Мерсье Луи-Себастьян
Луи Себастиан Мерсье: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Мерсье (Louis-Sébastian Mercier, 1740--1814) -- французский писатель; дебютировал неудачными стихами "Héroides", потом обратил на себя внимание своим "Essai sur l'art dramatique", в котором восставал против формализма классической трагедии, требуя, чтобы французы перестали вдохновляться традиционными античными сюжетами и искали новых источников искусства в жизни. М. сам писал драмы согласно со своими правилами (изд. 1778--84), и имел большой успех. В "L'An 2440 ou Rêve s'il en fut jamais" М. высказал свободолюбивые идеи, осуществленные впоследствии Революцией. В 1781 г. он написал резкую сатиру "Tableau de Paris" и должен был оставить на время Францию, спасаясь от преследований; позже издавал вместе с Карра "Annales patriotiques". Писал вообще очень много по всевозможным вопросам -- философским, этическим, политическим, историческим и др.; называл себя сам величайшим французским "livrier".
   
   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XIX (1896): Мекенен -- Мифу-Баня, с. 136.

II.

   МЕРСЬЕ Луи Себастиан [Louis Sébastien Mercier, 1740--1814] -- французский писатель. Вслед за Руссо писал о радостях деревенской жизни, выгодах "разумно" организованного сельского хозяйства, нападал на салонно-аристократическую культуру, прославлял первобытного человека и его "естественное состояние", развивал идеи о всеобщем равенстве и об идеальном государстве будущего, построенном на коммунистических началах. Этой последней теме посвящен утопический роман М. "2440 год" (L'an 2440, ou Rêve s'il en fut jamais, 1770). Книга эта, предвосхитившая многие реформы Великой французской революции, была запрещена. Та же судьба постигла лучшее произведение М., сделавшее автора знаменитым, -- книгу социально-бытовых и сатирических очерков "Картина Парижа" (Tableau de Paris, 2 тт., 1781; полностью, в 12 тт., 1782--1789), дающую яркое изображение дореволюционного Парижа со всеми социальными противоречиями, раздиравшими французское общество "старого режима".
   Наиболее продуктивна была деятельность М. в области драмы, в к-рой он явился продолжателем Дидро (см.), намечая дальнейшее развитие канонизованного последним жанра "мещанской" или "буржуазной" драмы. В своем "Новом опыте о драматическом искусстве" [1773] М. выступает с резкой критикой классической драматургии как не соответствующей запросам современности и вкусам массового зрителя. Но если Дидро хотел видеть на сцене только буржуазию и буржуазную интеллигенцию, то Мерсье идет дальше его и требует изображения "народа", "четвертого сословия", т. е. городской бедноты, "честных ремесленников" и крестьян. Рассматривая лит-ру как орудие общественно-политической борьбы, М. выдвигает идею социальной драмы, противопоставляющей богатых и бедных, "ремесленников" (artisans) и "бездельников" (fainéants); к числу последних М. относит не только аристократию, но и крупную буржуазию. Восставая против формализма классиков, М. закладывает основу эстетики реализма, но в то же время требует от писателя не бесстрастного объективизма, а горячей отзывчивости, неустанного воздействия на жизнь.
   Как мелкий буржуа М. не отрицал самого принципа капиталистической собственности и восставал только против неравного распределения богатств между частными собственниками. Острые социальные конфликты разрешались им при помощи обычного для мещанской драмы средства -- денег (ср. напр. "Неимущие", "Уксусник", 1776). С 1769 по 1780 М. напечатал 16 пьес, которые частично были запрещены.
   М. оказал большое влияние на родственных ему по темпераменту и воззрениям немецких поэтов эпохи "бури и натиска" (см.).

Библиография:

   I. Полного собр. сочин. Мерсье не существует. По-русски драмы Мерсье имеются в переводах XVIII в.: Женневаль, или французский Барневель, 1778; Ложный друг, 1779; Неимущий, 1784; Уксусник, 1785; Судья, 1788; Беглец, 1784; Зоа, 1789; Наталья, 1794; Théâtre complet, 4 тт., Амстердам, 1778--1784; Tableau de Paris и L'an 2440, переизд. в коллекции "Bibliothèque Nationale". Есть и др. переиздания.
   II. Иванов И. И., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М., 1895; Розанов М. Н., Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX вв., т. I, М., 1910; Zollinger O., Mercier als Dramatiker und Dramaturg, Strassburg, 1899; Его же, Mercier's Beziehungen zur deutschen Literatur, "Ztschr. für franz. Sprache u. Literatur", XXIV, 1902; Béclard L., Sébastien Mercier, P., 1903.

С. Мокульский

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 7. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 225--226.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-2251.htm

III.

   МЕРСЬЕ (Mercier), Луи Себастьен (6.VI.1740, Париж, --25.IV.1814, там же) -- французский писатель, Род. в семье торговца. Учился в коллеже Четырех наций. Был близок с Ж. Ж. Руссо. В 1766 написал повесть "История Изербена, арабского поэта" ("Histoire d'Izerben poète arabe"), где интересно сравнение Вольтера и Руссо. Тогда же опубл. трактат "О бедствиях войн" ("Sur les malheurs de la guerre") -- отклик на пагубные последствия Семилетней войны. В 1767 изд. роман "Дикарь" ("L'homme sauvage"), где проявились руссоистские взгляды М. Сб. "Моралистические сказки" ("Les contes moraux", 1769) говорит о его связи и с рационалистич. линией Просветительства. В 1770 анонимно в Амстердаме вышел социальный роман М. "2440-й год" ("L'an 2440"), в к-ром выражены антифеод. и свободолюбивые идеи. Философ. взгляды М. дуалистичны. Он, как и Руссо, признает материальность мира, но принимает идею бога, бессмертия души, стараясь, т. о., выделить человека из среды животных, подчеркнуть его активность, величие. В 1791 изд. кн. "О Ж. Ж. Руссо, одном из главных писателей, подготовивших революцию" ("De J.-J. Rousseau considéré comme l'un des premiers auteurs de la révolution"), где дана во многом верная трактовка мировоззрения Руссо. Эстетич. взгляды М. выражены в трактате "О театре..." ("Du théâtre, ou nouvel essai sur l'art dramatique", 1773); он требует демократизации иск-ва, ратует за героику, эмоциональность.
   М. -- видный драматург. Особенно известны пьесы "Неимущий" ("L'indigent", 1772), "Судья" ("Le juge", 1774), "Тачка уксусника" ("La brouette du vinaigrier", 1775), историч. драмы. В 80-х гг. опубл. "Картины Парижа" ("Tableau de Paris", 1781--88) -- многотомное соч., ярко рисующее предреволюц. эпоху; позднее появились новые главы ("Nouveau Paris"). М. восторженно встретил революцию брошюрой "1789 год" ("L'an 1789"), но якобинской диктатуры испугался; сидел в тюрьме за близость к жирондистам. Во время Империи вновь стал республиканцем.
   В России в 18 в. опубл. рус. пер. пьес М. "Судья", "Тачка уксусника", "Неимущий", "Дезертир". В журн. "Утренние часы" печатались главы из "Картин Парижа", из романа "2440-й год".

Сочинения:

   Théâtre complet, v. 1--4, nouv. éd., Amst.--Leiden, 1778--84; в рус. пер. -- Картины Парижа, т. 1--2, М., 1935--36; Неимущие. Тачка уксусника, в сб.: Франц. театр эпохи Просвещения, т. 2, М., 1957.

Литература:

   Белицкий Г., Себ. Мерсье, в сб.: Ранний бурж. реализм, Л., 1936; История франц. лит-ры, т. 1, М. -- Л., 1946, с. 785--88; История зап.-европ. театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; Занадворова Т. Л., Утопич. роман Мерсье "2440-й год", "Уч. зап. Магнитогорского пед. ин-та. Кафедра рус. и заруб. лит-ры", 1960, вып. 1; Левбарг Л. А., Л. С. Мерсье, Л. -- М., 1960; Béclard L., Sébastien Mercier, P., 1903.

Т. Л. Занадворова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 785--786.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-7853.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru