Миллер Всеволод Федорович
Миллер В. Ф.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МИЛЛЕР Всеволод Фёдорович [7(19).4.1848, Москва -- 5(18).11.1913, Петербург, похоронен в Москве], фольклорист, этнограф, востоковед. Сын Ф. Б. Миллера. Получил дом. образование; окончил частный иностр. пансион Эннеса в 1865. Сдав экзамены при 4-й моск. г-зии. поступил на ист.-филол. ф-т Моск. ун-та. где с особым увлечением занимался у Ф. И. Буслаева и санскритолога П. Я. Петрова. Первая публ. М. -- пер. "Двух веронцев" У. Шекспира (Поли. собр. драм, произв., т. 4. СПб., 1868), выдержавший неск. переизданий. По окончании ун-та в 1870 был оставлен при кафедре сравнит. языкознания. Одновременно преподавал лат. яз. в г-зии. В 1874--1875 занимался сравнит, языкознанием и санскритом в ун-тах Тюбингена, Берлина. Прага, Парижа. В 1877 защитил магистер. дис. (монография "Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой, т. 1. Левины--Диоскуры", М., 1876), в 1888 -- докторскую (кн. "Осетинские этюды", ч. 2. М., 1882). В моск. высших уч. заведениях читан лекции по истории Востока, санскриту, древнеперс. яз.. истории рус. словесности и др. С 1884 проф. кафедры сравнит, языкознания, с 1892 проф. кафедры истории рус. яз. и словесности, с 1903 заслуженный" проф. Моск. ун-та. Чт.-к. АН по ОРЯС с 1898. ординарный акад. с 1911.
   Науч. деятельность М. (ему принадлежит более 200 печатных трудов) -- при широте интересов и разнообразии проблематики -- отличалась внутр. единством, органич. общностью его занятий лингвистикой, древними языками, мифологией, этнографией и нар. словесностью на основе последоват. применения к ним сравнит, метода. В канд. работе "Вост. и зап. родичи одной рус. сказки" ("Труды этногр. отд. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии", 1877, т. 4) М. доказывав что рус. сказки заимствовались с Востока непосредственно. В кн. "Взгляд на "Слово о полку Игореве"" (М" 1877), утверждая книжный характер памятника, обнаружат в нем влияние визант. поэмы 10 в. о Дигенисе Акрите. Центром исследовании М., предпринятых в кон. 70-х гг. на Сев. Кавказе, стала культура осетин ("Осетинские этюды", ч. 1--3, М., 1881--87, -- посв. языку, истории, фольклору, религии), рассматривавшаяся в связи с проблемами ирановедення и ролью Кавказа как связующего звена между Востоком и Русью.
   С нач. 90-х гг. М. сосредоточивается на проблемах рус. нар. словесности, гл. обр. былин. Ему принадлежит неск. значительных сводных изданий рус. эпоса: "Рус. былины старой и новой записи" (М., 1894; совм. с Н. С. Тихонравовым), "Былины новой и недавней записи из разных местностей России" (М., 1908). "Ист. песни рус. народа XVI--XVII вв." [СПб., 1915). Многочисл. теоретич. работы М. о рус. эпосе, обобщившие громадный фактич. материал и пронизанные единой концепцией, собраны в кн. "Экскурсы в область рус. нар. эпоса" (М., 1892) и "Очерки рус. нар. словесности" (т. 1, М., 1897; т. 2. М., 1910; т. 3. М.--Л., 1924). Анализ иран., тюрк., кавк. параллелей к былинам в первой книге привел М. к выводам (высказанным "остаточно осторожно) о разл. "восточных" влияниях на рус. эпос (сюжеты, мотивы, образы); при этом М. отмечал в былинах "силу народности", способствовавшую превращению "чужого" в "родное достояние" и сохранению их нац. характера. В "Очерках", выдвинувших М. главой "ист. школы" в рус. фольклористике, он развернул свою концепцию происхождения, эволюции и поздних судеб былин, к-рым (в том виде, как они дошли до нас) предшествовали, с его т. з., песни конкретно-ист. содержания, откликавшиеся на события полит, и бытовой жизни Др. Руси и воспевавшие князей, дружинников, воевод. Чтобы восстановить "ист. фундамент" этих песен, М. предпринял фронтальный сравнит, анализ былинных текстов с летописными преданиями, разл. свидетельствами и реалиями в летописях и памятниках др.-рус. (иногда -- др.-болг. и византийской) лит-ры. Методика конкретных сопоставлений для выявления в былинах ист. напластований изобиловала натяжками, отличалась прямолинейностью и не учитывай специфики эпнч. творчества (влияние позитивист, подхода). Согласно концепции М" песни, предшествовавшие былинам, слагались княжескими и дружинными певцами и носили аристократич. характер, тогда как былины -- результат их искажения в крест, среде. "Аристократич. теория", не имевшая в трудах М. антинар. окраски, была подхвачена в 1920-е гг. вульгарными социологами и доведена до крайности (в этом виде она подверглась критике в сер. 1930-х гг., когда в противовес ей была выдвинута концепция нар. происхождения рус. эпоса).
   М. -- крупный организатор науки: с 1881 пред. этногр. отд. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, один из основателен и редактор ж. "Этногр. обозрение" (с 1889); в 1884--97 хранитель Дашковского этногр. музея (под ред. М. изданы 7 вып. описаний музейных коллекции и мат-лов по народам России и всего слав, мира); в 1897-- 1911 директор и проф. Лазарев, пита вост. языков.
   Лит.: Юбилейным сб-к в честь В. Ф. Миллера.... М., 1900: "Этногр. обозрение". 1913. No 3/4 (посв. памяти M.): Марков А. В., Обзор трудов М. по нар. словесности. -- ИзвОРЯС, 1914, кн. 2, 1915, кн. 1, 1916. кн. 1: Скафтымов А. П., Поэтика и генезис былин. М.--Саратов, 1924: Азадовский М. К., История рус. фольклористики, т. 2, М., 1963: Гусев В. Е., "Ист. школа" в рус. дорев. фольклористике. -- В кн.: Очерки истории рус. этнографии, фольклористики и антропологии, в. 3, М., 1965; Астахова А. М., Былины. Итоги и проблемы изучения. М.--Л.. 1966. * Некролог "Изв. АН", 1914, No 2 (А. А. Шахматов). Брокгауз: НЭС: Мат-лы для биогр. словаря д. чл. АН, ч. 2, П., 1917 (список трудов М): ЛЭ: КЛЭ: СДР: Масанов.
   Архивы: ГЛМ. ф. 11: РГАЛИ. ф. 323; ГИМ. ф. 451; ЛО Ин-та Востока, ф. 38.

Б. Н. Путилов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru