Минцлов Сергей Рудольфович
Последние боги

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Сергей Минцлов.
Последние боги

   Ночь нас застала в горах высоко над Дельфами.
   Мы, трое археологов, исследовали пещеры, во множестве находящиеся в диком хребте Парнаса. Возвращаться в сумерках по карнизам над пропастями было опасно и мы решили заночевать в ближайшем гроте.
   Пока рабочие собирали сучья и разводили огонь, мы присели на краю обрыва отдохнуть и полюбоваться миром, расстилавшимся у наших ног.
   Дельфы лежали далеко внизу на желтых, ниспадавших уступах горы; там производились раскопки храма Аполлона и приметны были червячки -- люди, уже закончившие работы, но еще копошившиеся между остатками колонн и стен. В жалких лачужках крошечного селения Кастри, приютившегося на краешке одной из террас, зажигались огни. Позади нас, как волны в бурю на море, без конца и без счета вздымались отвесные горы с обнаженными вершинами: Парнас -- хаос известковых гор с обнаженными серебряными вершинами, изрезанный пропастями и ущельями; все их заполняет лес, косматый и мрачный; вечная ночь стоит под его вековыми елями, густыми орехами и лаврами. Шум их и шум потоков -- вот и все, что слышит там ухо. Изредка, впрочем, с грохотом срывается со скал камень и стопудовым мячом прыгает по откосам, с треском сокрушая все на пути своем.
   Человека там нет и следа. Человек ушел вправо, вдаль от грозных суровых скал, в сплошное дымно-зеленое море оливковых рощ, сбегающих к лазурной бухте Коринфского залива, окаймленной красно-лиловыми утесами.
   Когда-то здесь, в нынешнем царстве мертвых, ключом кипела жизнь; на ярусах горы, где уныло торчат теперь изъеденные временем бурые остатки стен, раскидывался знаменитейший в мире город Пифийского Аполлона.
   О необъятных богатствах его свидетельствуют, начиная с Гомера, все современники; красноречивее их говорит запись о грабеже фокидцев, разбойнически захвативших храм; они вывезли из него золотых и серебряных вещей на десять тысяч талантов, т. е. почти на сто миллионов рублей.
   В храме висело, между прочим, и ожерелье прекрасной Елены, виновницы Троянской войны.
   Чтобы судить о древности храма, напомню, что только перестроен он был в половине шестого века до P. X.
   Все города соперничали в чести ставить в Дельфах мраморные изображения своих выдающихся людей: философы, победители на олимпиадах, полководцы, все талантливое и все события увековечивались в мраморе на этом всеэллинском Пантеоне.
   Многие статуи покрывались золотом. Аллеи их и дымящихся золотых и серебряных жертвенников окаймляли все террасы, высились на каждой свободной пяди земли. Плиний, посетивший Дельфы после грабежа Нерона, увезшего пятьсот статуй, насчитал их три тысячи; Павзаний -- путешественник второго века по P. X., называет город сплошным скульптурным музеем. Знаменитейшие художники древности -- Андросфен, Пракситель и Фидий -- отделывали и украшали храм, театр и другие здания города любимейшего в Греции солнечного бога.
   Не было кругом ни одного уголка земли, из которого не смотрела бы седая легенда!
   Две исполинские скалы, почти касавшиеся друг друга вершинами у ног наших -- были братья Федриады. Там, в узкой трещине между ними, гнездился когда-то страшный Пифон-змей, убитый Аполлоном; из-под них выбивается и впадает в пропасть Кастальский ручей -- превращенная в ключ красавица-нимфа Касталия.
   Источник Мнемозины, река забвения Лета, исчезающая под землей, пещера Трофония, Херонейское поле и т. д. -- все это, кутаясь в сумерки, лежало ниже нас в окрестностях Дельф.
   Было чего замечтаться, лежа над пропастью.
   -- А к нам кто-то на огонек идет! -- проговорил один из товарищей.
   Я оглянулся: путник, пробирающийся со стороны Парнаса, да еще в такое позднее время -- явление необычайное!
   По узкой тропинке подымался высокий грек в белой фустанелле и феске.
   Подойдя к нам, приложил руку ко лбу и к груди и сел на выступ скалы неподалеку от меня.
   Бритое, как у актера, сухое и морщинистое лицо незнакомца резко шло вразрез с одеждой его и напоминало скорее голландца или финна. На небольшом, прямом носу его были надеты сильные очки, делавшие преувеличенно большими серые глаза. Он снял феску и под ней оказались седые, коротко остриженные волосы.
   -- Вы французы, господа? -- обратился он к нам на безукоризненном языке Парижа.
   Мы сказали, кто мы.
   Старик как бы несколько удивился и обрадовался.
   -- Русские большая редкость в здешних краях! -- проговорил он. -- Внизу в Дельфах работают французы и я думал, что и вы из них. Вы тоже археологи?
   Я сообщил ему все, что его интересовало и в свою очередь спросил о его имени и национальности.
   -- О! -- неопределенно произнес незнакомец: -- я так давно живу здесь, что уже начинаю забывать, кто я и откуда! Меня зовут здесь Аггиос!
   Старший рабочий принес эмалированный чайник с кипятком, чашки и коробки с консервами.
   Увидев гостя, он чуть было не выронил из рук все принесенное, затем низко поклонился ему.
   Незнакомец кивнул в ответ головой.
   На плоском, большом камне устроился импровизированный стол; мы пригласили гостя разделить с нами трапезу и расположились ужинать.
   -- Вы, вероятно, заблудились в горах; где вы живете? -- обратился к старику один из моих товарищей.
   Он улыбнулся.
   -- Нет, -- ответил он: -- заблудиться я не могу!..
   -- Какая чудная ночь! -- добавил он, помолчав.
   Действительно, ночь уже окутала землю; Дельф видно не было; где-то в глубине черной бездны, как светляки, мерцали огоньки деревеньки. На синем бархате неба все ярче и ярче разгорались крупные алмазы звезд. Шум Кастальского ручья доносился из пропасти явственней.
   -- Волшебная сказка! -- проронил мой товарищ: -- я понимаю, почему здесь так разыгрывалась фантазия у древних...
   -- Фантазия? -- переспросил наш гость и медленно покачал головой. -- Ей вообще очень мало места на земле: она только отзвук давным-давно забытого минувшего! Человечество не в силах создать что-либо невиданное или неслыханное им: оно может только разукрасить его!
   -- Значит, китайские драконы или наши Змеи-Горынычи тоже были в прошлом?
   -- Несомненно! -- с глубокой уверенностью ответил старик. -- А летающие птеродактили, а всякие бронтозавры и плезиозавры -- разве не ясно, что именно их видело на заре своей человечество?
   -- Это не доказано!
   -- Доказано больше, чем надо: существованием легенд.
   -- Дыма без огня не бывает! -- добавил второй мой спутник, молча ужинавший и затем закуривший сигару.
   -- Ну, господа, на таких основаниях можно Бог весть куда зайти, -- заволновался начавший спор со стариком. -- Тогда, значит, можно утверждать, что и здесь, -- он указал рукой на Парнас и Дельфы, -- действительно жили и гуляли между людьми боги?
   -- Так оно и было! -- подтвердил старик.
   На секунду-другую воцарилось молчание.
   -- Это вы уж слишком... -- проговорил опешивший товарищ.
   -- Что вы называете богом? -- продолжал Аггиос. -- Для собаки бог -- всякое двуногое существо, для дикаря -- всякий белый, держащий ружье в руках. Боги древности -- это только остатки высокоцивилизованных племен, доживавшие свои дни среди дикарей...
   -- Как же могла случиться такая невероятность?!
   -- Это закон истории, а не невероятность, -- спокойно ответил Аггиос. -- Культура и знание всегда сосредотачиваются в конце концов в замкнутой кучке людей, а вся остальная масса опять опускается, до каменного века включительно. Жизнь мира -- это мертвая зыбь океана: подъем до зенита культуры и падение во мрак и дикость. Великих ученых сменяют пастухи, шелк и бархат -- звериные шкуры. Вспомните историю Греции, Египта, Ассирии, Вавилона, обоих материков Америки! Каждая пядь земли пережила все то же не раз!
   -- Да, но ведь Греция возникла на самой заре человечества, и наука не знает ее предшественников.
   -- Наука много еще чего не знает! -- возразил Аггиос. -- Это слепой, идущий на чей то далекий зов. Земной шар насчитывает за собой миллионы миллионов лет, испытал тысячи переворотов. Нам известно лишь кое-что, песчинка того, что было лет тысяч пять назад -- и только. Смешно подумать, что мир кончается там, дальше чего не хватает наш глаз!
   -- Сохранились бы остатки какие-нибудь от тех времен: строения, вещи, но их нет!
   Старик опять покачал головой.
   -- Есть предел жизни и камня, и металла. Вечно только одно: слово. И имеющие уши слышать -- слышат его: это мифы и легенды неведомых нам веков.
   -- Все это красиво, но не доказано! -- повторил мой товарищ. -- Я верю только в то, что так же установлено, как дважды два четыре!
   Старик наклонил голову.
   -- Прекрасное правило!.. -- серьезно добавил он.
   Наступило молчание.
   -- Однако, господа, пора бы подумать и о ночлеге! -- заявил второй мой спутник, видимо, относившийся к беседе с незнакомцем, как к гастрономической приправе ужина.
   Он встал и бросил в пропасть окурок сигары.
   Поднялись и все остальные.
   -- Вы с нами, надеюсь, заночуете? -- обратился я к Аггиосу.
   -- Пожалуй... -- произнес тот.
   Мы подошли к узкому входу в пещеру, перед которой горел костер; около него лежали и грелись рабочие; становилось довольно свежо.
   Пещера имела вид длинной и низкой комнаты; у стены уже были расстелены наши походные войлоки.
   -- Вам будет здесь плохо! -- заметил Аггиос, мельком глянув вокруг.
   -- Почему? -- спросил я.
   -- Замерзнете: вспомните, на какой высоте мы находимся!
   -- Что же делать, на дворе будет еще хуже.
   -- Зачем же спать на воздухе? Надо спуститься ниже, здесь есть следующий этаж!
   Странный гость наш уверенно пошел вперед; я зажег электрический фонарь и, действительно, в глубине пещеры оказался за выступом узкий проход, довольно круто спускавшийся куда-то в непроглядный мрак.
   Товарищи мои -- боясь духоты и змей -- переменить место ночлега не пожелали, и я решил остаться с ними.
   -- Тогда простимся, господа: я завтра уйду до света! -- обратился к нам Аггиос.
   Мы потрясли его сухую руку и он исчез, словно вошел прямо в стену.
   -- Странная личность!.. -- проворчал споривший с ним мой спутник, укладываясь на свой войлок.
   -- Друг мой, все мы в семьдесят лет будем странными! -- философски заметил другой, закутываясь в одеяло.
   Я подозвал старшого рабочего и спросил, кто такой Аггиос.
   Грек покосился на дальний конец пещеры.
   -- Там никого нет! -- заметил я.
   -- Как, а где же господин? -- с удивлением спросил грек.
   -- Никто не выходил отсюда!..
   Я пояснил, в чем дело.
   -- Не знаю, как вам сказать... -- вполголоса проговорил рабочий: -- мне сорок лет, а мой дед и прадед знали господина все таким же старым.
   -- Что вы говорите?! -- воскликнул я: -- это невозможно!..
   Грек пожал плечами.
   -- Так говорят все франки и инглезы... И все-таки слова мои -- правда.
   -- Где он живет? Что делает?
   -- Живет в горах. Его редко видят люди...
   -- Кто же он такой? Как его имя?
   Грек опять поднял плечи.
   -- Кто может знать? -- ответил он. -- Говорят, он один из богов наших предков...
   Я махнул рукой и отправился на свое место.
   Скоро мы заснули.

* * *

   Жестокий холод разбудил меня. Стояла глубокая ночь; в пещеру глядела узкая полоска звездного неба; костер почти угас и последние вспышки дотлевавших ветвей нет-нет и освещали на миг красноватым светом неподвижные фигуры моих спутников. Я стал пробовать съеживаться, укрывался с головой -- ничего не помогало; наконец, сделалось невмоготу. Я сбросил одеяло, захватил под мышку постель, зажег фонарь и отправился по следам Аггиоса.
   Спать мне хотелось невыносимо, дневная усталость сказывалась в полном бессилии, овладевшем мной; не разбирая неровностей спуска, натыкаясь на выступы скал, забыв о всяких змеях, я, шатаясь, прошел саженей двадцать и очутился в высоком, напоминавшем часовню гроте. Среди него имелось что-то вроде возвышения. Охватила живительная теплота.
   Почти бессознательно, кое-как устроил я себе ложе на возвышении, повалился лицом в подушку и сейчас же погрузился в каменный сон.
   Что-то холодное, отвратительное скользнуло по моему лицу; я отмахнулся рукой и поднялся. Не было видно ни зги. Выхватить из кармана фонарь и нажать кнопку было делом одной минуты.
   Свет небольшим кружком упал на мою подушку; я провел им по бурым камням, затем по углам грота: ни змеи, ничего живого нигде не было. Стояла неизъяснимая тишина.
   Обводя светом стенку слева от себя, я заметил узкую трещину около сажени вышиною. Луч фонаря скользнул в ее черную глубину, смутно обрисовал обширную пещеру и вдруг наткнулся на что то белое; я распознал человеческую фигуру, сидевшую на полу.
   -- Я знал, что вы придете! -- проговорил голос Аггиоса. -- Идите же сюда, здесь лучше!
   Я собрал свое имущество и протиснулся в соседний грот.
   Только что я переступил в него, ступни ног моих сразу утонули в чем-то мягком, как пыль.
   Я устроился шагах в двух от старика и лег.
   -- Как мягко! -- заметил я.
   -- Немудрено: в этой пещере много столетий подряд погребали мертвых. Попробуйте рукой землю: мы лежим на прахе тысяч людей; толщина его здесь аршина два.
   -- И черепа тут есть? -- спросил я, в надежде получить благоприятный ответ.
   Черепа -- моя слабость; краниология, это компас историка.
   -- Нет! -- послышалось в темноте: -- все давно перетлело!
   -- А хотели бы вы воочию повидать прошлое? -- спросил, помолчав, мой собеседник.
   -- Еще бы, -- ответил я.
   -- Тогда идемте...
   Что то щелкнуло, и яркий белый свет наполнил пещеру. Я зажмурился, ослепленный им.
   Когда я открыл глаза, Аггиос стоял, держа за дужку необыкновенный фонарик, похожий на ослепительное яблоко из горевшего, но не сгоравшего магния.
   Мы находилась в огромной пещере; высоко над нами висел неровный свод; тремя черными зевами глядели с разных сторон отверстия неведомых ходов. Аггиос, неся лучезарный фонарь, вошел в один из них и мы начали спускаться по бесконечной извилине; несколько раз мы попадали в пещеры большие и маленькие; Аггиос шел, не останавливаясь.
   Кто бывал под землей, тот знает, как причудлив и странен подземный мир. В нем нет ничего напоминающего, хотя бы по формам, поверхность земли. Ее творила разумная, светлая сила; недра земли создал безумный гений. Там все навыворот, все неожиданность и невероятность, все извилисто, скручено и нежданно, начиная с колонн из сталактита и кончая храмами со свисающими со сводов их целыми скалами: всюду причуды и хаос. Именно там, в глубоком мраке, могли зарождаться страшные чудовища древнейших эпох!
   Сон отлетел бесследно.
   Никогда, пользуясь простым магнием, мне не доводилось видеть в таких мельчайших подробностях тайны земли! Я жадно озирался, стараясь запечатлеть в памяти все подробности необыкновенного пути.
   Легкий запах какого-то газа ощущался в воздухе; он делался все сильнее и затем вдруг повеяло свежестью.
   Аггиос повернулся ко мне.
   -- Сейчас придем! -- проговорил он: -- я погашу фонарь, держитесь за меня.
   Раздался слабый треск, и все разом поглотил мрак.
   В глазах у меня завертелись зеленые круги; мы постояли с минуту и тронулись дальше.
   Воздух становился все свежее; на меня вдруг глянуло синее небо; впереди смутно очертилась небольшая, залитая лунным светом площадка; мы вышли из пещеры и остановились над темной пропастью.
   -- Как здесь хоро... -- начал я и слова замерли у меня в горле.
   Справа, в трех-четырех десятках шагов от меня, вздымался величавый, белый дворец. Из многочисленных громадных окон его лился свет и не месяц, а он, озарял нашу площадку.
   Мы стояли перед мраморными длинными ступенями лестницы, ведшей на широкую террасу; за колоннадой ее, за убранными цветами столами возлежали и пировали люди. Звучала струнная музыка, прерываемая веселыми кликами: шла оргия, настоящая оргия древности!
   Мне сразу бросился в глаза атлетически сложенный красавец-старик с румяным лицом, весь в серебряных волнах гривы кудрей и головы. Он что-то нашептывал слушавшей его с лукавой улыбкой собеседнице, а близ них, за колонной -- вся напряжение и внимание -- стояла полногрудая, статная женщина со сдвинутыми черными бровями и слушала их беседу.
   -- Зевс и его жена! -- прошептал Аггиос.
   Но я уже сам узнал богов: захмелевший, мрачный, чернобородый Вулкан спорил с могучим, спокойным Марсом; белую, как пена морская, Венеру и венок хохотавших, опьяненных богинь вокруг нее потешал краснорожий Вакх, сидевший на столе.
   На ступенях террасы виден был погруженный в думы, грустный, белокурый Аполлон, перебиравший струны лиры.
   Через минуту-другую я увидел, что боги постарели. Они выглядели не стариками, но что-то изжитое и усталое было в их лицах.
   Ниже, не смея коснуться ступеней дворца, сидели и лежали, слушая печальные, звавшие и будившие душу звуки, тесные кучки всклокоченных людей. На голых телах их были накинуты звериные шкуры.
   Сноп огней и ракет взвился над дворцом и люди в шкурах попадали на колени, молитвенно простирая руки к пировавшим. Несколько вечных юношей сбежали вниз, рассыпались среди почтительно склонившейся толпы, схватили за руки девушек и исчезли в ними в саду.
   -- Эвое! Эвое! -- раздалось то здесь, то там из темных кущ его.
   Ракеты опять осветили погруженную во тьму гору за дворцом, и я успел рассмотреть, что то, что казалось мне скалами -- громадный город, но безмолвный, давно безлюдный и разрушавшийся...
   -- Там все мертво! -- проронил Аггиос, указывая на город. -- Последние боги... Последние дни их!..
   Мимо пирующих, словно не видя никого, слегка закинув назад гордую голову, с презрением на лице, прошла легкой поступью богиня Диана. На своре она держала двух великолепных охотничьих собак.
   И вдруг одна из них ощетинилась, уставила на меня вспыхнувшие фосфором зрачки свои и завыла. Бешено залаяла, бросаясь на дыбы, и вторая. Строгое лицо Дианы повернулось в мою сторону; не сводя с меня цепенящего взгляда, она медленно стала отстегивать собак.
   -- Бегите скорей! За мной! -- крикнул сдавленным голосом Аггиос и, схватив меня за руку, повлек к пещере.
   -- Изменник здесь! -- раздался позади нас возглас.
   -- Измена! -- шумно пронеслось среди пировавших.
   За нами слышался яростный лай. Аггиос на бегу зажег фонарь и мы помчались, прыгая через камни, ямы, ударяясь смаху на поворотах всем телом о стены. Собаки заливались все ближе и ближе...
   Вдруг Аггиос поскользнулся и рухнул, взмахнув руками, на осыпь скалы. Свет потух.
   -- Бегите! -- прохрипел Аггиос: -- все прямо здесь.
   Не помня себя, задыхаясь от бега, я шарахнулся вперед, но почти тотчас уже ударился о стену; кинулся в другую сторону и руки мои опять охватили глыбы земли.
   Собаки настигли уже Аггиоса и рвали его.
   Я хотел закричать -- и не мог, не было голоса.
   -- Смерть! -- пронеслось в голове моей.
   В ту же секунду в ногу мою вцепились зубы пса. Я ударил его ногой и... проснулся.
   Брезжило утро; мутно-серое небо глядело в пещеру. Товарищи и рабочие спали.
   Я сел, крепко прижимая рукой колотившееся сердце и озирался, не понимая, в чем дело.
   Значит, все, что произошло сейчас, я видел во сне? но ведь я лег спать в нижней пещере, как же я очутился в верхней?!
   Я быстро вскочил и вышел наружу, силясь разгадать происшедшее.
   На меня глянули знакомые, отвесные скалы Парнаса; у верхушки одной из них, приткнувшись, стояло заночевавшее облачко; на дне пропасти дымился туман. У входа в пещеру и на середине тропки, ведшей вниз, алели свежие следы крови.
   Я тронул за плечо старшего рабочего. Он откинул с заспанного лица одеяло и приподнялся.
   -- Здесь кровь около вас! -- сказал я: -- что такое случилось?
   -- Это кровь господина, -- проговорил грек, глянув на пятна. -- Он поранил себе ногу и только что ушел отсюда. Господин приказал передать вам, что все кончилось благополучно и чтобы вы не беспокоились.

----------------------------------------------------------------------------

   Текст издания: То, чего мы не знаем. Рассказы / С. Р. Минцлов. -- София: Зарницы, 1926. -- 117 с.; 17 см.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru