Причина ненависти англичанъ къ славянскимъ народамъ. Соч. Платона Лукашевича. Кіевъ 1877 г.
Сочиненіе г. Лукашевича главнымъ образомъ хорошо тѣмъ, что чрезвычайно просто разрѣшаетъ одно любопытное и сильно занимающее нашу ежедневную прессу явленіе, самое существованіе котораго, впрочемъ, довольно проблематично. Дѣйствительно ли ненавидятъ англичане славянъ, это пусть остается вопросомъ, тѣмъ болѣе, что и г. Лукашевичъ ни мало не озабоченъ мыслью доказать существованіе такой ненависти. Вмѣстѣ съ нашими газетными приватъ-звонарями храма славы, онъ признаетъ несомнѣннымъ фактъ ненависти и ищетъ только его объясненія. Какъ всѣ великія истины, объясненіе г. Лукашевича чрезвычайно просто въ своемъ результатѣ, но потребовало отъ автора большой предварительной умственной работы и цѣлой бездны учености. Авторъ начинаетъ съ того, что "англичане, несмотря на свои природные недостатки и дурныя наклонности во вредъ другихъ, невинныхъ народовъ, есть (?) народъ самый просвѣщенный и любознательный, но относительно своего происхожденія и языка они ровно ничего не знаютъ, хотя въ итогѣ не жалѣютъ затрачивать на этотъ предметъ громадныя деньги и сколько у нихъ историковъ и изслѣдователей объ этомъ предметѣ, столько выходитъ изъ подъ ихъ пера сущихъ пустяковъ, достойныхъ сожалѣнія; точно такъ эти предметы изслѣдованы и у прочихъ народовъ Западной Европы". Свое круглое невѣжество и свои "сущіе пустяки, достойные сожалѣнія", англичане и другіе европейскіе народы выставили уже давно, и мы имъ до сихъ поръ вѣрили. Но нынѣ, когда такъ ярко засіялъ свѣтъ съ Востока, нынѣ "нехвально намъ въ нѣмцахъ искати правды". Нынѣ мы можемъ смѣлою рукою раскрывать невѣжественнымъ англичанамъ тайну ихъ собственнаго происхожденія. А тайна сія велика есть. Дѣло, видите ли, въ томъ, что "первобытные жители Англіи были славяне, изъ нихъ господствовавшее тамъ племя называлось бритами или бритянами, потому что они брили бороды, оставляя усы, и, какъ ни искажались римскими писателями славянскія имена, которыя и безъ того весьма трудно и несовершенно передаются латинскими письменами, но все-таки славянинъ весьма легко ихъ понимаетъ, особенно тотъ, кто проникъ въ свойства первобытнаго славянскаго языка". Тезисъ этотъ г. Лукашевичъ выкладываетъ, повидимому, съ бухту барахту, но это только повидимому. На самомъ же дѣлѣ, это результатъ "изслѣдованія въ обширнѣйшемъ размѣрѣ, безъ помощи англійскихъ ученыхъ и филологовъ, о коренныхъ жителяхъ Великобританіи". Образцы этого изслѣдованія г. Лукашевичъ охотно показываетъ, но такъ какъ всѣ они другъ друга стоютъ и каждый можетъ отвѣчать за всѣхъ, то мы удовольствуемся однимъ: "Carnavoncae = чарно или царно-вонсы, черноусцы: здѣсь въ слогѣ анъ находится еракійскій выговоръ гласной буквы юсъ, которая у поляковъ выговаривается какъ он, а иногда какъ ен: вонсь, усъ по польски". И такъ, дѣло ясное: первобытные жители Англіи были славяне. Но за что же послѣ этого теперешнимъ англичанамъ такъ ненавидѣть славянъ? А вотъ за что. Невѣжественные англичане знаютъ о своихъ предкахъ только то, что они вышли изъ Даніи и что одни изъ нихъ назывались англами, а другіе саксами. Но если мы проштудируемъ, какъ эти два названія, такъ и многія другія англійскія слова; если мы ихъ проштудируемъ, опять-таки разумѣется, безъ помощи англійскихъ ученыхъ и филологовъ и на манеръ "черноусцевъ", то увидимъ, что слова эти монгольскаго происхожденія. Переходя отъ филологическихъ къ историко-кулинарнымъ изслѣдованіямъ, мы увидимъ, что англичане "кушаютъ полусырое мясо, еще совершенно красное, изъ котораго даже истекаетъ иногда кровь; приготовленіе дичины, чтобы она была съ духомъ, тоже отвратительно; кушаніе лягушекъ и черепахъ не менѣе того, а иногда и собакъ". Все это несомнѣнныя черты монгольской гастрономіи. Значитъ, монголы нѣкогда перебрались въ Англію, покорили славянскихъ бритовъ, черноусцевъ и другихъ, смѣшались отчасти съ ними, но возненавидѣли всѣхъ чистыхъ славянъ. Ненависть эта продолжается доселѣ, "и, конечно, потому только, что они отъ славянъ наслѣдовали земли и больше или меньше человѣческое благообразіе и даже замѣтное смягченіе нравовъ сравнительно съ монголами, манжурами и китайцами; сія-то смягченность и повела ихъ къ высшему образованію и просвѣщенію". По правдѣ сказать, результатъ не совсѣмъ понятенъ: возненавидѣли за землю, благообразіе и просвѣщеніе. Но маленькія непріятности не должны мѣшать большимъ удовольствіямъ, и намъ кажется, что теорія г. Лукашевича не хуже многого, что нынѣ печатается по этой части въ газетахъ. Одно только... Любопытно бы знать, говоритъ г. Лукашевичъ: какимъ образомъ байдары, нагруженныя тунгусами и ламутами, обогнувъ сѣверную Азію и Европу, очутились въ Ютландіи, гдѣ послѣдніе (?) нашли звѣрообразныхъ звѣролововъ Монголіи?" Въ самомъ дѣлѣ любопытно.