МИЛЮКОВ Александр Петрович [30.7(11.8).1817, по др. данным -- 1816*, г. Козлов Тамбов. губ. -- 6(18).2.1897, Петербург, похоронен в Александро-Нев. лавре], лит. критик, мемуарист, очеркнет, автор путевых записок. Из мещан; мать -- дочь моск. купца, дед по отцу -- также моск. купец, торговавший ситцем ("Старик строгой честности, но очень крутой и скупой" -- ИРЛИ, No 5456 -- Автобиогр. зап. М.; там же указание на 1817 год рожд., л. 3). С раннего детства жил в Москве; окончил Трехсвятительское уч-oе у Красных ворот; в нач. 1830-х гг. учился в Моск. губ. г-зии, посещал лит. вечера Ф. Ф. Кокошкина. пользовался его б-кой (очерк о нем, а также описание патриарх. моск. уклада, нар. празднеств, годов учения и особенно трудностей поступления в г-зию вошли в кн. "Доброе старое время"). В 1839--43 учился в Петерб. ун-те (вместе с А. Н. Майковым: см. его стих. "А. П. Милюкову по поводу моего 50-летнего юбилея", 1888), к-рый не закончил; с 1843 входил в кружок И. И. Введенского, где в нач. 1850 познакомился с Н. Г. Чернышевским. В 1846--49 участник кружка С. Ф. Дурова; здесь в 1848 встретился с Ф. М. Достоевским; посетил обоих в Петропавлов. крепости накануне их отправки на каторгу. Ок. 20 лет (с перерывами) М. преподавал в ср. воен.-уч. заведениях; с 1840 учитель математики в Шлиссельбург, уездном уч-ще, в 1841--44 в петерб. Рождественском уездном уч-ще, в 1844--49 учитель рус. языка во 2-й петерб. г-зии; одновременно, с 1844 по 1858, преподавал рус. словесность в петерб. Николаевском сирот, ин-те. В 1847 выдержал экзамен на звание старшего учителя рос. словесности (с 1854 коллеж, ас).
Лит. имя М. принесла кн. "Очерк истории русской поэзии" (СПб., 1847, 1858, 1864; сбалансиров. рец. на 1-е изд. -- БдЧ. 1848. т. 86), содержащая обзор рус. лит-ры от Нестора и "Слова о полку Игореве..." до М. Ю. Лермонтова включительно. Следуя мысли В. Г. Белинского о зависимости поэзии от "начал в обществ, жизни", М. в развитии допетровской лит-ры видит регресс, допетровскую Русь называет грубой и невежественной, подтверждая этот тезис нар. песнями, "дурными" сказками и духовными стихами, а все "проявления духа" связывает с норманнским влиянием, к-рое постепенно ослабевало из-за татаро-монг. ига. "Послепетровская" лит-ра представляется М. "подражательно-риторической", тогда как истинная поэзия должна быть "самобытно-сатирической", и именно с сатирич. линией он связывает достижения рос. словесности. Являющаяся по сути компиляцией работ Белинского 40-х гг., книга, однако, получила значит. резонанс в критике, увидевшей в ней ценную популяризацию.
Для Н. А. Добролюбова даже 1-е изд. "до сих пор не теряет своей правды и значения" ("Совр.". 1858, No 2, с. 113; то же -- Добролюбов, II, 218); видимо, с противостоянием книги М. учебным курсам Н. И. Греча и С. П. Шевырева связан и положит. отзыв Чернышевского (I, 400, см. также: XIV, 211, 215). В целом негативную оценку "Очерку..." дал А. В. Дружинин -- в обширном разборе, помешенном в "Б-ке для чтения" (1858, т. 151). Позднейшие переиздания книги, не включившие новых имен, вызвали еще более сдержанные отзывы (см., напр.: В. <И.> Водовозов -- ЖМНП, 1860, No 12: БдЧ, 1865, т. 2), а упования на сатирич. направление лит-ры позволили А. П. Пятковскому назвать их "Idee fixe" г. Милюкова" ("Якорь", 1864, No 44; отд. отт. -- СПб., 1864).
С 1847 по инициативе О. И. Сенковского М. недолго сотрудничал в критич. отделе "Б-ки для чтения"; в 1-й пол. 50-х гг. один из рецензентов "Отеч. записок". В 1860--62 фактич. ред. и один из ведущих авторов ж. "Светоч". Позиция ж-ла заявлена в ред. статье (1860, кн. 1) как примирение западной и "восточной" партий. Будучи в 40-е гг. "рьяным западником" ("Доброе старое время", с. 38). М. в попытке примирения "крайних воззрений" больше внимания уделяет разбору позиции славянофилов. Он готов признать положительной идею единства слав, племен, а также общинного владения землей, но не приемлет смирение как источник спасения, "общенар. ист. покаяния" (по М., это "род какого-то постоянного оплакивания условных грехов, вечного посыпания головы траурным пеплом" -- "Светоч", 1861, кн. 6, Критич. обозр., с. 39). М. отвергает и утверждения о "гнилом состоянии Запада"; в то же время не принимает и "рабского поклонения" Западу, и "отрицания западниками" "всего светлого в нашем народном характере" (там же). Споры партий М. признает важными и полезными для прояснения многих "щей о нашем прошедшем, настоящем и будущем" (там же, с. 35), к-рые помогают встать на более трезвую срединную позицию. В творчестве авторов журнала и образовавшегося вокруг него кружка (в т. ч. M. M. Достоевский, H. H. Страхов, А. А. Григорьев, чуть позднее составившие ядро ж. "Время" и "Эпоха"; в них М. помешал очерки, прозу и рецензии) складывалась идеология почвенничества. Сам М, становится либералом-почвенником -- позиция, особенно отчетливо проявившаяся в опубл. в "Светоче" статьях "Заключительное слово "Русской беседы"" (1860, кн. 2), рецензиях ""История Петра Великого" Н. Устрялова" (1860, кн. 3), "Стихотворения А. С. Хомякова" (1861, кн. 6), ""О круговой поруке на Руси" И. Беляева" (1860, кн. 4), где он стремился найти не только слабые, но и сильные стороны в утверждениях своих оппонентов.
Несмотря на изменение полит, пристрастий, в своих лит.-критич. выступлениях М., хотя и не отрицает эстетич. критериев, остается верен взгляду на лит-ру как на выражение "обществ, истины". В ст. ""Обломов", роман И. Гоичарова" ("Светоч", 1860, кн. 1) он спорит с утвердившейся точкой зрения на Обломова как архетип рус. характера, "нал, темперамента"; не признавая обломовскую апатию сутью рус. натуры, он в то же время считает еще большим злом идеализацию в рус. обществе типа "практич. эгоиста" Штольца (с. 6. 9, 28). Для М. важно выявление генезиса любого обществ, явления, что он особо отмечает в ст. "Бурса в школе и литературе" (вошла в сб. "Отголоски..."): именно рассказ Н. Г. Помяловского о "детстве этих людей", нравах и "подвигах литературной Камчатки", воспитанной "бурсой", "служит естественным ключом к уяснению ... <их> литературной партии" (с. 211). Из маловыразит. рец. на "Записки из Мертвого дома" Ф. М. Достоевского ("Светоч", 1861, кн. 5) современникам запомнилось сравнение "мертвого дома" с кругами дантова ада, а Достоевского -- с Вергилием.
Непродолжительность издания "Светоча" -- следствие, скорее всего, подчеркнуто невоинственной, корректной, примиряющей позиции редакции и самого М., апологета "золотой середины". В 1868--70 он фактич. редактор газ. "Сын отечества". Ставшая при нем несколько разнообразнее и живее (помимо полит. и бирж, известий появляются муз. и театральная летопись, обзоры журналов и книжных новинок, путевые заметки и бытовые зарисовки из моек. и петерб. жизни), газета тем не менее не приобрела сколько-нибудь ярко выраженного лица. В нач. 1870-х гг. М. редактировал газ. "Рус. мир".
М. написал многочисл. путевые заметки, написанные по следам своих европ. путешествий и поездок по стране: "Очерки Финляндии, 1851--1852 гг." (СПб., 1856; рец.: <А. Н. Пыпин> -- "Совр.", 1856, No 11), "Афины и Константинополь" (СПб., 1859; рец.: (Добролюбов) -- "Совр.", 1859, No 11); вошли вместе с "Очерками Финляндии..." в кн. "Путевые впечатления на севере и юге" (СПб., 1865; на нем. яз.: Од., 1865), "Летние поездки по России" (СПб., 1874) (см, также разбросанные по ж-лам и др. сб-кам его очерки о Венеции, Милане, Женеве, Саксонской Швейцарии и др.). Путевые записки не выходят за рамки традиц. описаний, это, по словам самого М., "мимолетные впечатления туриста, который, не мудрствуя лукаво, передает, что видел" ("Летние поездки...", с. 137).
Другой излюбленный жанр М. -- мемуары. Беллетризов. воспоминания о детстве и отрочестве "Доброе старое время. Очерки былого" (СПб., 1872) содержат и ист. эпизоды: о спасении Новодевичьего монастыря монахиней в Отеч. войну 1812, о крепостном театре кн. Н. Б. Юсупова и др. Главой "Откуда Пушкин взял сюжет "Медного всадника"" М, способствовал разработке петерб. мифа: здесь он первым (со слов Мих. Ю. Виельгорского) обнародовал легенду о пророч. сне обер-прокурора Синода А. Н. Голицына, благодаря к-рому была предотвращена эвакуация памятника Петру 1 в 1812 (см.: Осповат А. Л., Тименчик Р. Д., "Печальну повесть сохранить...", М., 1985, с. 45--46, 102-- 108). Наиб, ценное из соч. М. этого рода -- "Литературные встречи и знакомства" (СПб., 1890). где он выступает мастером лит. портрета, в основу к-рого положен принцип анекдота, яркого штриха (одобрит. рец.: С. Т-чев -- ИВ, 1890, No 7: "прекрасный, образный язык", "сжатость и меткость в характеристиках, развитое повсюду чувство меры и наблюдательный ум" -- с. 221; сдержанно-негативный отклик: ВЕ, 1890, No 7). Не проходя мимо странностей и чудачеств своих "персонажей", но с нескрываемой симпатией к ним М, создает запоминающиеся лнт.-бытовые характеристики Кокошкина (в пов. "Записки одного скитальца" нек-рые его черты использованы с сатирич. обертонами), Д. И. Языкова, Введенского, Я. П. Буткова, Л. А. Мея, А. А. Григорьева. Дурова, бр. Достоевских, описывает атмосферу кружка Дурова, историю ареста петрашевцев (цензор предлагал изъять "дерзкие" места рукописи -- РГИА. ф. 777 -- справка В. М. Лупановой). Мемуары включают и заметки о Сенковском, знакомстве М. в Лондоне в 1857 с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым. Он был также знаком с Н. С. Лесковым (ИРЛИ, ф. 220, No 25: фотопортрет писателя с дарств. надписью М., 1869 г. -- справка Н. А. Прозоровой). В 70-е гт. и позднее М. собирал у себя "вторники", на к-рых присутствовали Ф. Достоевский, В. В. Крестовский, В. П. Клюшников, Г. П. Данилевский, Лесков, Манков, Ф. Н. Берг, Страхов (ИВ, 1895, с. 193; ВсП, в. 7, 1990, с. 49, 57).
В 1865 М. издал кн. зарисовок "На улице и еще кое-где. Листки из памятной книжки" (СПб.; 2-е изд. под назв. "Рассказы из обыденного быта...", СПб.--М" 1875; 3-е изд., СПб., 1886), к-рые называл "пестрым материалом", "летучими заметками всякого рода случаев" "без примеси вымысла" (с. I, II). М. подсматривает характерные или просто любопытные ситуации из нар., мещанского, чиновничьего (моск., реже петерб.) быта, иногда удачно улавливая стереотипы бытовых реакций и обществ, настроений этих слоев. По жанру к такого рода "физиологич." коротким наброскам примыкают рассказы: "Процесс наших путешествии" ("Светоч", 1862, кн. 4), "Петербургские инфузории", "Современные самозванцы" -- из кн. "Рассказы и путевые воспоминания" (СПб., 1873), куда вошла и пов. "Записки одного скитальца. Не совсем фантастич. пов." (впервые: "Эпоха", 1864, No 8) -- стилизация, выполненная в жанре "физиологии"; повествование ведется от "лица" старого пуделя.
С сер. 70-х гг. М. снова преподает в Николаевском ин-те (письма Н. В. Гербелю -- ИРЛИ, ф. 179, No 75), печатается в газ. "С.-Петерб. вед.", ж-лах "Рус. старина", "Ист. вестник", где выступает с фрагментами своих мемуаров, биогр. и критич. заметками (о соч. Е. Тур. Лескова -- ИВ, 1880, No 1, 6), переиздает, без к.-л. изменений, разбросанные по разным изд. статьи и рассказы: сб. "Отголоски на литературные и общественные явления" (СПб., 1875) помимо перепечатанных статей (преим. из "Светоча") включает обширную ст. "Вопрос о малороссийской литературе", в к-рой М. отрицает самобытность укр. лит-ры и даже возможность ее существования -- при общерос. гос. укладе (с. 149). К концу жизни более четко обозначилась эволюция М. от западничества и либерального почвенничества к славянофильству. В ст. "Ф. Н. Глинка" (ИВ, 1880, No 7) он как положит, качество отмечает близкий к славянофильскому взгляд Глинки на нар. жизнь, а в ст. о П. И. Мельникове-Печерском (Мельников П. И., ПСС, т. 1, СПб.--М., 1897, с. 319--324) ставит писателю в осн. заслугу как "чисто-художественное" воспроизведение мира рус, старообрядцев и раскольников ("полное беспристрастие без всякой обличит, цели" -- с. 320--22), так и, в особенности, знание "рус. жизни ... и рус. духа", "исконной кондовой Руси" (там же). Возросший интерес к истории допетровской Руси проявился в пов. из эпохи Ивана Грозного "Царская свадьба" (СПб.--М., 1873; 2-е изд., СПб., 1886).
Др. произв.: одобрит, отзыв о "Дядюшкином сне" Достоевского ("Le Nord", Bruxelles, 1859, 29 avril), "Жемчужины рус. поэзии" (хрестоматия, сост. М.; СПб., 1874); ст. "Рус. путешественник за границей в прошлом веке" (1771--73) (ИВ, 1881, No 9).
Изд.: [Мемуары]. -- В кн.: Герцен в восп.; Достоевский в восп., I: [Очерки]. -- В кн.: Очерки моск. жизни. [М.]. 1962, с. 69--84.
Лит.: Достоевский: Чернышевский: Добролюбов (все -- ук.): Достоевский. Письма (ук.); Страхов Н. Н., Восп. о Ф. М. Достоевском. -- В кн.: Биография, письма и заметки из зап. книжки Ф. М. Достоевского. СПб., 1883. 2-я паг., с. 187, и след.; Котляревский А. А., Соч., т. 1. СПб., 1889, с. 139--62, т. 2. СПб., 1889, с. 221--36; Волынский А., Лит. заметки. Н. А. Добролюбов. -- СВ, 1894, No 3, с. 111--14: Модзалевский Б. Л., Альбом О. А. Милюковой. -- ИзвОРЯС. 1912, т. 17, кн. 4; Пиксанов Н. К., Два века рус. лит-ры. 2-е изд., M., [1924], с. 117--18; Скафтымов А., Преподавание лит-ры в дореволюц. шкале. -- "Уч. зап. Саратов. гос. пед. ин-та", т. 3, 1938, с. 161, 164--68, 201, 207-08, Исаков С. Г., Прибалтика в рус. лит-ре второй пол, 1830-х--1850-х гг. -- "Тр. по рус. и славян. филологии", т. 5. Тарту. 1962, с. 144. 149--50 (Уч. зап. ТГУ, в. 119): Достоевская А. Г., Восп., М., 1981 (ук.); ЛА, т. 6. М.--Л., 1961, с. 272-- 295: Демченко А. А., Н. Г. Чернышевский. Науч. биография, ч. 1. Саратов, 1978 (ук.): Никитина Ф. Г., Петрашевцы и Ламенне. -- В кн.; Достоевский. Мат-лы и иссл., в. 3, Л., 1978; Якубович И. Д., Неизв. отзыв о пов. "Дядюшкин сон". -- В кн.: Достоевский. Мат-лы и иссл., [в.] 5. Л., 1983, с. 190--91: Дружинин A. В., Лит. критика. М., 1983 (ук.). + Некрологи, 1897: "Правительств. вест.". 8 февр.; КВ, No 2: ВИ, т. 1, No 15: ИВ, No 4: и др. Брокгауз; НЭС; Венгеров. Источ.: Михневич: ПНекр.*: Мезьер: ЛЭ: Нечаева, "Время"; Нечаева, "Эпоха" (обе -- ук.); Боград. "Совр."; Боград, ОЗ (1); ИДРДВ, т. 2--3; Муратова (1, ук.): Масанов.
Архивы: ИРЛИ, ф. 236, No 104, ф. 274, оп. 3, No 138 (письма Г. П. Данилевскому 1860--69 и 1872 гг.), ф. 548, оп. 1, No 184 (письма В. Р. Зотову). Р. III, оп. 2, No 938--942 (письма Е. Н. Опочинину, б. д.; No 1053 -- 1884 г.); РНБ, ф. 124, No 2825 (письма Л. Н. Вакселю 1858--78 гг.), архив С. Н. Шубинского, ф. 874, оп. 1, No 2...40 (письма Шубинскому) [справки Е. Э. Ляминой], ф. 118, д. 58 (П. В. Быков. Ст. рус. писателей -- библ. список публикаций М. в периодике) [справка А. И. Рейтблата], ф. 1000, оп. в, No 35 (зап. книжка М., преим. с записями о людях, обычаях, играх и проч. в высшем обществе 18 и кон. 19 вв.), ф. 874, оп. 2, No 259 (заметка М. "Знамена вольных казаков"), ф. 115, No 33 (рец. M. на ром. B. Крестовского "В ожидании лучшего", 1860) [справка Т. В. Мисникевич|: РГИА, ф. 1349, оп. 3, д. 1444 (ф. с. 1858 г.) [справка Б. М. Витенберга].
М. М. Максимова.
МИЛЮКОВ Александр Петрович [30.7(11.8).1817, по др. данным -- 1816*, г. Козлов Тамбов. губ. -- 6(18).2.1897, Петербург, похоронен в Александро-Нев. лавре], лит. критик, мемуарист, очеркнет, автор путевых записок. Из мещан; мать -- дочь моск. купца, дед по отцу -- также моск. купец, торговавший ситцем ("Старик строгой честности, но очень крутой и скупой" -- ИРЛИ, No 5456 -- Автобиогр. зап. М.; там же указание на 1817 год рожд., л. 3). С раннего детства жил в Москве; окончил Трехсвятительское уч-oе у Красных ворот; в нач. 1830-х гг. учился в Моск. губ. г-зии, посещал лит. вечера Ф. Ф. Кокошкина. пользовался его б-кой (очерк о нем, а также описание патриарх. моск. уклада, нар. празднеств, годов учения и особенно трудностей поступления в г-зию вошли в кн. "Доброе старое время"). В 1839--43 учился в Петерб. ун-те (вместе с А. Н. Майковым: см. его стих. "А. П. Милюкову по поводу моего 50-летнего юбилея", 1888), к-рый не закончил; с 1843 входил в кружок И. И. Введенского, где в нач. 1850 познакомился с Н. Г. Чернышевским. В 1846--49 участник кружка С. Ф. Дурова; здесь в 1848 встретился с Ф. М. Достоевским; посетил обоих в Петропавлов. крепости накануне их отправки на каторгу. Ок. 20 лет (с перерывами) М. преподавал в ср. воен.-уч. заведениях; с 1840 учитель математики в Шлиссельбург, уездном уч-ще, в 1841--44 в петерб. Рождественском уездном уч-ще, в 1844--49 учитель рус. языка во 2-й петерб. г-зии; одновременно, с 1844 по 1858, преподавал рус. словесность в петерб. Николаевском сирот, ин-те. В 1847 выдержал экзамен на звание старшего учителя рос. словесности (с 1854 коллеж, ас).
Лит. имя М. принесла кн. "Очерк истории русской поэзии" (СПб., 1847, 1858, 1864; сбалансиров. рец. на 1-е изд. -- БдЧ. 1848. т. 86), содержащая обзор рус. лит-ры от Нестора и "Слова о полку Игореве..." до М. Ю. Лермонтова включительно. Следуя мысли В. Г. Белинского о зависимости поэзии от "начал в обществ, жизни", М. в развитии допетровской лит-ры видит регресс, допетровскую Русь называет грубой и невежественной, подтверждая этот тезис нар. песнями, "дурными" сказками и духовными стихами, а все "проявления духа" связывает с норманнским влиянием, к-рое постепенно ослабевало из-за татаро-монг. ига. "Послепетровская" лит-ра представляется М. "подражательно-риторической", тогда как истинная поэзия должна быть "самобытно-сатирической", и именно с сатирич. линией он связывает достижения рос. словесности. Являющаяся по сути компиляцией работ Белинского 40-х гг., книга, однако, получила значит. резонанс в критике, увидевшей в ней ценную популяризацию.
Для Н. А. Добролюбова даже 1-е изд. "до сих пор не теряет своей правды и значения" ("Совр.". 1858, No 2, с. 113; то же -- Добролюбов, II, 218); видимо, с противостоянием книги М. учебным курсам Н. И. Греча и С. П. Шевырева связан и положит. отзыв Чернышевского (I, 400, см. также: XIV, 211, 215). В целом негативную оценку "Очерку..." дал А. В. Дружинин -- в обширном разборе, помешенном в "Б-ке для чтения" (1858, т. 151). Позднейшие переиздания книги, не включившие новых имен, вызвали еще более сдержанные отзывы (см., напр.: В. <И.> Водовозов -- ЖМНП, 1860, No 12: БдЧ, 1865, т. 2), а упования на сатирич. направление лит-ры позволили А. П. Пятковскому назвать их "Idee fixe" г. Милюкова" ("Якорь", 1864, No 44; отд. отт. -- СПб., 1864).
С 1847 по инициативе О. И. Сенковского М. недолго сотрудничал в критич. отделе "Б-ки для чтения"; в 1-й пол. 50-х гг. один из рецензентов "Отеч. записок". В 1860--62 фактич. ред. и один из ведущих авторов ж. "Светоч". Позиция ж-ла заявлена в ред. статье (1860, кн. 1) как примирение западной и "восточной" партий. Будучи в 40-е гг. "рьяным западником" ("Доброе старое время", с. 38). М. в попытке примирения "крайних воззрений" больше внимания уделяет разбору позиции славянофилов. Он готов признать положительной идею единства слав, племен, а также общинного владения землей, но не приемлет смирение как источник спасения, "общенар. ист. покаяния" (по М., это "род какого-то постоянного оплакивания условных грехов, вечного посыпания головы траурным пеплом" -- "Светоч", 1861, кн. 6, Критич. обозр., с. 39). М. отвергает и утверждения о "гнилом состоянии Запада"; в то же время не принимает и "рабского поклонения" Западу, и "отрицания западниками" "всего светлого в нашем народном характере" (там же). Споры партий М. признает важными и полезными для прояснения многих "щей о нашем прошедшем, настоящем и будущем" (там же, с. 35), к-рые помогают встать на более трезвую срединную позицию. В творчестве авторов журнала и образовавшегося вокруг него кружка (в т. ч. M. M. Достоевский, H. H. Страхов, А. А. Григорьев, чуть позднее составившие ядро ж. "Время" и "Эпоха"; в них М. помешал очерки, прозу и рецензии) складывалась идеология почвенничества. Сам М, становится либералом-почвенником -- позиция, особенно отчетливо проявившаяся в опубл. в "Светоче" статьях "Заключительное слово "Русской беседы"" (1860, кн. 2), рецензиях ""История Петра Великого" Н. Устрялова" (1860, кн. 3), "Стихотворения А. С. Хомякова" (1861, кн. 6), ""О круговой поруке на Руси" И. Беляева" (1860, кн. 4), где он стремился найти не только слабые, но и сильные стороны в утверждениях своих оппонентов.
Несмотря на изменение полит, пристрастий, в своих лит.-критич. выступлениях М., хотя и не отрицает эстетич. критериев, остается верен взгляду на лит-ру как на выражение "обществ, истины". В ст. ""Обломов", роман И. Гоичарова" ("Светоч", 1860, кн. 1) он спорит с утвердившейся точкой зрения на Обломова как архетип рус. характера, "нал, темперамента"; не признавая обломовскую апатию сутью рус. натуры, он в то же время считает еще большим злом идеализацию в рус. обществе типа "практич. эгоиста" Штольца (с. 6. 9, 28). Для М. важно выявление генезиса любого обществ, явления, что он особо отмечает в ст. "Бурса в школе и литературе" (вошла в сб. "Отголоски..."): именно рассказ Н. Г. Помяловского о "детстве этих людей", нравах и "подвигах литературной Камчатки", воспитанной "бурсой", "служит естественным ключом к уяснению ... <их> литературной партии" (с. 211). Из маловыразит. рец. на "Записки из Мертвого дома" Ф. М. Достоевского ("Светоч", 1861, кн. 5) современникам запомнилось сравнение "мертвого дома" с кругами дантова ада, а Достоевского -- с Вергилием.
Непродолжительность издания "Светоча" -- следствие, скорее всего, подчеркнуто невоинственной, корректной, примиряющей позиции редакции и самого М., апологета "золотой середины". В 1868--70 он фактич. редактор газ. "Сын отечества". Ставшая при нем несколько разнообразнее и живее (помимо полит. и бирж, известий появляются муз. и театральная летопись, обзоры журналов и книжных новинок, путевые заметки и бытовые зарисовки из моек. и петерб. жизни), газета тем не менее не приобрела сколько-нибудь ярко выраженного лица. В нач. 1870-х гг. М. редактировал газ. "Рус. мир".
М. написал многочисл. путевые заметки, написанные по следам своих европ. путешествий и поездок по стране: "Очерки Финляндии, 1851--1852 гг." (СПб., 1856; рец.: <А. Н. Пыпин> -- "Совр.", 1856, No 11), "Афины и Константинополь" (СПб., 1859; рец.: (Добролюбов) -- "Совр.", 1859, No 11); вошли вместе с "Очерками Финляндии..." в кн. "Путевые впечатления на севере и юге" (СПб., 1865; на нем. яз.: Од., 1865), "Летние поездки по России" (СПб., 1874) (см, также разбросанные по ж-лам и др. сб-кам его очерки о Венеции, Милане, Женеве, Саксонской Швейцарии и др.). Путевые записки не выходят за рамки традиц. описаний, это, по словам самого М., "мимолетные впечатления туриста, который, не мудрствуя лукаво, передает, что видел" ("Летние поездки...", с. 137).
Другой излюбленный жанр М. -- мемуары. Беллетризов. воспоминания о детстве и отрочестве "Доброе старое время. Очерки былого" (СПб., 1872) содержат и ист. эпизоды: о спасении Новодевичьего монастыря монахиней в Отеч. войну 1812, о крепостном театре кн. Н. Б. Юсупова и др. Главой "Откуда Пушкин взял сюжет "Медного всадника"" М, способствовал разработке петерб. мифа: здесь он первым (со слов Мих. Ю. Виельгорского) обнародовал легенду о пророч. сне обер-прокурора Синода А. Н. Голицына, благодаря к-рому была предотвращена эвакуация памятника Петру 1 в 1812 (см.: Осповат А. Л., Тименчик Р. Д., "Печальну повесть сохранить...", М., 1985, с. 45--46, 102-- 108). Наиб, ценное из соч. М. этого рода -- "Литературные встречи и знакомства" (СПб., 1890). где он выступает мастером лит. портрета, в основу к-рого положен принцип анекдота, яркого штриха (одобрит. рец.: С. Т-чев -- ИВ, 1890, No 7: "прекрасный, образный язык", "сжатость и меткость в характеристиках, развитое повсюду чувство меры и наблюдательный ум" -- с. 221; сдержанно-негативный отклик: ВЕ, 1890, No 7). Не проходя мимо странностей и чудачеств своих "персонажей", но с нескрываемой симпатией к ним М, создает запоминающиеся лнт.-бытовые характеристики Кокошкина (в пов. "Записки одного скитальца" нек-рые его черты использованы с сатирич. обертонами), Д. И. Языкова, Введенского, Я. П. Буткова, Л. А. Мея, А. А. Григорьева. Дурова, бр. Достоевских, описывает атмосферу кружка Дурова, историю ареста петрашевцев (цензор предлагал изъять "дерзкие" места рукописи -- РГИА. ф. 777 -- справка В. М. Лупановой). Мемуары включают и заметки о Сенковском, знакомстве М. в Лондоне в 1857 с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым. Он был также знаком с Н. С. Лесковым (ИРЛИ, ф. 220, No 25: фотопортрет писателя с дарств. надписью М., 1869 г. -- справка Н. А. Прозоровой). В 70-е гт. и позднее М. собирал у себя "вторники", на к-рых присутствовали Ф. Достоевский, В. В. Крестовский, В. П. Клюшников, Г. П. Данилевский, Лесков, Манков, Ф. Н. Берг, Страхов (ИВ, 1895, с. 193; ВсП, в. 7, 1990, с. 49, 57).
В 1865 М. издал кн. зарисовок "На улице и еще кое-где. Листки из памятной книжки" (СПб.; 2-е изд. под назв. "Рассказы из обыденного быта...", СПб.--М" 1875; 3-е изд., СПб., 1886), к-рые называл "пестрым материалом", "летучими заметками всякого рода случаев" "без примеси вымысла" (с. I, II). М. подсматривает характерные или просто любопытные ситуации из нар., мещанского, чиновничьего (моск., реже петерб.) быта, иногда удачно улавливая стереотипы бытовых реакций и обществ, настроений этих слоев. По жанру к такого рода "физиологич." коротким наброскам примыкают рассказы: "Процесс наших путешествии" ("Светоч", 1862, кн. 4), "Петербургские инфузории", "Современные самозванцы" -- из кн. "Рассказы и путевые воспоминания" (СПб., 1873), куда вошла и пов. "Записки одного скитальца. Не совсем фантастич. пов." (впервые: "Эпоха", 1864, No 8) -- стилизация, выполненная в жанре "физиологии"; повествование ведется от "лица" старого пуделя.
С сер. 70-х гг. М. снова преподает в Николаевском ин-те (письма Н. В. Гербелю -- ИРЛИ, ф. 179, No 75), печатается в газ. "С.-Петерб. вед.", ж-лах "Рус. старина", "Ист. вестник", где выступает с фрагментами своих мемуаров, биогр. и критич. заметками (о соч. Е. Тур. Лескова -- ИВ, 1880, No 1, 6), переиздает, без к.-л. изменений, разбросанные по разным изд. статьи и рассказы: сб. "Отголоски на литературные и общественные явления" (СПб., 1875) помимо перепечатанных статей (преим. из "Светоча") включает обширную ст. "Вопрос о малороссийской литературе", в к-рой М. отрицает самобытность укр. лит-ры и даже возможность ее существования -- при общерос. гос. укладе (с. 149). К концу жизни более четко обозначилась эволюция М. от западничества и либерального почвенничества к славянофильству. В ст. "Ф. Н. Глинка" (ИВ, 1880, No 7) он как положит, качество отмечает близкий к славянофильскому взгляд Глинки на нар. жизнь, а в ст. о П. И. Мельникове-Печерском (Мельников П. И., ПСС, т. 1, СПб.--М., 1897, с. 319--324) ставит писателю в осн. заслугу как "чисто-художественное" воспроизведение мира рус, старообрядцев и раскольников ("полное беспристрастие без всякой обличит, цели" -- с. 320--22), так и, в особенности, знание "рус. жизни ... и рус. духа", "исконной кондовой Руси" (там же). Возросший интерес к истории допетровской Руси проявился в пов. из эпохи Ивана Грозного "Царская свадьба" (СПб.--М., 1873; 2-е изд., СПб., 1886).
Др. произв.: одобрит, отзыв о "Дядюшкином сне" Достоевского ("Le Nord", Bruxelles, 1859, 29 avril), "Жемчужины рус. поэзии" (хрестоматия, сост. М.; СПб., 1874); ст. "Рус. путешественник за границей в прошлом веке" (1771--73) (ИВ, 1881, No 9).
Изд.: [Мемуары]. -- В кн.: Герцен в восп.; Достоевский в восп., I: [Очерки]. -- В кн.: Очерки моск. жизни. [М.]. 1962, с. 69--84.
Лит.: Достоевский: Чернышевский: Добролюбов (все -- ук.): Достоевский. Письма (ук.); Страхов Н. Н., Восп. о Ф. М. Достоевском. -- В кн.: Биография, письма и заметки из зап. книжки Ф. М. Достоевского. СПб., 1883. 2-я паг., с. 187, и след.; Котляревский А. А., Соч., т. 1. СПб., 1889, с. 139--62, т. 2. СПб., 1889, с. 221--36; Волынский А., Лит. заметки. Н. А. Добролюбов. -- СВ, 1894, No 3, с. 111--14: Модзалевский Б. Л., Альбом О. А. Милюковой. -- ИзвОРЯС. 1912, т. 17, кн. 4; Пиксанов Н. К., Два века рус. лит-ры. 2-е изд., M., [1924], с. 117--18; Скафтымов А., Преподавание лит-ры в дореволюц. шкале. -- "Уч. зап. Саратов. гос. пед. ин-та", т. 3, 1938, с. 161, 164--68, 201, 207-08, Исаков С. Г., Прибалтика в рус. лит-ре второй пол, 1830-х--1850-х гг. -- "Тр. по рус. и славян. филологии", т. 5. Тарту. 1962, с. 144. 149--50 (Уч. зап. ТГУ, в. 119): Достоевская А. Г., Восп., М., 1981 (ук.); ЛА, т. 6. М.--Л., 1961, с. 272-- 295: Демченко А. А., Н. Г. Чернышевский. Науч. биография, ч. 1. Саратов, 1978 (ук.): Никитина Ф. Г., Петрашевцы и Ламенне. -- В кн.; Достоевский. Мат-лы и иссл., в. 3, Л., 1978; Якубович И. Д., Неизв. отзыв о пов. "Дядюшкин сон". -- В кн.: Достоевский. Мат-лы и иссл., [в.] 5. Л., 1983, с. 190--91: Дружинин A. В., Лит. критика. М., 1983 (ук.). + Некрологи, 1897: "Правительств. вест.". 8 февр.; КВ, No 2: ВИ, т. 1, No 15: ИВ, No 4: и др. Брокгауз; НЭС; Венгеров. Источ.: Михневич: ПНекр.*: Мезьер: ЛЭ: Нечаева, "Время"; Нечаева, "Эпоха" (обе -- ук.); Боград. "Совр."; Боград, ОЗ (1); ИДРДВ, т. 2--3; Муратова (1, ук.): Масанов.
Архивы: ИРЛИ, ф. 236, No 104, ф. 274, оп. 3, No 138 (письма Г. П. Данилевскому 1860--69 и 1872 гг.), ф. 548, оп. 1, No 184 (письма В. Р. Зотову). Р. III, оп. 2, No 938--942 (письма Е. Н. Опочинину, б. д.; No 1053 -- 1884 г.); РНБ, ф. 124, No 2825 (письма Л. Н. Вакселю 1858--78 гг.), архив С. Н. Шубинского, ф. 874, оп. 1, No 2...40 (письма Шубинскому) [справки Е. Э. Ляминой], ф. 118, д. 58 (П. В. Быков. Ст. рус. писателей -- библ. список публикаций М. в периодике) [справка А. И. Рейтблата], ф. 1000, оп. в, No 35 (зап. книжка М., преим. с записями о людях, обычаях, играх и проч. в высшем обществе 18 и кон. 19 вв.), ф. 874, оп. 2, No 259 (заметка М. "Знамена вольных казаков"), ф. 115, No 33 (рец. M. на ром. B. Крестовского "В ожидании лучшего", 1860) [справка Т. В. Мисникевич|: РГИА, ф. 1349, оп. 3, д. 1444 (ф. с. 1858 г.) [справка Б. М. Витенберга].
М. М. Максимова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999