мочульский

Роман в стихах

("Спекторский" Б. Пастернака)

   В пятом номере альманаха "Круг" напечатан большой отрывок из романа в стихах Б. Пастернака "Спекторский". Он разделен на три главы: первая -- описательная (рассвет), вторая и третья -- повествовательные (встреча Нового Года и приезд сестры героя): фабула намечена пунктиром; она не стоит на первом плане, не выделяется на "фоне описаний". Более того: между фабулой и описаниями качественной разницы нет. По отношению к Пастернаку эти обозначения явно непригодны. Мы привыкли в романе в стихах различать лирические и эпические элементы -- у Пастернака они не различимы. Лирическая волна увлекает За собой события и факты, превращая их в душевные состояния: внешнее и внутреннее сплавлено; бесчисленные и сложные связи усмотрены там, где до сих пор мы ощущали полное разъединение. Автор не расчленяет картины пополам не "описывает" природу, как статическую декорацию -- плоское полотно, перед которыми расположены действующие лица -- носители действия. У него равно динамичны -- деревья, метель, ветер, поезда, рельсы, сумерки -- и герои -- Сережа, Ольга, Наташа. Композиция романа столь необычна, что на первый взгляд кажется вполне произвольной. Вспоминаешь о свободной игре формами, о пресловутой "иронии" романтического романа. И только почувствовав внутреннюю оправданность этого построения, начинаешь медленно, камень за камнем, строить целое. Автор -- не романтик: им руководит не каприз, а расчет. Каждая его строфа взвешена и отмерена: в ней предельная насыщенность образами, и в ней полное преодоление тяжести. Каждую минуту мы физически чувствуем грузность его словосочетаний; не фразы, а глыбы; не ухватить, не поднять; и в то же время видим: они летят; высокий, стремительный взлет. Ощущениями тяжести и полета создается непосредственное впечатление упора, напряжения, силы, лежащих в его творчестве. Стихи Пастернака -- динамичны; этим признаком они объединены -- в этом их целостность -- их стиль. Его синтаксис усложнен: по строфам его нельзя "скользить легко"; на каждом шагу препятствия, затруднения, замедления: слово -- точка упора, место приложения сил. Ритм своими глубокими выдыхами говорит о страшном усилии. Ассонансы поддерживают его сухими ударами. Все легкие прелести стиха -- текучесть, плавность, мелодичность -- принесены в жертву силе. Привычная сплавка слов разбита: каждое слово отдельно, ни на что не опирается, ни за что не придерживается, а стоит само по себе, торчит колом, выпирает, как напряженный мускул.
   Поэт не различает между одушевленным и неодушевленным: где сила -- там и душа. Камень, давящий на землю, ветер, срывающий крыши, земля и вода, врывающиеся в комнату, "как леший" -- вся природа буйная, неистовая, страстная -- живет и действует вместе с людьми. Не они ее "оживляют", а она вовлекает их в свое исступленное кружение, метет их вихрем, ослепляет и оглушает своим диким бешенством.
   Человек не гуляет больше среди местного пейзажа, неподвижного, как выцветшая литография -- он погружен в смятенную стихию, борется с ней, преодолевает или погибает. Природа Пастернака -- яростна, как огонь, как вихрь, как солнце. В ней пафос страсти.
   
   Распутица цепляется за вожжи,
   Торцы грозится в луже искупать.
   
   Или:
   
   Как лешие, земля, вода и воля
   Сквозь сутолоку вешалок и шуб
   За голою русалкой алкоголя
   Врываются, ища губами губ.
   
   Или:
   
   И солнца диск, едва проспавшись сразу
   Бросался к жженке, и круша сервиз,
   Растягивался тут же возле вазы,
   Нарезавшись до положенья риз.
   
   Или:
   
   Он сплыл и колесом вдоль чащ ушастых
   По шпалам стал ходить, и прогудел
   Чугунный мост, и взвыл лесной участок,
   И разрыдался весь лесной удел.
   
   У Пастернака -- природа в "истерике". Вещи не выдерживают страшного напряжения: оно взрывается припадками страсти или безумия. Люди тоже одержимы аффектами -- и их любовь (Сережи к Ольге) -- исступление, разгул обезумевших сил.
   
   Вмешалось два осатанелых вала
   И, задыхаясь, собственная грудь
   Ей голову едва не оторвала
   В стремлены! шеи любящим свернуть.
   
   По напечатанному отрывку нельзя судить о развитии фабулы; не думаем, однако, чтобы это развитие служило композиционным стержнем. Любовь людей у Пастернака лишь эпизод в поэме об эротическом мире.

Примечания

   Впервые: "Звено", No 152 от 28 декабря 1925.

--------------------------------------------------------------------

   Источник текста: Кризис воображения. Статьи. Эссе. Портреты / Константин Мочульский; Сост., предисл., прим. С.Р. Федякина. -- Томск: Водолей, 1999. -- 415 с.; 21 см.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru