Миллер Орест Федорович
Русские писатели после Гоголя. Чтения, речи и статьи Ореста Миллера. В двух частях. Спб., 1890 г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Русскіе писатели послѣ Гоголя. Чтенія, рѣчи и статьи Ореста Миллера. Въ двухъ частяхъ. Спб., 1890 г. Цѣна за двѣ части 4 р. Покойный О. Ѳ. Миллеръ занималъ своеобразное мѣсто въ нашей литературѣ и въ нашихъ общественныхъ направленіяхъ. Нѣмецъ по отцу и по матери, протестантъ по религіи, Орестъ Ѳедоровичъ Миллеръ сдѣлался однимъ изъ самыхъ искреннихъ и честнѣйшихъ представителей славянофильской школы. Впрочемъ, въ рядахъ этой школы существуетъ такое смѣшеніе, что многіе не признавали Миллера славянофиломъ. Въ свою очередь покойный петербургскій профессоръ рѣшительно отвергалъ солидарность съ реакціонными группами славянофильства и во многихъ отношеніяхъ сближался съ либеральными теченіями русской литературы. На ряду съ лучшими изъ вождей славянофильства онъ стоялъ за свободу печати и за свободу религіозной совѣсти.
   Къ посмертному (4-му) изданію его Русскихъ писателей послѣ Гоголя приложенъ портретъ Ореста Ѳедоровича и біографическій очеркъ, написанный г. Глинскимъ. Очеркъ этотъ даетъ ясное понятіе о жизни и дѣятельности Миллера. "Всѣ его помыслы,-- говоритъ г. Глинскій,-- покоились не на реально существующемъ, а на отвлеченномъ, на абстрактномъ; онъ вѣчно виталъ въ области идеала, эстетики, точно не желая знать, игнорируя все дѣйствительное, земное, которое рисовалось ему, съ точки зрѣнія абсолютной нравственности и евангельскаго ученія, полнымъ зла и неправды. Его мысль не останавливалась на окружающемъ, поскольку оно было историческимъ или сознательнымъ явленіемъ, а разсматривалось имъ какъ выраженіе ничтожнаго бытія, переходной ступени къ иной будущей жизни" (стр. 25).
   Орестъ Ѳедоровичъ Миллеръ, съ одной стороны, весьма сочувственно относился къ Бѣлинскому въ позднѣйшемъ періодѣ его критической дѣятельности, "который запечатлѣвъ общественнымъ направленіемъ" (часть первая: Нѣсколько словъ о Гоголѣ и критикѣ гоголевскаго періода, стр. 2); съ другой стороны, онъ утверждалъ, что чуткость въ распознаваніи существенныхъ свойствъ писателя проявлялась у Аполлона Григорьева. Даровитымъ послѣдователемъ Григорьева Миллеръ считалъ H. Н. Страхова, отъ котораго "по преимуществу посчастливилось, Л. Н. Толстому" (ibid., стр. 19).
   Разбирать статьи и лекціи Ореста Ѳедоровича Миллера мы не станемъ. Эти статьи и лекціи вышли четвертымъ изданіемъ (исправленнымъ и дополненнымъ), стало быть, пользуются большимъ распространеніемъ. Во многомъ и существенномъ мы, конечно, расходимся съ покойнымъ писателемъ. Въ первую часть его Русскихъ писателей поемъ Гоголя вошли лекціи и статьи о Тургеневѣ и Достоевскомъ, во вторую -- о Гончаровѣ, Писемскомъ, Салтыковѣ, Толстомъ. Тургенева О. Ѳ.Миллеръ цѣнилъ очень высоко. "О Тургеневѣ часто говорятъ, -- пишетъ Миллеръ,-- что онъ, прежде всего, художникъ. Но художники, если они лживые люди, неразрывно связаны съ родною землей, являются непремѣнно и гражданами". Разборъ произведеній Достоевскаго Миллеръ начинаетъ справкою съ словами Бѣлинскаго: "Честь и слава молодому поэту,-- писалъ Бѣлинскій по поводу Бѣдныхъ людей,-- муза котораго любитъ людей на чердакахъ и въ подвалахъ и говоритъ о нихъ обитателямъ раззолоченныхъ палатъ: вѣдь, это тоже люди, ваши братья". Но, къ сожалѣнію, Миллеръ относится сочувственно и къ нравственно-политическимъ воззрѣніямъ Достовскаго, въ которыхъ такъ много и туманнаго, и неправильнаго. Это не мѣшало Миллеру относиться съ большимъ сочувствіемъ и къ М. Е. Салтыкову. Въ его произведеніяхъ покойный петербургскій профессоръ справедливо находилъ присутствіе теплой положительной струи и высокаго идеализма.

"Русская Мысль", кн.XI, 1890

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru