МЕТНЕР Эмилий (Эмиль Карл) Карлович [лит. псевд. Вольфинг; 7(19).12.1872, Москва -- ночь с 10 на 11.7.1936. Дрезден], литератор, муз. критик, философ. Старший брат композитора Н. К. Метнера, двоюродный брат композитора А. Ф. Гедике. Потомок нем. семей Метнеров (Medtner) и Гедике (Goedicke), переселившихся в Россию в кон. 18 -- нач. 19 вв. (см. письмо П. Д. Эттингеру от 27 сент. 1921 -- в кн.: Н. К. Метнер. Восп. Статьи. Мат-лы, М., 1981, с. 290--300); отец М. -- один из директоров акционерной компании "Моск. кружевная фабрика". В 1893, по окончании 5-й моск. г-зии, М. поступил на юридич. ф-т Моск. ун-та, к-рый окончил в 1899 с дипломом 1-й степени (ЦИАМ, ф. 418, оп. 307, д. 507); затем занимался адвокатурой. С нояб. 1902 служил цензором в Н. Новгороде (именно он подписал разрешение на выход "Стихов о Прекрасной Даме" А. А. Блока); в марте 1906 вышел в отставку (гл. обр. по идейным соображениям; ср. запись М. от 1 февр. 1906: "Исключительно материальные соображения вынуждают меня не швырять отставки в лицо одному из самых гнусных правительств, которое когда-либо стояло во главе народов" -- РГБ. ф. 167, к. 23, No 9, л. 181 об. -- 182) и возвратился в Москву, где жил в последующие годы (время от времени наезжая в Германию).
Лит. деятельность М. началась с публикаций в газ. "Моск. ведомости" в 1894--99 (в 1894--96 помощник секретаря редакции): корреспонденции, реферативные статьи, переводы, объединенные муз. тематикой (за подписями: Э. М., Эм.); в 1896 М. печатает там же (за подписью М-р) очерки о Турции (29 сент., 3 окт.) и Болгарин (10, 13, 14, 27 окт., 30 нояб., 15, 16 дек.), основанные на личных впечатлениях. С янв. 1903 по окт. 1904 М. сотрудничал в екатеринослав. газ. "Приднепров. край", где печатал (за подписью Э.) цикл статей "Школа и образование", а также статьи на общеэстетич. темы ("Романтизм и Ницше" -- 1904. 28 сент.. 5, 12 окт.) и отклики на новейшие изд. рус. символистов -- на ж. "Нов. путь" (1903, 7, 10, 13 марта), альм. "Гриф" (1903, 3, 4 июля) и "Сев. цветы" (1903, 9, 10 нюня), "симфонии" (1903, 15, 16 дек.) и "Золото в лазури" А. Белого ("Поэзия и критика" -- 1904, 1 июня). М. приветствовал в них стремления преодолеть "прежнее утилитарно-позитивное миросозерцание" и "ответить на запросы совр. сознания", однако противопоставлял близкие ему символист, филос.-теургич. идеи, созвучные филос. эстетике нем. романтизма, "экстравагантному декадентизму" ("Нов. путь" -- 1903, 13 янв.); наиб, значит, и перспективными для развития "нового" иск-ва он находил первые творч. опыты Белого, с к-рым М. познакомился весной 1902 и к-рый вскоре стал одним из его ближайших друзей и духовных спутников (см. стих. "Старинный друг", посв. М., -- в кн.: Белый А., Золото в лазури. М., 1904).
Белый содействовал приобщению М. к моск. лит. среде. В 1906--09 М. постоянно печатает в ж. "Золотое руно" (под псевд. Вольфинг) статьи и корреспонденции на муз. темы: ""Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини" оперы Рахманинова, на сцене Большого Московского театра" (1906, No 1), "Музыкальная весна" (1906. No 5), "Отголоски юбилея Шумана" (1906, No 11/12), "Sixtus Beckmesser redivivus. (Этюд о "новой" музыке)" (1907, No 2), "Модернизм и музыка" (1907, No 3; 1908, No 5), "Борис Бугаев против музыки" (1907. No 5), "Вагнеровские "фестшпили" 1907 г. в Мюнхене. (Заметки невагнериста)" (1907, No 7--10; 1908, No 1--4), "Эстрада" (1908, No 11/12; 1909, No 2/3,5), "О музыкальной критике" (1909, No 6-40), "Дом песни" (1909, No 11/12). Эти публикации составили основу книги М. (Вольфинга) "Модернизм и музыка. Статьи критические и полемические. (1907--1910). Приложения. (1911)" (M., 1912), в к-рой передние муз. новации затрагивались в тесной связи с общими культурологич. вопросами. Решительно ниспровергая муз. модернизм (творчество Р. Штрауса. М. Регера), М. предпринимал фронтальный опыт критики совр. культуры, растратившей, по его мнению, свое высокое предназначение в сомнит. эффектах и внеш. самоценных приемах; беспочвенному модернист, новаторству, совр. худож. упадочничеству н пессимизму М. противопоставлял символич. иск-во положит. ценностей, идеи культурной преемственности, традиционализма, единства подлинной культуры с основами нар. творчества. Концепции М. были отмечены догматич. германофильством, проповедью "арийства" (М. был приверженцем "арийского миросозерцания" X. С. Чемберлена), в противовес "нсарийским" элементам, якобы чуждым европ. культуре (к-рая сводилась преим. к "нордическо"-германскому началу); соответственно "муз. германизм" ("нем. музыка великой эпохи" -- И. С. Бах, В. А. Моцарт. Л. ван Бетховен. Р. Вагнер) противопостаатялся "музыкальному юдаизму". проявление к-poro М. усматривал в "господстве эстрадно-рекламного духа" и "интернационально-еврейской виртуозности" (с. 117; подробнее см.; Постоутенко К. Ю., Н. К. и Э. К. Метнеры: парадокс нац. самоидентификаци. -- "De Visu", 1994, No 1/2; то же -- "Опыты", 1994, No 1). Муз. общественность встретила книгу М. отрицательно, хотя и признала ее "одним из самых крупных явлений на горизонте нашей музыкально-эстетич. литературы" (Сабанеев Л., Муз. беседы. -- "Музыка", 1912, No 94, с. 756).
Деятельность М. во 2-й пол. 1900-х гг. быта весьма неравномерна по интенсивности в связи с частыми припадками неврастеник, усугубленными тяжелой семейной драмой: его жена Анна Мих. (урожд. Братенши) предпочла ему обожаемого им брата, композитора Н. К. Метнера. Невозможность порвать отношения с братом усиливала душевную травму. В 1909 М. организует в Москве (совместно с Белым и Эллисом) изд-во "Мусагет" (предприятие субсидирует его близкий друг Ядвига Фридрих, с к-рой он познакомился осенью 1907, затем подолгу жил в ее доме в Пильнице, близ Дрездена), объединявшее приверженцев символизма религ.-филос. ориентации; с "Мусагетом" сближаются Вяч. И. Иванов, Блок, а также моск. литераторы из окружения Белого.
Изд-во изначально задумывалось как некоммерческое, "идейное" предприятие, ориентированное на узкий круг просвещенных читателей, как союз единомышленников. В центре внимания "мусагегского" объдинения были теоретико-эстетич. и культурологич. аспекты, осмыслявшиеся как базис "подлинного" символизма: кроме того, М. во главу угла выдвигал идею преемственности по отношению к нем. философской и худож. культуре: "...тут царствовали тени Гете, Вагнера и немецких мистиков" (Степун, с. 208). В 1910--16 "Мусагет" выпустил в свет 4-1 издания: книги Белого, Блока, Вяч. Иванова, С. М. Соловьева, Эллиса и др. рос. авторов, переводные произв. (в их числе -- "Нибелунги. Всемирная история на основании сказания" P. Вагнера (M., 1913) со статьей M.].
Под ред. M. и Белого в "Мусагете" с 1912 издавался филос.-эстетич. ж. "Труды и дни" (последний. 8-й в. -- в 1916); общие принципы издания М. обосновал в ст. "Мусагет". Вступительное слово редактора" (1912, No 1 ): петь "мусагетского" объединения -- стремление к преодолению культурного кризиса современности, искание и проложение путей к новой, органич. культуре, творч. деятельность на объективно-идеалистич. основе, сочетающая худож. и филос. подходы, с опорой на традиции недогматич. и духовно-преемственного мышления; универсальные символы культуры, провозглашаемой "Мусагетом". -- Гёте, осуществивший грандиозный синтез положительной культуры, и Вагнер (синкретич. фигура, соединяющая в своем творчестве поэзию, музыку и религию). В согласии с этими приоритетами М. учредил в "Трудах и днях" отделы "Goetheana" (к-рому предпослал программное "Введение" -- 1913, No 1/2) и "Wagneriana", где печатал свои мифол. "Наброски к комментарию" (к "Кольцу Нибелунга") (1912, No 4--6; 1913, No 1/2); в "Трудах и днях" М. опубл. также ст. "Лист" (1912, No 1) и цикл статей "Инвективы на музыкальную современность" (1912, No 2--3).
В 1912 между М. и Белым обозначился конфликт, приведший к идейному расколу внутри "Мусагета"; Белый, став приверженцем антропософии Р. Штейнера, стремится проповедовать это учение в "мусагетских" изданиях, М. с доктринальной последовательностью противодействовал "оккультич." экспансии и отстаивал ранее определенные культурологам, установки. В результате этого размежевания М. стал (в нояб. 1912) единоличным ред. "Трудов и дней"; в марте 1915 его отношения с Белым были разорваны. Резкую критику антропософии содержала полемич. кн. М. "Размышления о Гете. Кн. 1. Разбор взглядов Р. Штейнера в связи с вопросами критицизма, символизма и оккультизма" (М., 1914), посв. обстоят. анализу трудов Штейнера "Мировоззрение Гете" ("Goethes Weltanschauung", 1897) и "Гете как отец новой эстетики" ("Goethe als Vater einer neuen Asthelik", 1889).
Аргументация M. направлена к установлению пропасти между гетеанством и антропософией, к констатации противоречий в доводах Штейнера и их превращения "в самодовлеющий внешне-ирархически разграфленный хаос (с. 43): интерпретации Штейнера. по М., направлены лишь к использованию Гете "для своих (пусть очень высоких и нравственно-безупречных) целей" (с. 330), к адаптации мировоззрения Гете для нужд штейнерианской мистич. идеологии. Редкую отповедь взглядам и доказательствам М. содержит исследование Белого "Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Ответ Эмилию Метнеру на его первый том "Размышлений о Гете"" (M., 19I7).
Деятельность М. в "Мусагете" была фактически приостановлена в связи с начатом 1-й мировой войны, к-рая застала его за границей. 20 июля 1914 М. писал А. М. Метнер из Мюнхена: "... для меня Россия и Германия два отечества, равно любимых. Вот почему эта в полном смысле слова братоубийственная война является для меня самым ужасающим событием моей жизни..." (Метнер Н. К., с. 159). С 1914 М. живет в Швейцарии (Цюрих), бывает наездами в Германии, тогда же сближается с швейц. психологом и философом культуры К. Г. Юнгом [его письма к М. (1917--36) -- РГБ. ф. 167, к. 14, No 62; письма М. к Юнгу -- в архиве последнего в Цюрихе]. В 1916 М. приступит к подготовке 4-томного собр. соч. Юнга на рус. языке, к каждому тому написал обширное введение; при жизни М. вышли в свет (в Цюрихе в 1929 под маркой "Мусагета") "Психол. типы" Юнга под его ред. и с предисл. (пер. С. А. Лорне), посмертно -- т. 2 ("Libido, ее метаморфозы и символы") и т. 3 ("Опыт изложения психоаналитич. теории [и др. статьи]") "Избр. трудов по аналитич. психологии" Юнга (изд. Психол. клуба в Цюрихе. 1939). Отд. изданием ("эber die sogenannte Intuition", Zurich, 1923) был опубл. цикл лекций М., прочитанных в цюрихском Психоаналитич. клубе (1922; более позднее назв. -- Психол. клуб).
Др. произв.: "Mcister Nikisch" (Zurich, 1921).
Лит.: Метнер H. К., Письма. М., 1973 (ук.: сост. и ред. З. А. Апетян); Белый (ук.): Жирмунский В., Гете в рус. лит-ре. Л., 1937, с. 589--590; Лосев А., Проблема Р. Вагнера в прошлом и настоящем. -- В кн.: Вопросы эстетики, в. 8. М., 1968, с. 107--111, 113: Волков С. Редько Р., А. Блок и нек-рые муз.-эстетич. проблемы его времени. -- В кн.: Блок и музыка. Сб. ст., Л.--М., 197:, с. 105--110; Фрумкина Н. А., Флейшман Л. С., А. А. Блок между "Мусагетом" и "Сирином", (Письма к М.). -- В кн.: Блоковский сб., (в.) 2. Тарту. 1972: Келдыш Ю. В., Муз. полемика. -- В кн.: Рус. худож. культура кон. XIX -- нач. XX в. (1908--1917). кн. 3. М., 1977 (ук.): Шагинян М., Человек и время. История человеческого становления. М., 1982, с. 393, 400, 413--14, 424--31, 459: Лавров А. В., "Труды и дни". -- В кн.: Рус. лит-ра и журналистика (2, ук.): Толстых Г. А., Изд-во "Мусагет". -- В сб.: Книга. Мест. и мат-лы, сб. 56. М., 1988: Степун Ф., Бывшее и несбывшееся, т. 1. Лондон. 1990. с. 267--71, 283; Морозова М. К., Мои восп. -- НН, 1991, No 6 (публ. Е. М. Буромской-Морозовой): Эткинд Л., Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993. с. 71--82; В. И. Иванов и Э. К. Метнер. Переписка из двух миров, -- ВЛ, 1994, No 2--3 (публ. и вступ. ст. В. Санова): Cheron G., The Medtner papers at thr Libraiy of Congress. -- "The Andrej Belyj Society Newsletter", 1989, No 8, p. 13--18: Ljunggren M., The dream of rebinh. A Mudy of Andrej Belyj's novel "Peterburg". Stockh., [1982] (index): Idem. The Russian Mephisto. A study of the life and wurk of Emilii Medtner, Siockh., 1994 (в прил. -- переписка M. и К. Г. Юнга). + МЭ.
Архивы: РГБ. ф. 167; ф. 190 (итл-во "Мусагет"); Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки, ф. 132.
А. В. Лавров.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999