Жан-Жак Руссо. Собрание сочинений. Изд. Н. Л. Тиблена и под его редакцией. Т. I. Теории воспитания. Вып. 1. СПб., 1866.
Серия "Русский путь"
Ж.-Ж. РУССО: PRO ET CONTRA
С.-Пб., Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2005
Начатое г. Тибленом1 издание сочинений Руссо будет состоять из трех томов, из которых первый посвящается теориям воспитания, второй -- политическим теориям и третий -- личности автора2. В издание войдут не все сочинения знаменитого философа XVIII века и притом не целиком. В "Эмиле" (настоящий выпуск) пропущена известная "Исповедь савойского викария" ("Profession de foi du vicaire savoyard")3, которая доставила Руссо столько врагов во всех партиях, даже диаметрально противоположных друг другу, и доктрина которой легла впоследствии в основание деизма партии Робеспьера. Причины, побудившие издателя исключить эту исповедь, состоят в том, что она "не может быть, на основании существующих постановлений по части духовной цензуры, ни напечатана без ее разрешения, ни разрешена ею"4. Впрочем, издатель предполагает передать в последнем томе сущность пропускаемых теперь страниц. Нам кажется, что то же самое можно бы было сделать и теперь для уяснения некоторых взглядов Руссо на воспитание и на участие в нем религиозного элемента. "Эмиль" появился в 1762 году и вызвал целый поток негодования. В том же году он был сожжен рукою палача в Париже и Женеве, и сам автор едва избегнул тюремного заключения. Как и все творения Руссо, "Эмиль" имел громадное значение в истории мысли и не утратил его и теперь, спустя много лет после своего появления. Правда, многие частности в нем уже отжили свой век, правда, рядом с верными и блестящими идеями и тонким психологическим анализом читатель встретит здесь и натяжки, и парадоксы, и крайнюю идеализацию, но отличительная черта мышления Руссо -- самобытность -- выкупает все. Руссо имел полное право сказать о себе, что он "мыслит не так, как другие люди". Смелая, оригинальная мысль, хотя бы она даже и оказалась неверною, имеет гораздо большее значение для человечества, нежели неустанная прогулка по одной и той же, давным-давно протоптанной дорожке. Новая мысль открывает новые пути, шевелит, освежает, будит общество; и таким-то именно будильником и была философия XVIII века вообще. В своем предисловии к "Эмилю" Руссо говорит: "...с незапамятных времен раздается единодушный крик против установленной методы (воспитания), а между тем никто не отважится предложить лучшую. Литература и знание нашего века стремятся гораздо более к разрушению, нежели к созданию" и т. д. Затем он высказывает желание пополнить этот пробел; но по странной иронии судьбы или, вернее, по очень понятным причинам, об которых нам здесь незачем распространяться, положительная сторона "Эмиля" не выдерживает самой поверхностной критики и только расплодила бездарных немецких педагогов; из чего, между прочим, следует, что в строителях у нас нет недостатка. Отрицательная же сторона "Эмиля", критика существующей системы воспитания, и теперь составляет капитальное явление в педагогической литературе; ясный признак, что если с незапамятных времен и раздается единодушный крик против установленной методы, то и защитников у нее немало.
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые: Книжный вестник. 1867. No 8. С. 197-198. Печатается по: Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. СПб., 1913. Т. 10. С. 710-711.
Михайловский Николай Константинович (1842-1904) -- социальный мыслитель, публицист, народник. Одним из источников народничества считает идеи Руссо. В частности, в "Политических письмах социалиста" он провозглашает: "Привет вам с родины Руссо и во имя Руссо, чье широкое сердце умело ненавидеть и политическое, и экономическое рабство, чей широкий ум охватывал и принцип политической свободы, и принцип социализма, земли и воли" (Гроньяр <Михайловский Н. К.>. Политические письма социалиста. Письмо 1-е // Литература партии "Народная воля". М., 1930. С. 28). Идеи Руссо в интерпретации Энгельса рассматриваются им в статье "О диалектическом развитии и тройственных формулах прогресса" (Михайловский Н. К. Полн. собр. соч. СПб., 1909. Т. 7. С. 766-778).
1 Тиблен Николай Львович (1825 -- после 1869) -- петербургский издатель и типограф.
2 Вышел только первый том.
3 Полностью "Эмиль" опубликован лишь в XX веке. См.: Руссо Ж.-Ж. Эмиль / Пер. П. Первова. 2-е изд. М., 1911; Руссо Ж.-Ж. Эмиль / Пер. М. А. Энгельгардта. СПб., 1912.
4 Слова редактора книги Н. Л. Тиблена, объясняющие, почему не будет напечатано "Исповедание веры савойского викария" (цитата неточна). См.: Руссо Ж.-Ж. Собр. соч. СПб., 1866. Т. 1. С. 281-282.