Мочульский Константин Васильевич
Литературные беседы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Поль Валери. - Демьян Бедный).


Константин Васильевич Мочульский

Литературные беседы

(Поль Валери. -- Демьян Бедный)

   Небольшая статья Поля Валери "Кризис духа", недавно напечатанная в сборнике "Variete" -- быть может самое значительное и блестящее из всего, что было написано о духовном кризисе европейской культуры.
   Знаменитый автор "Эвпалиноса", исследуя страшную болезнь нашей современности, ставит изумительный в своей беспощадной точности диагноз. На наших глазах произошла гибель целой культуры: мы по личному опыту знаем теперь, что цивилизации не бессмертны. Элам, Ниневия, Вавилон -- от этих великих царств остались только имена; но, скоро, может быть, и Франция, Англия, Россия станут тоже только именами. Почему же старая европейская культура оказалась такой неустойчивой, такой хрупкой?
   Валери утверждает, что Европа накануне войны находилась в состоянии духовной анархии. Самые разнородные идеи, самые противоречивые принципы уживались мирно. "Модернизм" это -- ярмарка мыслей, мировоззрений, вкусов; это -- карнавал пестрых чувств и убеждений. Ни Рим эпохи Траяна, ни Александрия Птолемеев не доходили до такого смешения языков.
   В любой книге начала двадцатого века вы отыщете: влияние русского балета, отголоски стиля Паскаля, импрессионизм Гонкуров, кое что от Ницше и Рембо, слог научных исследований и неуловимый аромат британской словесности. Европейский Гамлет размышляет на кладбище -- вокруг него столько великих могил: Леонардо, Лейбниц. Кант... Почему могучие усилия, гениальные мысли и добродетели привели нас к разрушению?
   И Валери задает вопрос: сможет ли Европа сохранить свою духовную гегемонию или же она превратится в то, что она и есть фактически: маленький мыс азиатского материка? Ведь преобладание ее есть чудо: Европа менее населена, менее богата золотом, менее плодородна, чем, например, Индия. Ее владычество основано на духе -- на сочетании воображения и логического мышления, скептицизма и веры; Греция создала геометрию: до сих пор еще мы оспариваем возможность этой безумной выдумки. Но из нее вышла наука -- вся европейская наука.
   В тот момент, когда знание превратилось в материальную силу, приобрело рыночную стоимость и стало товаром, власть Европы пошатнулась. Весь мир теперь может покупать "товар" знания в удобной фабричной упаковке.
   Первенство между Европой и остальными частями света медленно исчезает. Разливаясь по всему земному шару? культура понижается и грубеет.
   Вся проблема сводится к вопросу: вся ли духовная культура Европы растворима. Против мирового заговора, остается ли у нас хоть тень свободы? Или нам предстоит гибель в борьбе с теми, кого мы научили пользоваться нашим же оружием.
   Ответить на этот вопрос -- значит разрешить глубочайшую задачу современности.
   У Есенина есть строфа:
   
   С горы идет крестьянский комсомол.
   И под гармонику, наяривая рьяно,
   Поют агитки Бедного Демьяна,
   Веселым криком оглашая дол.
   
   И не только комсомол "наяривает" стихи Демьяна Бедного; его в России знают все: на каждом заводе, в каждой красноармейской части, в глухих селах и деревнях. Он самый любимый поэт, единственный подлинно национальный. По сравнению со всероссийской его известностью, бледнеет слава Пушкина. Миллионы, "оглашающие дол" агитками Демьяна, вся рабоче-крестьянская республика, знающая наизусть его басни, целые поколения, воспитанные на его частушках -- картина грандиозная. Все остальные знаменитости замкнуты тесными кругами и кружками: они цветут и увядают в оранжереях "студий" и "академий" -- один Демьян пустил корни в самую толщу народа и разросся богатырски. Он в народе и народ в нем, его личность так слилась с массой, что он превратился в коллективного поэта. Поэтому все личное в нем отмерло; -- осталось только широкое горло -- рупор, через который кричат неимущие классы.
   Демьян -- мужик и гордится своей черноземностью. Знает деревню, говорит ее языком, думает ее думу. Советские критики утверждают, что произведения Д. Бедного и есть настоящее народное творчество: в его песнях завершение всего нашего литературного народничества. То, что подготовило Пушкина, над чем трудился Некрасов, достигло полного развития у Демьяна. Читая советские журналы, видишь: тяжелые и путаные пути ведут на высокую гору; по ним, скользя и сбиваясь, взбираются великие поэты и писатели -- а на вершине горы стоит величайший -- Демьян. Апофеоз. Событие это до сих пор еще не было освещено с художественной точки зрения. Агитаторство, социальная сатира, смычка с деревней, пропаганда коммунизма, марксистская политика и пр. -- все эти задания Бедного лежат не литературы. "Коллективный поэт": очень любопытно, и мало понятно. Но умеет ли этот гений писать стихи?
   "Басни Демьяна, -- говорит критик "Красной нови", -- острые как стилет, которым он наносит удар за ударом злому кассовому ворогу". Посмотрим, из какого материала это оружие сделано, выбор цитат усложняется чисто эпическим размахом Демьянова творчества: им созданы: басни, народные песни, частушки, былинный сказ, народная песня, поэма, повесть, гимны, марши, сказания, эпиграммы, лирические стихи и многие другие виды устной и письменной словесности. Возьмем, не выбирая.
   
   Песня:
   
   Сам заправский я мужик,
   Я скажу вам напрямик:
   Вами жадность одолела,
   Нет для вас милее дела.
   Как хоть с нищего сорвать
   (Правды незачем скрывать).
   
   Нонче все вы нос дерете,
   "Городских" за грудь берете:
   "Как теперь мы все равны,
   То... сымайте-ка штаны!"
   
   Басня: кларнет, повстречавшись с Рожком, начал хвастаться, что под его, кларнета, музыку "танцуют, батенька, порой князья и графы". Рожок отвечает:
   То так, -- сказал рожок, -- нам графы не сродни,
   
   Одначе помяни: --
   Когда нибудь они
   Под музыку и под мою запляшут.
   
   Гимн:
   Гнет проклятый капитала
   Обрекал нас всех на муки,
   Принуждая наши руки
   Поднимать чужую новь.
   
   Не отрицая гениальности Демьяна Бедного с точки зрения классовой борьбы с гнетом капитала, мы все же затрудняемся признать его поэтом в старом (буржуазном) смысле этого слова. Хоть и рифмует он "муки" и "руки", "равны" и "штаны", а все-таки не поэт. И сколько бы его ни читали в красноармейских частях, "национальным" от этого он не сделается. Нужно глубоко презирать родину, чтобы признать Демьяна "гласом народа".

Примечания

   Впервые: "Звено", No 107 от 16 февраля 1925.
   Подзаголовок, раскрывающий содержание статьи, дан составителем. Постоянным ведущим рубрики "Литературные беседы" в "Звене" был Георгий Адамович. Мочульский иногда заменял Адамовича (см. нижеследующие "Литературные беседы").

--------------------------------------------------------------------

   Источник текста: Кризис воображения. Статьи. Эссе. Портреты / Константин Мочульский; Сост., предисл., прим. С.Р. Федякина. -- Томск: Водолей, 1999. -- 415 с.; 21 см.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru