Мишле Жюль
Жюль Мишле: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


0x01 graphic
Портрет кисти Тома Кутюра

I.

   Мишле (Jules Michelet) -- знаменитый французский историк, род. 21 августа 1798 г., в небогатой семье, которую он сам называет "крестьянской". Отец его переселился в Париж и существовал устроенною им здесь типографиею. Пока при Республике печать пользовалась относительной свободою, дела типографии процветали, но с установлением империи семье М. пришлось испытывать горе и нужду; бедственное положение ее дошло до того, что дед, отец, мать и 12-летний М. сами должны были исполнять типографскую работу. Ученье молодого М. не могло идти правильно; уроки чтения ему пришлось брать рано утром у одного старого книготорговца, прежнего школьного учителя, пылкого революционера: от него М. наследовал восхищение революцией. Веру в Бога и в бессмертие (он не был крещен в детстве) вызвала в нем книга "О подражании Христу". На последние средства родители поместили М. в коллегию Шарлемань. Стеснявшемуся своей бедности, не привыкшему к обществу М. ученье давалось трудно, но редкое прилежание помогло ему победить предубеждение, с которым относились к нему сначала его учителя; они признали в нем дарование, особенно литературное, и из последних рядов он перешел прямо в первые. В 1821 г. М. сделался учителем в коллегии Sainte-Barbe, где почти против своего желания стал преподавать историю; его привлекали в то время древняя литература и философия; докторская диссертация его посвящена Плутарху и идее бесконечности Локка. Из историков его увлек прежде всего Вико; сделанное им извлечение из этого писателя и составленное им "Précis de l'histoire moderne" доставили ему литературную известность, и в 1827 г. он получил место проф. философии и истории в Нормальной школе. В его преподавании история и философия шли рука об руку; в курсе первой он давал историю цивилизации, стараясь обрисовать характеры различных народов и их религиозную эволюцию. В это же время в уме его зародилась философская концепция, что история есть драма борьбы между свободою и фатализмом. Когда вскоре в школе были разделены два предмета, ему порученные, М. желал удержать за собою философию и лишь неохотно посвятил себя истории. Плодом занятий ею явились две работы: философская -- "Introduction à l'histoire universelle" и первый большой исторический труд его -- "Histoire romaine: République" (Пар., 1831). Основная мысль первого очерка заимствована у Гегеля, но гегелевская, философия истории У М. лишена своего метафизического смысла и значения и приведена к совершенно другому результату: венцом всемирно-исторического процесса у М. является Франция, а процесс освобождения мирового духа, приходящего к самосознанию в человечестве, становится реальным прогрессивным торжеством свободы в борьбе человека с природою, с материею или роком. В бойкой своей книге о римской республике М. попытался сделать результаты Нибуровских трудов достоянием французской публики, но эта попытка его поколебать рутину преподавания осталась бесплодною; сам он позже уже не возвращался к древней истории. Июльская революция доставила М. место заведующего историческим отделом в национальном архиве. Здесь ему открылась возможность заняться историей отечества; он временно увлекся теорией беспристрастия, с которою выступала школа Гизо. В написанных им в это время первых 6 тт. истории Франции (1831--1843) он проявляет добросовестную эрудицию, глубокое знание оригинальных документов и в то же время творческий гений, проникающий в душу действующих лиц, возвращающий их к жизни и заставляющий действовать. Позже, увлеченный публицистическою струею, он уже не мог вернуться к такому пониманию средневековой жизни. Не ужившись с Кузеном, новым директором Нормальной школы, М. в 1838 г. перешел в Collège de France, где в первый раз очутился перед вольною аудиториею, требовавшею от лектора не ознакомления с научными открытиями, а живого красноречивого слова. Кафедра для М. превратилась в трибуну, с которой он развивал свои идеи о политической и социальной добродетели. Его лекции все более и более принимали характер проповеди, créer des âmes -- создавать души -- все более и более становилось целью его профессуры. Когда с 1840 г. Июльская монархия окончательно усвоила себе политику, несовместную с прогрессом, то в числе многих пришедших к крайним мнениям и революционным тенденциям был и М. В это время особенно развились в М. две усвоенные им до упоения страсти: вольтеровское "écrasez l'infâme" по отношению к клерикализму -- и культ народа, которому положил начало Руссо. В 1843 г. он совместно с Э. Кинэ издал ожесточенный памфлет против иезуитов, "Des Jésuites", получивший громадное распространение: он появился в газете, расходившейся в числе 48000 экземпляров, перепечатывался, кроме того, провинциальными газетами и расходился в массе дешевых изданий среди народа. Не меньшее распространение получила брошюра "Le prêtre" la femme et la famille" (1845), где М. развивает направленную против иезуитских духовников мысль, что краеугольным камнем храма и фундаментом гражданской общины должен быть семейный очаг. В политической сфере идеалом его сделалась демократическая республика; руководящей нити в путанице современных вопросов он стал искать в изучении "великой революции" 1789 г. Его историю революции называют эпической поэмой с героем -- народом, олицетворенным в Дантоне. Первый том ее вышел в 1847 г., последний -- в 1853 г. Свои мысли о народе он изложил в книгах "Le peuple" (1848) и "Le Banquet" (1854). М. является здесь решительным противником социализма. Последний желает уничтожения частной собственности, а жизненный и нравственный идеал настоящего народа, т. е. крестьянства, обусловливался, в глазах М., именно обладанием частною собственностью, своим куском земли, своим полем; он даже требовал в интересах этой частной собственности уничтожения переживших революцию остатков общественной собственности. Несимпатичен был ему и элемент насильственности у сторонников коммунизма; он не понимал братства без свободы, его гуманная натура отвергала с негодованием всякие террористические меры для осуществления идеала любви. Но, отвергая социалистические и коммунистические мечтания, М. горестно ощущал всю глубину общественного разлада (divorce social). Возможность устранить его представлялась ему лишь в сближении верхних слоев с народом -- сближении, основанном на любви, на отречении от эгоизма. Желая при этом привлечь сочувствие к народу, он его сильно идеализировал; он превозносил народный инстинкт и отдавал ему преимущество перед книжной рассудочностью образованных классов, приписывал народу способность к подвигу и самопожертвованию в противоположность холодному эгоизму обеспеченных классов. Такие взгляды вполне оправдывают данную одним из наших историков М. кличку "народник". Ключ к разрешению социальной проблемы М. находил в психическом явлении, которое представляет собою гений: как гений гармоничен и плодотворен, когда оба элемента, в нем заключающиеся -- человек инстинкта и человек размышления, -- содействуют друг другу, так и творчество, проявляющееся в истории народа, плодотворно, когда низшие и верхние слои его действуют в взаимном понимании и согласии. Прежде всего, проповедовал М., нужно излечить душу людей; средством для этого должна быть народная школа, которая ставила бы себе целью возбуждение социальной любви. В этой общей школе должны перебывать год или два дети всех классов, всякого состояния; она настолько же должна служить к сближению классов, насколько нынешняя школа содействует разъединению их. В общенародной школе, по плану М., ребенок должен был, прежде всего, узнать свое отечество, чтобы научиться видеть в нем живое божество (un Dieu vivant), в которое он мог бы верить; эта вера поддержала бы в нем потом сознание единства с народом, и в то же время в самой школе предстало бы ему наяву отечество в образе детской общины, предшествующей общине гражданской. С помощью усвоенной с детства гражданской любви М. считал возможным достигнуть идеального государства, основанного, однако, не на равенстве, а на неравенстве, построенного из людей различных, но приведенных в гармонию посредством любви, все более и более ею уравниваемых. Установление союза между различными классами М. ожидает от учеников высших школ: они должны явиться посредниками, естественными миротворцами гражданской общины. Эта мечта М., как указывает В. И. Герье, находит себе в наше время осуществление, но там, где М. наименее этого ожидал, -- в стране, воплощавшей для него гордыню и эгоизм: в Англии. Декабрьский переворот лишил М. кафедры в Collège de France, а за отказ от присяги он потерял место в архив. Он чувствовал себя подавленным и обессиленным, но не пал духом благодаря поддержке второй своей жены (Adèle Malairet), имевшей большое влияние на его жизнь и дальнейшее направление его занятий. Продолжая работать над своей книгою о великой революции, М. в сотрудничестве с женою дал серию книг о природе, редких по своей очаровательной оригинальности. М. и прежде любил природу, но теперь почувствовал тесную связь между человеком и природою; он увидел в ней зародыш нравственной свободы, совокупность мыслей и чувств, сходных с нашими. Его "L'oiseau" (1856), "L'insecte" (1857), "La mer" (1861) и "La montagne" (1868) и в явления природы, и в жизнь животных переносят то же страстное сочувствие ко всему страдающему, беззащитному, которое мы видим в его исторических трудах. В 1858 г. М. издал "L'amour", в 1859 г. -- "La Femme"; его восторженные слова о любви и браке в соединении с большой откровенностью в трактовании этих вопросов вызвали насмешки критики, но, тем не менее, обе книги достигли редкой популярности. "L'amour" составляет предисловие к "Nos fils" (1869), где М. подробно изложил свой взгляд на воспитание, резюмируемое им в словах: семья, отечество, природа. Проповеди тех же идей посвящена ранее изданная "La bible de l'humanité" (1864) -- краткий очерк нравственных учений, начиная с древности. Наряду с этими соч. М. дал несколько небольших трудов по истории: "Les femmes de la Révolution" (1854), "Les soldats de la Révolution", "Légendes démocratiques du Nord", потрясающий историко-патологический этюд "La sorcière" (1862). В 1867 г. он закончил свою "Histoire de France", доведя ее до порога революции 1789 г. Благодаря своим занятиям естественными науками и психологиею М. чувствовал себя помолодевшим; ему казалось, что и во Франции начинается возрождение прежней энергии. Франко-прусская война принесла ему страшное разочарование. Когда стал угрожать призрак этой войны, М. почти один решился протестовать публично против увлечения тщеславным и грубым шовинизмом; здравый смысл и ясновидение историка не позволяли ему сомневаться относительно исхода войны. Голос его остался, однако, незамеченным. Слабое здоровье помешало ему выдержать осаду Парижа; он удалился в Италию, где известие о капитуляции Парижа вызвало у него первый припадок апоплексии. В брошюре "La France devant l'Europe" (Флор., 1871) он высказывает веру в бессмертие народа, остававшегося в его глазах представителем идей прогресса, справедливости и свободы. Едва оправившись, он принялся за новый громадный труд "Histoire du XIX siècle", издал в три года 3 1/2 тома, но довел свое изложение лишь до битвы при Ватерлоо. Триумф реакции в 1873 г. отнял у него надежду на скорое возрождение отечества. Силы его все больше слабели, и 9 февр. 1874 г. он умер в Гиере; похороны его дали повод к республиканской демонстрации. М., по отзыву Тэна -- не историк, но один из величайших поэтов Франции, его история -- "лирическая эпопея Франции". Чувство сострадания, жалости, пробудившееся в М. в детстве, когда он горько сознавал свое одиночество и бедность, сохранилось в нем во всех фазисах жизни и тотчас прорывалось наружу, как только воображение переносило его в чуждую ему эпоху. Он страдал вместе с жертвой, кто бы она ни была, и ненавидел гонителя. К самым ярким страницам французской историографии принадлежат те, на которых М. изображал муки и страдания людей, терпевших от веры в колдовство и от жестокого преследования страшной психической эпидемии. Отзывчивость его к чужим страданиям была слишком велика, чтобы он мог остаться беспристрастным зрителем современных ему событий. Злобы дня так сильно захватили его душу, что он внес их в изучение прошлого; настоящее, особенно в трудах, написанных с половины 40-х гг., стало у него окрашивать в свой цвет прошлое и порабощать его своим потребностям и идеалам. Эта же необыкновенная впечатлительность, эти чувства жалости и любви являются элементом, связывающим воедино его разнообразные труды по истории, естествознанию и психологии. Отечество и семья были для него постоянно предметами боготворения. Семья, в глазах М., была основанием государства; любовь к семье у него была связана с любовью к родине, а эта последняя -- с любовью к человечеству. У М. не было отвлеченной страсти к науке; все, что не было движением и жизнью, мало его интересовало. Характер М. был очень спокоен, образ жизни отличался чрезвычайной правильностью; ежедневно он работал с 6 часов утра до полудня и ложился спать обыкновенно в 10 вечера; никогда он не принимал приглашений на вечера или на обеды. Обхождение его было просто и приветливо, манеры сохраняли традиции вежливости старой Франции. Необыкновенную прелесть и оригинальность ему придавало нечто непосредственное, детское в его натуре, редкое у француза. Лучший материал для его характеристики дают изданные вдовою его из его записок "Ma jeunesse" (1884; см. А-в, "Новая книга о М.", в "Вестнике Европы", 1884, 5) и "Mon Journal. 1820--23" (1888). Ср. о М. essai Тэна (переведено в "Русской мысли" 1886, 12); G. Monod, "Jules M." (П., 1876); его же, "Renan, Taine, M." (1894; отсюда "Жюль М." в "Русской мысли", 1895, 3); Noël, "Jules M. et ses enfants" (1878); Corréard, "M., sa vie, etc." (1886); J. Simon, "Mignet, M., Henri Martin" (1889); В. И. Герье, "Народник во французской историографии" ("Вестник Европы", 1896, 3 и 4). Из сочинений М. имеются на русском языке: "Обозрение новейшей истории" (СПб., 1838); "История Франции в XVI в." (СПб., 1860); "Краткая история Франции до Французской революции" (СПб., 1838); "Реформа. Из истории Франции в XVI в." (СПб., 1862); "Женщина" (Одесса, 1863); "Море" (СПб., 1861); "Царство насекомых" (СПб., 1863); "Птица" (СПб., 1878); "История XIX в." (СПб., 1883--84, под ред. М. Цебриковой) и др.

А. М. Л.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XIXa (1896): Михаила орден -- Московский Телеграф, с. 510--513.

II.

   Мишле (Michelet), Жюль -- знаменитый французский историк (1798--1874). Род. в Париже в семье владельца типографии, разорившегося в эпоху консульства. Детство М. прошло в очень бедной обстановке; с 12 лет мальчик принужден был работать в типографии. Его стремление к учению и блестящие способности проявились при случайных встречах с одним книгопродавцем, бывшим ранее учителем. Отец отдал М. в коллеж, хотя это стоило семье больших материальных жертв. Окончив ученье с выдающимся успехом, М. занялся преподавательской деятельностью. Он приобрел громадное влияние на учеников своей благородной личностью и увлечением историею. Уже в ранних его произведениях: "Tableau chronologique de l'histoire moderne" (1825), "Tableaux synchroniques de l'histoire moderne" (1824) и "Précis d'histoire moderne" (1829) чувствуется интерес к философским вопросам, выражающийся и в его переводческой деятельности в этот период: он перевел знаменитую "Философию истории" Вико (1829 г.). С 1827 по 1835 г. М. был профессором в Высшей Нормальной Школе. Лекции его, проникнутые демократическим направлением, имели большой успех. Идеи свои он выразил в "Introduction à l'histoire universelle", где указывал, что человечество прошло на пути к свободе через 3 главные ступени: христианство, реформацию и революцию. В 1831 г. вышли в свет его "Римская История", написанная под сильным влиянием Нибура, еще почти неизвестная во Франции, и блестящее "Précis d'histoire moderne". Вслед за тем он обращается к изучению истории родной страны, совершив перед тем ряд путешествий по разным странам Зап. Европы и ознакомившись с бытом других народов. В 1833 г. он издал "Précis d'histoire de France", книгу, проникнутую страстной любовью к родине и написанную оригинальным, ярким языком. Лекции в Сорбонне, которые он начал читать после июльской революции, поражали оригинальностью формы, блеском воображения и новизной построений; они были проповедью демократизма и имели шумный успех. Гизо, бывший тогда министром нар. просв., запретил ему чтение их (1835 г.), но в 1838 г. М. получил кафедру в Collège de France, что давало ему возможность вести свою пропаганду либеральных и демократических идей шире и ярче. Эти лекции дали материал для его сочинений: "Les Jésuites" (1843), "Du Prêtre, de la Femme, de la Famille" (1844) и "Du Peuple" (1845). В 1833 г. начала выходить его "История Франции", бывшая главным делом его жизни; до 1846 г. вышло 6 томов. Духовенство, возмущенное борьбой с иезуитами, добилось запрещения его курсов. Когда вспыхнула революция 1848 г., М. думал сначала, что она приведет к воплощению в жизнь всех его надежд относительно свободы и блага Франции, а затем и всего мира. Но дальнейшие события принесли лишь горькие разочарования. Реакция, последовавшая за революцией, и декабрьский переворот тяжело отразились и на личной судьбе М.; за отказ присягнуть Луи-Наполеону он был лишен должности заведующего архивами и вынужден существовать только литературной работой. В 1847--53 гг. вышла в свет его "История революции", полная юношеского одушевления и особенно возвеличивающая Дантона. В 1850 г. он вступил во второй брак с молодой девушкой (первая его жена, умершая в 1839 г. после 15-летнего брака, не сумела дать ему счастья). В сотрудничестве с женою он написал "L'Oiseau" (1856), "De l'Insecte" (1859), "De la Mer" (1861), "De la Montagne" (1868), где жизнь природы изображена в поэтических образах, проникнутых глубоким религиозным чувством. Влияние жены сказалось и в сочинениях, посвященных женщине, семье и воспитанию: "L'Amour" (1858), "La Femme" (1859), "Nos fils" (1869), где он является последователем Руссо и Песталоцци. Назначение человека резюмируется им в словах: "Семья, отечество, природа". В очерке "Bible de l'humanité" (1864) дается история нравственных учений, и рисуется идеал свободы духа, к которому должно идти человечество. В этот же период времени написаны "La Sorcière" (1869), посвященная исторической психологии, и несколько небольших работ: "Les femmes de la Révolution" (1854), "Les soldats de la Révolution", "Légendes démocratiques du Nord", "Pologne et Russie" (1854), "Bologne-martyre" (1863) и др. С 1855 г. M. возвратился к прерванной "Истории Франции". Работа эта была закончена в 1867 г.; благодаря ей заполнен пробел между двумя его главными трудами ("История Франции" и "История Революции") и получилась полная история Франции, в 24-х тт. Впоследствии М. написал "Histoire du XIX siècle" в 3-х тт., из которых первый вышел в 1872 г., а два остальных уже после его смерти, в 1875 г. Франко-прусская война была страшным ударом для М., который предвидел ее исход и еще ранее предостерегал французское общество против шовинизма. Падение Парижа застало его в Италии и жестоко поразило его. Апоплектический удар подорвал его здоровье, и хотя он прожил еще три года, но оправиться вполне не мог. В 1871 г. он написал брошюру "La France devant l'Europe", в которой высказывал надежду на возрождение французского народа. Ум. он в Гиере (Hyeres) в 1874 г. После смерти М. жена его опубликовала два тома описаний его путешествий и автобиографические "Ma jeunesse" (1884) и "Mon journal" (1888, новое изд., 1904). Как историк, М. не внес в науку новых руководящих идей. Его историко-философское миросозерцание полно субъективизма и произвольных настроений; но он обладал в высокой степени живым чувством прошлого и способностью проникаться жизнью народных масс. Картины, нарисованные им, блещут жизненностью и яркостью красок, а своеобразный, колоритный стиль его придает особое очарование многим страницам его труда. Биограф М., Моно, по справедливости называет его историком-поэтом, всецело проникнутым идеями социального и общечеловеческого блага. Как человек, М. отличался замечательной привлекательностью, добротой и благородством. Сочинения М. переизданы сначала в 40 тт., а в 1897--1903 гг. в 47 тт. На русский яз. переведены: "Обозрение Новейшей Истории" (1838), "Краткая История Франции" (1838), "Реформа" (1862) "Женщина" (1863), "Море" (1863), "Царство насекомых", "Птицы" (1878), "История XIX вв." (1883--84). -- См. Corréard, "M., sa vie, son oeuvre historique" (1887); Jules Simon, "Mignet, M., H. Martin" (1889); G. Monod, "Les maîtres d'histoire: Renan, Taine, M." (1876 г., новое изд. 1905); M-me Quinet, "Cinquante ans d'amitié" (1900); В. Герье, "Народник во французской историографии" ("Вест. Европы", 1896).

Н. Л--ва.

   Источник текста: Новый энциклопедический словарь, том 26: Мацеёвский -- Молочная кислота (1915), стлб. 769--771.

III.

   Мишле (Michelet) Жюль (21.8.1798, Париж, -- 9.2.1874, Йер), французский историк романтического направления, идеолог мелкой буржуазии. Член Академии моральных и политических наук (1838). С 1827 профессор Высшей нормальной школы, с 1838 профессор Коллеж де Франс. В годы Июльской монархии М. стал кумиром радикального студенчества как страстный борец против католической церкви (социологические этюды "Иезуиты", "Священник, женщина и семья", "Народ", рус. пер., М., 1965). Если в юности идеалы М. не шли дальше "либеральной монархии", то в дальнейшем он становится приверженцем республики. Принимая Великую французскую революцию, М., однако, отрицательно относился к деятельности якобинцев, к коммунистическим идеям (рассматривая экономическое неравенство как божественный закон). За отказ присягнуть Наполеону М. в 1852 был лишен профессорской кафедры и должности заведующего исторической секцией Национального архива (которую занимал с 1831). В учебниках по новой истории и всемирной истории, оказавших большое влияние на французскую историографию, М. обнаружил наряду со способностью к широким историческим обобщениям эклектизм философско-исторической мысли (соединение циклизма Дж. Вико с теорией прогресса Г. Гегеля). Герой исторического процесса, согласно М., -- народ (без деления на классы); великие люди -- лишь "символы" (выражение обществ. идей цивилизации), по существу "пигмеи", вскарабкавшиеся "на послушные плечи доброго гиганта -- Народа".
   Наиболее значительные из работ М. -- многотомная "История доведенная до 1789", и являющаяся ее продолжением "История Французской революции"; они основаны главным образом на источниках (архивных и печатных), на данных географии, нумизматики и др. М. ставил перед собой цель раскрыть психологию французского народа, выявить "народный дух" в языке, фольклоре, литературе, искусстве. Историческое прошлое он стремился "воскресить" с помощью художественных средств. Исторический метод М. отличается субъективизмом оценок: в его основе -- интуиция, воображение, симпатия к изображаемым людям и явлениям.

Сочинения:

   CEuvres complétes, v. 1--40, ., 1893--1898;
   в рус. пер. -- Обозрение новейшей истории, СПБ, 1838;
   Реформа (Из истории в XVI в.), СПБ, 1861;
   Женщина, Од., 1863;
   История XIX в., т. 1--3, СПБ, 1882--84;
   Жанна д'Арк, П., 1920;
   Ведьма, М., 1929.

Литература:

   Вайнштейн О. Л., Историография средних веков, М. -- Л., 1940, с. 191--93;
   Реизов Б. Г., Французская романтическая историография, Л., 1956, гл. 9;
   Косминский Е. А., Историография средних веков, М., 1963, с. 401--410;
   Monod G., vie et la pensée de J. Michelet, v. 1--2, ., 1923;
   Alff., Michelet's ideen, Gen. -- ., 1966.

О. Л. Вайнштейн.

   Источник текста:Большая Советская энциклопежия. Издание 3-е. - Москва: Сов. энциклопедия, 1970-1978.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru