Миллер Орест Федорович
Миллер О. Ф.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МИЛЛЕР Орест (Оскар) Фёдорович [4(16).8.1833, г. Гапсаль Эстлянд. губ. -- 1(13).6.1889, Петербург, похоронен на Смоленском кладб.], фольклорист, историк лит-ры, критик, публицист. Отец надв. сов., тамож. чиновник из обрусевших шведов, умер, когда М. было три года; мать, из семьи остзейских баронов Унгер-Штернбергов, умерла при его рождении. Детство и юность М. прошли в Вильне и Варшаве, где в семье дяди, арт. офицера, женатого на русской (Е. Н. Чнрнковой), он получил превосходное домашнее образование (в течение всей жизни сохранял глубокую привязанность и нежную любовь к приемным родителям). В 15 лет по личному побуждению принял православие (изменив полученное при рождении имя Оскар). Будучи студентом ист.-филол. ф-та Петерб. ун-та (окончил в 1855), опубл. стих. "На смерть Жуковского" (СП, 1852, 30 мая).
   В период патриотич. подъема, вызванного событиями Крымской войны 1853--56, выступил в печати со стих. "Молитва у гроба Кутузова" (в сб. "С нами Бог! Вперёд!.. Ура!..", М., 1854) и драмой ("эпизод Отеч. войны") "Подвиг матери" (СПб., 1855; петерб. Михайловский т-р, 1854--55), благосклонно-снисходит. воспринятой критикой (Р. <М.> З<отов> -- СП, 1855, 17 янв., 7 апр.; ОЗ, 1855, No 6; ср. краткую рец. H. Г. Чернышевского, "Совр.", 1855, No 6, отметившего слабость пьесы, "к-рая, впрочем, писана довольно гладкими стихами", -- II, 712). Доброжелательно была встречена ист. драма в шиллеровском роде "Конрадин" (ЖМНП, 1857, No 1; отд. изд. -- СПб., 1857; отзывы: В. Я. Стоюнин -- "Театр. и муз. вест.", 1857. No 12; В. Водовозов -- БдЧ, 1857, т. 143).
   В магистер. дис. "О нравственной стихии в поэзии ..." (СПб., 1858), кратком очерке истории мировой лит-ры -- от древней Индии через античность и ср. века до М. Сервантеса и У. Шекспира, -- М. стремился проследить развитие нравств. начала в поэзии, борьбу в ней высшего, духовного с низшим, чувственным. Согласно М., идеальный мир поэзии показывает человеку, каким он должен быть, учит самоограничению, способности к самопожертвованию. Совр. лит-ру М. обвинял в "материализме", отказывал ей в истинной нравственности. На фоне обществ, умонастроений кон. 50-х гг. работа быта воспринята как проявление рутинной идеологии; А. А. Котляревский ("Атеней", 1858, No 37, 39) отметил зависимость М. от гегельянца К. Розенкранца, неполноту фактов, односторонность подхода к теме; Н. А. Добролюбов ("Совр.", 1858. No 10) резко осудил книгу как проповедь "отречения от своей личности и поклонения чужому авторитету" (III, 376); более сдержанным был отклик "Отеч. зап." (1858, No 10). Отзывы, ошеломившие М., на время закрыли перед автором двери редакций, лишив возможности объяснить свою позицию, неотделимую от личности и житейского поведения самого М., всегда готового к самоограничению ради др. людей (о сохранявшейся в студенч. среде вплоть до сер. 80-х гг. инерции первонач. восприятия М. сквозь призму добролюбовских оценок см.: Вересаев, с. 204--205). В 1859 М. причислен к Мин-ву нар. просвещения (тит. сов.). В 1860 благодаря друж. поддержке К. Д. Ушинского, служившего инспектором жен. Смольного ин-та, приглашен в этот ин-т преподавателем рус. словесности, через год получил приглашение на ту же должность в Мариинский ин-т. После успешных публичных лекций и статей по истории рус. словесности в ж. "Учитель" (в т. ч. "Белинский как педагог", 1861, No 9--12: отд. изд. -- СПб., 1861) и поездки за границу для пополнения образования (1862--63: Берлин, Прага) утвержден в 1863 приват-доцентом (с 1871 -- ординарный проф.) Петерб. ун-та, где стал горячим пропагандистом изучения устной нар. поэзии [мат-лы его лекций по истории фольклора вошли в работу "Опыт исторического обозрения рус. словесности..." -- "Учитель", 1862, No 2...24; отд. изд. -- ч. 1--2, СПб., 1865; как прил. к "Опыту..." издавалась "Хрестоматия..." (СПб., 1863, 1866)].
   В докт. дис. "Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом нар. рус. эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское" (СПб., 1869. отклики: Ф. И. Буслаев -- ЖМНП, 1871, апр.; Отчет о 14-м присуждении Уваровских наград, СПб., 1872), надолго ставшей одним из осн. трудов по рус. эпосу, М., полемизируя с работами В. В. Стасова, придерживавшегося "миграционной теории", в т. ч. с его кн. "О происхождении рус. былин" (1868), на огромном сравнит. мат-ле, рассмотренном с позиции мифол. школы в фольклористике, впервые поставил вопрос о соединении в содержании былин реликтовых мифат. представлений народа с худож. элементами разных эпох, доказывал нац. самобытность былин как выражения рус. нар. нравств. идеала (мягкость характера, человечность, непризнание "права сильного"). М. принадлежат также работы о рус. нар. песнях, укр. думах, древнерус. лит-ре. Эпизодически он занимался поэтич. переводами, в т. ч. сербских нар. песен (см. в кн.: Поэзия славян, СПб., 1871; здесь же ст. M. "О славянских народных песнях").
   Еще во время загранич. поездки М. начал сотрудничество с газ. И. С. Аксакова "День", опубликовавшей в 1863 два письма М. (22 июня, 31 авг.), а затем его вступ. лекцию к ун-тскому курсу (21 дек., с прим. Аксакова, посчитавшего программу курса близкой славянофильскому направлению; возражения М. -- там же, 1864, 9 февр.); позднее был пост, сотрудником слав, отдела газеты. Вплоть до кончины Аксакова М. поддерживал с ним тесные связи, в 80-е гг. публиковался в его газ. "Русь". Выступил (совм. с журналистом и публицистом С. Ф. Шараповым) составителем "Сб-ка статей, напечатанных... по случаю кончины И. Аксакова" (М., 1886; включены и статьи М.), опубликовал кн. "Внутренняя жизнь и ход развития И. С. Аксакова по его письмам" (СПб., 1889). В работах 70--80-х гг. М.. идеализировавший древнюю Русь, видевший в ней "народосоветие", торжество общинных начал, подчеркивал родственность своих воззрений славянофильским. Истории раннего славянофильства посвяшена его ст. "Основы учения первоначальных славянофилов" (РМ, 1880, No 1, 3) -- одна из первых попыток науч. изучения этого течения рус. обществ.-полит. мысли. Объективно, однако, обществ. деятельность М. этого времени, публицистич. и критич. выступления, частично собранные в кн. "Славянство и Европа" (СПб., 1877), в большей степени были связаны не с разработкой проблематики, актуальной для ранних славянофилов, а с обсуждением круга "славянских" проблем, широко дискутировавшихся в рус. об-ве в период "восточного кризиса" и рус.-тур. войны 1877--78 (см.: Цимбаев, 1986, с. 40, 43--45). Деятельно участвуя в работе петерб. Слав. благотворит. к-та, М. стоял в нем несколько особняком. Позиция М., стремившегося исходить в оценке обществ. и лит. явлений из критерия нравств. представлений, выработанных в ходе ист. развития народа, воспринималась современниками как противостоящая и либералам, и консерваторам; ср. определения А. Н. Пыпина и -- в более развернутом виде -- Б. Б. Глинского: "своего рода ученый "народник"" и "ученый народник-славянофил и моралист" (ВЕ, 1889, No 7, с. 439; Глинский, с. 52--53, 125).
   Предметом постоянного интереса М. наряду с фольклором была история рус. лит-ры 19 в. и текущий лит. процесс (его публ. на эту тему основывались на ун-тских и публич. лекциях). В кн. "Русские писатели после Гоголя" (1--2-е изд. под назв. "Публичные лекции...", СПб., 1874, 1878; 3-е изд., ч. 1--3, СПб., 1886-- 1888; 5-е изд., ч. 1--3, СПб.--М., 1909--10; 6-е изд., т. 1, 2, СПб.--М., 1913--15; включены очерки о И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском, И. А. Гончарове, А. Ф. Писемском, M. E. Салтыкове-Щедрине, С. Т. Аксакове, П. И. Мельникове, А. Н. Островском) исповедуемые М. идеи обществ, и гражд. служения, характерный для него нравств. угол зрения на творчество совр. писателей, к-рое он смело вводил в историю лит-ры. определяли логику анализа героев разбираемых произведений. Превалирование религ.-нравств. оценок ощутимо в ст. "А. Н. Майков" (РМ, 1888, No 5, 6), где М. называл Майкова продолжателем традиций А. С. Пушкина и К. Н. Батюшкова, но упрекал его в чрезмерном увлечении "миром языческим": поэт недостаточно сильно противопоставил ему христианское учение, не указал ясно на область "зиждительного ... деятельного христианства" (No 6, отд. 2, с. 47-- 48). Анализируя творчество С. Я. Надсона ["Основной мотив" (Лекция о Надсоне)" -- "Новости", 1887, 6 февр.; "С. Я. Надсон (по поводу посмертного издания его стихотворений)" -- PC. 1887, No 11], гл. его заслугой М. считал не выражение "нашей душевной боли и наших умственных язв", а "живое от них врачество", к-рое видел в "запасе нравств. сил, каким он был одарен..." (PC, 1887, No 11, c. 495--96).
   М. опубликовал также ряд статей и небольших монографий о писателях 19 в., не лишенных просветительски-популяризаторского начата и обнаруживших широту его лит. вкусов и симпатий: "Об общественных типах в повестях И. С. Тургенева" ("Беседа". 1871. No11--12), "Стихотворения Хомякова со стороны руководящих мыслей" ("Заря". 1869, No 7; в переработ. виде -- в сб. "Братская помочь пострадавшим семействам Боснии и Герцеговины...", СПб., 1875), "Гр. А. К. Толстой как лирический поэт" (ВЕ, 1875, No 12), "Последние песни Некрасова" ("Свет", 1877, No 5), "Речь о Пушкине. Пушкинский вопрос" (РМ, 1880, No 4), "Разбор стихотворений Я. П. Полонского" ("Первое присуждение Пушкинских наград", СПб., 1882), "Область отрозненной личности (по поводу 50-летия "Ревизора")" (ИВ, 1886. No 6), "Наши современные поэты. H. M. Минский" (РМ, 1888, No 1), "Памяти В. М. Гаршина" (СПб., 1889), "Г. И. Успенский. Опыт объяснит, изложения его сочинений" (СПб.. 1889). Был знаком со мн. писателями, в т. ч. с Достоевским; посвятил ему поминальную ст. (РМ, 1881. No 3) и еще неск. статей: о речи на Пушкинском празднике ("Неделя", 1881. No 5), о взаимоотношениях его с Тургеневым (там же, 1884, No 8) и др.
   Посте смерти Достоевского собирал мемуарные свидетельства о писателе, одним из первых (наряду с Н. Н. Страховым) предпринял попытку создания его биографии: "Материалы для жизнеописания Ф. М. Достоевского" [в кн.: Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского (СПб.. 1883). вышедшей как 1-й том посмертного Полного собр. соч. Достоевского: отрицат. отклик: К. Арсеньев, ВЕ, 1884, No 1]: составил хрестоматию "Русским летам. Из соч. Ф. М. Достоевского" (СПб., 1883).
   Отмечаемое современниками первое впечатление от знакомства с М. ("маленький, горбатенький человечек", "почти карлик", говоривший "напыщенным, декламаторским голосом" -- Вересаев, с. 204; Платонов, с. 110) соседствует в мемуарных свидетельствах с единодушным признанием популярности М. среди студентов, ценивших его "высокую моральную личность" (Платонов, с. 111), честность и прямоту его суждений, гуманность и доброту. Даже слушатели, не слишком высоко ставившие М. как ученого, называли его "выдающимся руководителем юношества ... учителем по призванию", увлекавшим своих учеников "благородным идеализмом" (Гревс, с. 65). Всегда готовый к бескорыстной помощи студентам ("вечный печальник их нужд и горестей" -- Глинский, с. 91), М. был пред. студенч. научно-лит. об-ва (с 1886), товарищем пред. Об-ва вспомоществования студеитам, бесплатно читал лекции на Высших жен. (Бестужев.) курсах и жертвовал в их фонд часть своего заработка. Восхищался даровитостью и прогрес. устремлениями молодежи ("И такую-то молодежь окрестили у нас нигилистами!" -- письмо А. А. Котляревскому, РНБ, ф. 386, д. 80).
   Неоднократно выступавший против направления "Моск. вед." M. H. Каткова. М. за лекцию "Славянофилы и Катков" ("Рус. курьер", 1887, 29 сент.) был уволен из ун-та (в письме мин. нар. проев. И. Д. Делянова отмечалось, что "профессор присваивает себе ничем не ограниченное право свободы слова на кафедре", а в его лекции содержится "резкое осуждение деятельности публициста, высокая оценка которого ... сделана совершенно в ином смысле с высоты Престола" -- цит. по: Гревс, с. 69). В последние годы жизни продолжал обществ, и благотворит, деятельность (за час до смерти написал записку с просьбой о пособии студентам).
   Др. произв.: "Беседы о рус. истории" (СПб., 1862), "Опыт ист. обозрения рус. словесности" (ч. 1--2, СПб., 1865), "Лорд Байрон и его судьба" (ВЕ, 1878, No 2. 4). "А. С. Грибоедов. Жизнь и переписка" (СПб., 1879), "Байрон в итал. период его жизни и творчества" ("Век", 1883, кн. 1--2), "Новые домыслы учения о заимствованиях" ("Филол. вест.", 1879, кн. 4); "Ф. И. Буслаев" ("Пантеон лит-ры", 1888, No 9).
   Изд.: Письма -- Ф. М. Достоевскому. 1879--80 (в кн.: Достоевский и его время. Л.. 1971. с. 278--80: публ. В. А. Тушманова); А. Г. Достоевской. 1881; И. С. Аксаков), В. П. Раевскому, 1879 (все -- ЛН. т. 86. ук.): Г. А. Де-Воллалу 1881--82 (ГМ, 1914, No 4, с. 146--153): [Автобиогр. заметки] -- Семевский.
   Лит.: Достоевский; Достоевский в воен.: Тургенев. Письма: Добролюбов; Салтыков-Шедрин: Никитенко (все -- ук.); Ш<ляпкин> И., Очерк науч. деятельности проф. О. Ф. Миллера. СПб.. 1889 (включена библ. работ М.. 1870--87); Пыпин А. Н., История рус. этнографии, т. 2. СПб.. 1891, с. 293. 422: Встринский Ч. <Чешихин В. Е.>. Из недавнего прошлого С.-Петерб. ун-та. -- "Новое слово", 1895, No 2, с. 157--60: Глинский Б. Б.. О. Ф. Миллер. Биогр. очерк. СПб., 1896: Бороздин А. К., Студенч. науч.-лит. об-во при С-Петерб. ун-те СПб.. 1900. с. 9--10, 14: Де-Воллан Г. А., Очерки прошлого. -- ГМ, 1914, No 4, с. 146--53; Острогорский В., Из истории моего учительства. Как я сделался учителем (1851--1864 гг.), 2-е изд., СПб., 1914, с. 129-30; Ягич И. В., История слав. филологии. СПб.. 1910 (ук.): Гревс И. М., В годы юности. За культуру. -- "Былое", 1918, No 12, с. 59-72: Платонов С. Ф., Несколько восп. о студенч. годах. -- "Дела и дни". 1921. кн. 2. с. 109--111; Вересаев В., В студенч. годы. -- Собр. соч., т. 5. М., 1961. с. 204--06; Азаловский М. К., История рус. фольклористики, т. 2. М., 1962: Цимбаев Н. И., И. С. Аксаков в обществ. жизни пореформ. России, М., 1978 (ук.): его же. Славянофильство. Из истории рус. обшест.-полит. мыс-ли XIX в. М., 1986 (ук.): Аникин В. П., Проблемы фольклора в трудах М. -- В кн.: Очерки истории рус. этнографии, фольклористики и антропологии, в. 9. М., 1982. с. 63--72 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Новая серия, т. 110); Макашин С. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875--89. М., 1989 (ук.): Письма А. А. Котляревского к М., (1866--80). -- В кн.: Из истории рус. фольклористики, в. 3, Л., 1990. с. 81--103 (публ. и вступ. ст. З. И. Власовой); ЛН, т. 86 (ук.; в т. ч. письма к М. -- И. С. Аксакова. А. Г. Достоевской. Ф. М. Толстого. С. А. Юрьева). + Некрологи. 1889; НВ. 2--4 июня; МВед. 6 июня; ВЕ, No 7 (А. Н. Пыпин); ЖМНП, No 7, "Слав. изв.", No 23 (оба -- К. Н. Бестужев-Рюмин); там же, No 24 (В. Мякотин); РМ, No 6; ИВ, No 7; PC. N- 9; "Неделя", No 24. Языков, в. 9; Биогр. словарь профессоров С.-Петерб. ун-та, т. 2, СПб., 1898; Венгеров, Источ.; Брокгауз (ст. С. А. Венгерова); НЭС; Гранат; ПНекр.; ЛЭ; КЛЭ; БСЭ; СДР (в трех последних -- с неверными датами рождения и смерти); Смирнов-Сокольский; ИДРДВ; Мельц; Муратова (I; ук.).
   Архивы: РГАЛИ, ф. 1380 [в т. ч. мемуары "Воспоминания и признания (1833--1886)"]; ИРЛИ, ф. 186; РГИА, ф. 733, оп. 121, д. 868 (ф. с. 1885 г.); оп. 193, д. 524, 563, 673 (переписка 1876 с III отд. о разрешении публич. лекций М.; запрещение чтений в связи с "крайними славянофильскими воззрениями и обращением публичных лекций в полит. речи.); д. 707, 793; оп. 194, д. 83, 351; оп. 149, д. 166983 (о публич. чтениях, 1878--85 гг.); ф. 846, оп. 1, д. 174 (черновик предписания мин. нар. просв. об увольнении М. из ун-та, 1887 г.) [справка Г. Г. Лисицыной); ГАРФ, ф. 102, ДЗ, 1883 г., л. 29; 1886, д. 647 (биогр. сведения).

З. И. Власова, Л. К. Рябов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru