Аннотация: Александр Блок. Стихотворения. Книга третья. (1907-1916). Петербург 1921.
Константин Васильевич Мочульский
Лирика Блока
Александр Блок. Стихотворения. Книга третья. (1907-1916). Петербург 1921.
В третьем издании третьей книги стихов Блока опущен отдел переводов из Гейне: "Опять на родине" и введено два новых отдела: "Ямбы" и "Соловьиный сад". В прежние циклы, имевшиеся во втором издании 1916, помещено значительное число новых, впервые печатаемых стихотворений. Они представляют материал огромной ценности, как художественной, так и автобиографической. Мы находим ряд произведений политически-гражданского характера, освещающих личность поэта со стороны, доселе для нас остававшейся скрытой, несколько остро-волнующих субъективных стихотворений, почти интимных признаний, группу набросков и эскизов к позднейшим поэмам и, наконец, серию любопытных вариантов к прославленным его строфам. Необыкновенная художественная взыскательность побудила автора исключить их из второго издания. Действительно, одни из них незакончены, несколько неуверенны по фактуре и технически не "крепки"; другие -- слишком откровенны и, пожалуй, наивны; третьи -- не могли увидеть свет по цензурным соображениям.
Новые стихи Блока соединяют одной непрерывной цепью этапы его творчества. Постепенное поэтическое развитие автора "Скифов", процесс сложения идеологии и выработки стиля -- проходит перед нами с полной отчетливостью. Общая концепция лирики Блока, созданная в критической литературе о нем, находит новые реальные подтверждения. Сложные пути, приведшие певца Прекрасной Дамы к "толстомордненькой Катьке" в "Двенадцати", о которых доныне более или менее остроумно гадали -- теперь и видимы, и обозримы. "Органичность" творчества Блока из сферы интуитивных утверждений переносится в область точного знания.
Ограничусь немногими примерами: обозрение всех новых стихов Блока требует специального исследования.
В стихотворении 1914 года появляется зловещая фигура "царя -- народа":
Он с далеких пустырей
В свете редких фонарей
Появляется.
Шея скручена платком,
Под дырявым козырьком
Улыбается.
Сравните по образности и ритму стихи в "Двенадцати":
Он в шинелишке солдатской
С физьономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Да покручивает...
Динамическая тема ветра -- разрушения -- революции, порождающая и идею, и словесное выражение, и ритмические вихри "Двенадцати", уже звучат в стихотворении:
Дикий ветер
Стекла гнет,
Ставни с петель
Буйно рвет.
Но здесь она еще лепечет бессильно, элегически-заглушенно; где то в глубине идет работа превращения ее "напева" в громы мировой революции. Но источник силы уже найден в этом "черном ветре":
Как не бросить все на свете,
Не отчаяться во всем,
Если в гости ходит ветер,
Только дикий черный ветер,
Сотрясающий мой дом?
Из этого "отчаянья" грянет лейтмотив "Двенадцати":
Черный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек,
Ветер, ветер --
На всем белом свете!
Концепция двенадцати красногвардейцев не поражает того, кто помнит стихи Блока о России. "Смертная тоска", ощущение жизни, как смерти, и смерти -- как торжества избавления; "влюбленность" в смерть и пафос "буйной воли", "мятежа", как разрушения и перехода к небытию -- вот истоки блоковского творчества. Все имеющее пределы и грани, все конечное и временное -- ему ненавистно. Он строит своего бога в Вечности, как отрицание жалкого "живого мира". Только преодолев "тяжелый сон", "бред", "похмелье" и "туман" жизни, можно познать божественную Радость, Прекрасную Даму -- Марию. Принять жизнь, примириться -- значит погубить душу. В непреклонном требовании "всего" -- религиозный пафос Блока:
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта -- нет.Покоя -- нет.
Вспомним то же исступленное устремление и неизбывную тревогу в поэме "На поле Куликовом":
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
В стихотворении "Поэты" эта "мятежность" находит необыкновенно резкую формулировку:
Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта -- всемирный запой,
И мало ему -- конституций.
Пускай я умру под забором как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала,
Я верю: то Бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала.
В падении, унижении и грехе, во "всемирном запое" -- незапятнанная белизна, "святость" вьюги и образ Бога, просвечивающий сквозь снег. Идеологически и психологически "Двенадцать" уже даны полностью. Только там вместо "всемирного запоя" -- "мировой пожар в крови" и вместо голодных поэтов -- нищие красногвардейцы. Но и там:
За вьюгой невидим...
Впереди -- Исус Христос.
Концепция "Двенадцати" выросла из основной стихии блоковского лиризма -- стремления к самоуничтожению, абсолютного отрицания. Жизнь отрицается с бешенством, в исступлении страсти, как "ночной кошмар", "тихое сумасшествие", "дьявольский бал". Поэтому из революции Блок сделал мощную лоэму крушения мира, почти эсхатологическую композицию. Он -- певец Смерти, холодное дыхание которой проникает в его строфы, движет его ритмами, управляет его образами. Со всей силой художественной убедительности он утверждает равенство: жизнь -- смерть, лишает земные предметы плотности и весомости, людей превращает в призраки, их поступки и страсти в "безумную, сонную и отвратительную мечту". Поэт любит изображать себя мертвецом на шумном пиру жизни (Цикл "Пляски Смерти"):
Пои, пои свои творенья
Незримым ядом мертвеца,
Чтоб гневной зрелостью презренья
Людские отравлять сердца.
Тем же пафосом смерти насыщены циклы: "Жизнь моего приятеля" жуткие песни о гибели души и "Черная кровь" -- еще более страшные стихи о злой земной страсти. "Страшные объятия" -- переход к смерти:
Гаснут свечи, глаза, слова... --
Ты мертва, наконец, мертва!
Знаю, выпил я кровь твою...
Я кладу тебя в гроб и пою...
Смертоносная сила страсти, запах тления на устах возлюбленной внушаются нам трагическими строками:
Последней страсти ярость,
В тебе величье есть;
Стучащаяся старость
И близкой смерти весть...
О, зрелой страсти ярость,
Тебя не перенесть.
Блистательный контраст к тютчевскому
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней!
Но у Блока трагична не только старческая страсть; всякая любовь носит в себе смерть, ибо:
Душе влюбленной невозможно
О сладкой смерти не мечтать.
Новые стихи Блока дают наряду с ценными вариантами старых тем, острую формулировку и неожиданную заостренность уже знакомых лирических мотивов; стихотворения политические открывают глубокие просветы в процессе его творчества. Среди набросков и опытов встречаются подлинные шедевры. Так например:
Вот он ветер,
Звенящий тоскою острожной,
Над бескрайнею топью
Огонь невозможный,
Распростершийся призрак
Ветлы придорожной...
Вот, что ты мне сулила:
Могила.
Примечания
Впервые: "Последние новости" от 12 марта 1922.
Общая концепция лирики Блока. созданная в критической литературе о нем... -- незадолго до настоящей статьи в газете "Последние новости" от 22 февраля 1922 г. был опубликован отклик Мочульского "Новое о Блоке" на сборник "Об Александре Блоке" (Пг.: Карточный домик, 1921), где были опубликованы статьи Н. Анциферова, В. Жирмунского, Вл. Пяста, А. Слонимского, Ю. Тынянова, Б. Эйхенбаума и др.