Въ послѣднее время во всякой книгѣ объ Индіи, написанной политическимъ дѣятелемъ, непремѣнно говорится хотя бы нѣсколько словъ о Россіи, русскихъ замыслахъ, козняхъ и нитритахъ. Въ самой Индіи о Россіи давно уже говорятъ много; говорятъ и англичане, и туземцы; первые съ нѣкоторымъ озлобленіемъ и явнымъ недружелюбіемъ. Давно пора знать русскимъ, что страхъ и недовѣріе къ Россіи пустили глубокіе корни въ сердцѣ почти каждаго англичанина; виги въ этомъ отношеніи нисколько не отличаются отъ торіевъ; быть можетъ первые болѣе склонны обольщаться надеждой на возможность какого-то соглашенія, долженствующаго, по ихъ мнѣнію, оберечь британскіе интересы, т.-е. положить предѣлъ развитію русскаго политическаго могущества и отдалить на неопредѣленное время враждебное столкновеніе двухъ державъ. Но и виги и тори одинаково убѣждены въ неминуемости этого столкновенія.-- Индіецъ смотритъ на Россію иначе нежели англичанинъ. Онъ знаетъ о Россіи не только то, что говоритъ ему англичанинъ; до его слуха дошло кое-что и помимо англичанина. Да и самъ англичанинъ въ своемъ желаніи, сильномъ и искреннимъ, дискредитировать Россію въ умахъ индійцевъ, принялся за дѣло не совсѣмъ умѣло. Англійская печать, сама того не замѣчая, натолковала индійцу слишкомъ много о русской мощи; и если т. сердцѣ почти каждаго англичанина засѣли страхъ и недовѣріе къ Россіи, то въ умѣ каждаго индійца, афганца и вообще азіата твердо убѣжденіе въ громадности русскихъ средствъ.
Весьма убѣдительныя доказательства вѣрности этого факта встрѣчаются время отъ времени въ англійской литературѣ. Въ прошломъ году въ Times of India появился цѣлый рядъ писемъ какого-то авантюриста-англичанина, пробиравшагося изъ Индіи черезъ Хорассанъ въ Мервъ. Въ Мервъ онъ не попалъ, но съ дороги писалъ письма не безъинтересныя. Въ послѣднемъ, присланномъ въ Индію изъ Константинополя, послѣ того какъ авторъ проѣхался но Кавказу и Арменіи, гдѣ онъ къ великому своему удивленію не замѣтилъ никакой вражды между русскимъ и туркомъ,-- дѣлается общій выводъ всѣхъ путевыхъ наблюденій. Выводъ любопытный. Переодѣтый по мусульмански англичанинъ, изъ Индіи черезъ Хорассанъ пробирающійся, и Богъ нѣсть зачѣмъ, въ Мервъ, быть можетъ но профессіи человѣкъ поенный, во всякомъ случаѣ лицо, заподозрить которое въ особенной любви къ Россіи никакъ нельзя; и этотъ человѣкъ разсказываетъ слѣдующее:
Въ краткихъ словахъ азіатское мнѣніе о восточномъ вопросѣ таково. Россіи станетъ продолжать подвигаться впередъ, и одною своею численностью русскіе должны осилить англичанъ. Пока вопросъ о томъ, пойдетъ ли Россія на Индію или нѣтъ, не обсуждается азіатами... но никто изъ нихъ ни на минуту не сомнѣвается въ томъ, что Россія будетъ двигаться впередъ и вперёдъ".
За англичанами, но словамъ того же предпріимчиваго путешественника, на Востокѣ устанавливается съ каждымъ днемъ все тверже и тверже репутація націи лавочниковъ. Азіатецъ, не сомнѣваясь въ силѣ Англіи на морѣ, почитаетъ ея сухопутныя войска далеко не достаточными для успѣшной борьбы съ Россіей. Допуская, что англичане, какъ отдѣльныя личности, могутъ быть храбры, въ то же время азіатцы, т.-е. и турки, и персы и афганцы глубоко убѣждены, что Индію англичане не завоевали, а рядомъ подкуповъ съумѣли захватить всю страну. Одинъ кандахарецъ говорилъ автору: "Если бы нашъ народъ былъ единодушенъ, Ширъ-Али теперь царствовалъ-бы въ Дельи!". Такимъ легкимъ дѣломъ представляется афганцу отнятіе у англичанъ Индіи; мнѣніе афганца важно. Авторъ говоритъ, что афганское мнѣніе есть тотъ источникъ, откуда другіе азіатскіе народы, главнымъ образомъ персы и туркмены, заимствуютъ свои сужденія объ англичанахъ. Ненавидя англичанъ какъ христіанъ, афганецъ и къ русскимъ не можетъ питать дружелюбія. Но, по мнѣнію того же автора, ненависть къ Россіи объясняется другими соображеніями. Афганецъ ненавидитъ русскихъ, потому что ясно сознаетъ всю невозможность бороться съ войсками бѣлаго царя, свою несостоятельность противустать этой силѣ. Во всемъ Афганистанѣ занятіе страны русскими почитается вопросомъ болѣе или менѣе отдаленнаго времени. Когда Кандахаръ былъ очищенъ англичанами, западные афганцы говорили: "Слѣдующая вѣсть будетъ о занятіи Кандахара Эюбомъ, а затѣмъ услышимъ, что русскіе пошли на Гератъ".
Эта параллель между Англіей и Россіей одна изъ излюбленныхъ тамъ не только средне-азіатскихъ политиковъ, но и индійскихъ; и страннымъ образомъ сравненіе въ результатѣ всегда отзывается невыгоднымъ для Англіи. Въ Индіи распространено убѣжденіе, что Англія только благодаря своимъ индійскимъ владѣніямъ занимаетъ одно изъ первенствующихъ положеній среди европейскихъ націй. Но, говорятъ самые лойяльные изъ индійцевъ, ни одинъ другъ человѣчества не пожелаетъ, чтобы англійское правленіе въ Индіи продолжалось постоянно, и что будетъ Англія безъ Индіи въ сравненіи съ Россіей или Америкой? (См. The Oriental Miscellany, june 1881, стр. 233).
I.
Въ двухъ книгахъ ("Sir Richard Temple, India in 1880"; его-же "Men and Events of iny time in India"), о Россіи и ея отношеніяхъ къ Индіи говорится не разъ, и говорится много знаменательнаго. Авторъ книгъ, бывшій бомбайскій губернаторъ, сэръ Ричардъ Темпль, снаряжалъ когда-то индійскую рать на Мальту, завѣдомо, однакожъ, воевать подъ суровымъ сѣвернымъ небомъ. Объ этой экспедиціи говорится также въ одной изъ книгъ, но всего нѣсколько словъ. Вѣроятно самому сэру Ричарду малтійская экспедиція должна казаться теперь фантастическимъ эпизодомъ волшебной сказки: шесть тысячъ сыновъ тропической Индіи, съ голыми ногами и обнаженными станами, поднимаются по велѣнію далекаго мага на берегахъ Темзы защищать британскіе интересы, поддерживать дерзновенную имперскую политику! Шесть тысячъ сипаевъ для войны съ Россіей! Много-ли можно поразсказать объ этомъ?
Въ обѣихъ книгахъ сэра Ричарда, помимо замѣтокъ о Россіи и упомянутаго сейчасъ эпизода, весьма много интереснаго. Онѣ любопытны уже потому, что написаны маститымъ и выдающимся индійскимъ дѣятелемъ, пріѣхавшимъ въ Индію въ 1847 и прослужившимъ тамъ до 1881 г. Въ эти годы сэръ Ричардъ изъѣздилъ почти всю Индію, занималъ разнообразные посты и высокія должности. Вмѣстѣ съ знаменитымъ лордомъ Лауренсомъ онъ устроивалъ поземельныя отношенія въ Пенжабѣ, принималъ дѣятельное участіе въ судѣ надъ послѣднимъ изъ великихъ моголовъ, завѣдывалъ финансами, иностранными сношеніями, управлялъ Бенгаліей, былъ бомбайскимъ губернаторомъ. Понятно, если такой человѣкъ начинаетъ говорить объ Индіи, или о людяхъ и событіяхъ своего времени, много занимательнаго онъ можетъ поразсказать; и, дѣйствительно, обѣ книги исполнены глубокаго интереса. Въ одной читатель найдетъ полное внѣшнее описаніе Индіи, Индіи какъ она есть, но мнѣнію автора, въ настоящій моментъ, въ другой представлены портреты и эскизы замѣчательныхъ современниковъ автора и картина исторической жизни страны за извѣстный періодъ. Для правильной оцѣнки, насколько обѣ картины полны и правдиво, необходимо имѣть въ виду не только прошлое высокое служебное положеніе автора, но главнымъ образомъ и то, что его индійская карьера, по всей вѣроятности, еще не вполнѣ закончена, и ему, быть можетъ, предстоитъ вернуться въ Индію и занять тамъ первенствующее положеніе. Обѣ книги посвящены августѣйшимъ особамъ: одна наслѣдному принцу, другая королевѣ. При такихъ условіяхъ самый правдивый человѣкъ, какимъ несомнѣнно слѣдуетъ считать автора, не обо всемъ станетъ печатно говорить, по необходимости многое долженъ будетъ обходить молчаніемъ; не желая, быть можетъ даже ее умѣя говорить лжи, онъ съумѣетъ, однакоже, вовремя замолчать или сказать по щекотливому вопросу ничего незначащую фразу. Общій тонъ книги отъ этого выиграетъ; на всей картинѣ какъ-бы разольется нѣкій радостный розовый цвѣтъ. По узнаетъ ли читатель полную истину это другой вопросъ, который всего лучше для автора оставлять безъ отвѣта.
Таковъ характеръ обѣихъ книгъ; въ нихъ нѣтъ лжи, но и нѣтъ полной правды. Въ одной изъ своихъ книгъ авторъ задался задачей представить умственному взору читателя одно изъ грандіознѣйшихъ въ мірѣ зрѣлищъ (подлинное выраженіе автора, т.-е., живописать словомъ Индійскую имперію ея британскаго величества; въ другой онъ разсказываетъ о поколѣніи англичанъ, видѣвшихъ самыя грандіозныя событія новѣйшей исторіи Индіи: величайшія войны, паденіи первостепенныхъ туземныхъ царствъ, возстаніе, уничтоженіе остъ-индской компаніи, одного изъ грандіознѣйшихъ частныхъ предпріятіи но всемірной исторіи и т. д. Современное автору поколѣніе было свидѣтелемъ такихъ перемѣнъ въ Индіи, нравственныхъ и матеріальныхъ, образцовъ или примѣровъ которымъ нѣтъ въ предшествующихъ временахъ.
Уже съ первыхъ страницъ обѣихъ книгъ читатель невольно какъ-то торжественно настраивается, и начинаетъ ожидать, что вотъ передъ нимъ развернется во нею ширь величавая картина народнаго благополучія, мира и благоденствія, пройдетъ вереница героевъ, безкорыстно служившихъ міровому благу, способствовавшихъ укрѣпленію въ Индіи божьей благодати.
И это настроеніе авторъ весьма искусно поддерживаетъ въ читателѣ въ продолженіи всей книги. Безъ прикрасъ и какъ будто совершенію правдиво разсказывается о томъ, какъ индо-британская имперія росла и возвеличивалась, дѣлала матеріальные и духовные успѣхи. Въ 1847 г., т.-е. въ тотъ годъ, когда авторъ началъ свою индійскую карьеру, во всей Индіи, въ туземныхъ владѣніяхъ и въ британской территоріи насчитывалось 190 милліоновъ жителей; въ 1881 цифра населенія возросла до 252 милліоновъ. Въ 1847 г. британскія владѣнія занимали территорію въ 800 тысячъ квадратныхъ миль; въ 1881 владѣнія индійской императрицы значительно расширились и въ нихъ насчитывается милліонъ квадратныхъ миль, съ населеніемъ въ 200 милліоновъ. Четыре царства; Саттара, Пенжабъ, Нагпуръ и Аудъ, да кромѣ того бирманская провинція Пегу присоединены къ великобританскимъ владѣніямъ. Въ 1847 г. годовой доходъ британской Индіи не превышалъ 37 милліоновъ стерлинговъ, по бюджету 1881 цифра того же дохода восходитъ до 65 милліоновъ стерлинговъ. Внѣшняя торговля сдѣлала значительные успѣхи; въ 1847 она оцѣнивалась въ 37 милліоновъ стерлинговъ, въ 1881 въ 120 мил. На однѣ желѣзныя дороги и ирригаціонные каналы затрачено правительствомъ 150 милліоновъ. Благосостояніе и богатство Индіи, но мнѣнію автора, возростаетъ. Населеніе увеличивается, область земледѣлія все болѣе и болѣе расширяется, торговля, какъ внѣшняя, такъ и внутренняя, постоянно и значительно развивается; массы зерноваго хлѣба вывозятся, цѣны на продукты неизмѣнно поднимаются, заработная плата возвышается также, хотя и не съ неизмѣннымъ постоянствомъ; въ странѣ находятся въ обращеніи значительные иностранные капиталы; уменьшеніе процентовъ свидѣтельствуетъ о значительномъ накопленіи туземныхъ капиталовъ и о возрастаніи довѣрія; новыя отрасли промышленности съ избыткомъ замѣняютъ старыя или издающія, или уничтожающіяся; сообщенія но желѣзнымъ дорогамъ, рѣкамъ и каналамъ улучшаются съ каждымъ годомъ; ирригація расширяется; возростаніе домашняго комфорта замѣчается даже между низшими классами.
Столкновеніе туземцевъ съ западною цивилизаціей оказало благодѣтельное вліяніе на нихъ; западное воспитаніе въ Индіи, свидѣтельствуетъ сэръ Ричардъ, получается двоякимъ способомъ, или въ школахъ черезъ наученіе, или же путемъ практическимъ въ жизни, созерцая возвышенный образъ дѣйствія британскаго правительства. Результаты такого двоякаго наученія блестящи; западное воспитаніе научило туземцевъ смотрѣть съ отвращеніемъ на ложь и безчестность; оно внушило имъ любовь къ отвлеченной истинѣ... туземцы, получившіе западное воспитаніе, не выносятъ суевѣрія и всякаго рода абсурдовъ. Съ надеждой обращаютъ они взоры на будущую загробную жизнь. Имѣютъ положительныя представленія о человѣческой душѣ, признаютъ себя отвѣтственными передъ Богомъ за всякое слово, мысль и дѣло. Такихъ и подобныхъ чертъ, рисующихъ матеріальный и нравственный прогрессъ Индіи, можно подобрать въ двухъ книгахъ автора многое-множество. Казалось бы, послѣ того англичанамъ нечего тревожиться за свой покой въ Индіи. И ужъ конечно не Россіи, да еще теперь, посягать на этотъ покой англичанъ, вполнѣ ими заслуженный.