|
Скачать FB2 |
| |
Д. С. Мережковский
Борис Годунов
Киносценарий
Сцены I--XVI
ПРОЛОГ
Экран светлеет.
Экран медленно темнеет.
Яркий летний день.
Пристав, в сопровождении еще двух других, ускакивает.
Пристава возвращаются с двух концов.
Сильный удар грома. Шуйский и Воротынский снимают шапки и крестятся.
II
СЦЕНА НА МЕЛЬНИЦЕ. ГАДАНИЕ
1.
Семен помогает Борису спешиться.
Мельник отворяет дверь и выходит на крыльцо, старый-старый, весь белый, как лунь, огромный, косматый, как тот медведь в валежнике.
Входят в большую избу, курную, закоптелую, тускло освещенную воткнутой в светец лучиной. Гости ищут глазами иконы в углу.
Кидает ему мошну. Тот, прижав ее к груди, жадно щупает.
Входит Мельник.
Борис выходит с ним через низкую дверцу на лестницу, ведущую вниз, где слышен шум, гул жерновов и стук колеса.
2.
Подходит к окну, стучит.
Опять стучит. Окно приоткрывается.
Окно закрывается. Мисаил, отскочив, присел на корточки.
Крадучись, идут вдоль стен избы и заворачивают за угол. Здесь крутой обрыв. Внизу, у плотины, стучит колесо. Григорий, наклонившись, с кручи смотрит вниз.
3.
Мельник под навесом усаживает Бориса лицом к вертящемуся колесу, на сваленные кули с мукой и хлебом.
Кидает в огонь сухие травы и коренья.
Пламя вспыхивает ярче, гуще валит дым.
Льет на огонь кровь из чашки, капля за каплей.
Топчется на месте, быстро семеня ногами, подпрыгивая, как на току тетерев.
Взор у Бориса становится таким же неподвижным, как у Мельника.
Тот машет руками, однообразно проводит ими по воздуху, как будто ласкает, гладит не его самого, а кого-то над ним.
4.
Мисаил сначала робко выглядывает, потом выходит из кустов.
III
ПИМЕН
Ночь. Келья в Чудовом монастыре.
Отец Пимен пишет перед лампадой. Григорий спит.
Оба погружаются в глубокую задумчивость.
Уходят. Через минуту Григорий возвращается.
IV
ВЕНЧАНИЕ БОРИСА НА ЦАРСТВО
V
КАБАК
1.
Мальчишка продолжает визжать, захлебываясь. Кругом хохочут.
2.
Хозяин удаляется за стойку. Приносит вино.
Связанных уводят, среди движения и гула толпы.
VI
ПРИЕМ ПОСЛОВ
Снимает с себя цепь и надевает на Воейкова.
Подходит Салтыков17.
Рангони отходит.
Хотят идти. К ним подходит Рангони.
Шуйский и Воротынский стоят, не зная, что ответить.
Но, не дожидаясь их ответа, Рангони уходит.
Шуйский, кланяясь, уходит. Воротынский за ним. Борис остается один.
Шуйский и Воротынский спускаются по лестнице из Грановитой Палаты.
Садятся на коней. Разъезжаются в разные стороны.
VII
В БАНЕ У ШУЙСКОГО
Баня в усадьбе Шуйского в Москве.
Воротынский встает, подходит к Шуйскому, присаживается и говорит ему на ухо.
Шуйский, глубоко задумавшись, наливает ковш меда, медленно подносит ко рту и, не выпив, ставит обратно на стол.
VIII
ДОПРОС
Помолчали, Шуйский заговорил.
Шуйский поглядел на него ласково, покачал головой.
Опять молчание.
Григорий бегло, исподлобья взглянул на Шуйского.
Проговорил медленно:
Григорий и впрямь дрожал.
Шуйский, отступив на шаг, не сводил с него взора.
Быстро дописал письмо, запечатал.
Вдруг сдвинул брови и другим, изменившимся голосом, строго приказал:
Шуйский подошел к двери и кликнул Ефимьева.
Шуйский немного подумал.
Григорий, поклонившись боярину в землю, собирался выйти, когда тот остановил его.
IX
БЕГСТВО ИЗ МОНАСТЫРЯ
Келья в Чудовом монастыре.
Так как Мисаил не просыпается, он толкает его в бок.
Тихо выходят.
В светлеющих заревых сумерках, крадутся по монастырским переходам. Вот они в ограде. Кое-где уже ударили дальние колокола. Когда чернецы подходят к воротам, ударяет, густо, и Чудовский колокол к заутрени. Тут откуда-то выкатывается взъерошенный Митька. Деловито, знаками, показывает, что калитка в воротах отомкнута. Привратник отлучился, на одну минутку: надо спешить. Оглядываясь, путники просираются к воротам и благополучно выскальзывают за калитку, все трое: Митька, конечно, не отстал, да и не отстанет.
Москва гудит колокольным звоном.
X
КОРЧМА
Корчма на Литовской Границе. Григорий мирянином. Мисаил в виде бродяги-чернеца. Хозяйка подает на стол.
Входят пристава.
Садятся за стол. Хозяйка приносит вино. Пьют.
Один из приставов важно осматривает Григория.
Григорий вдруг выхватывает из-за пазухи кинжал.
Пристава отступают, он бросается в окно.
Оба бегут к двери. Распахнув дверь, опрокидывают кадку.
Оттуда вываливается белая громадная туша.
В это время по лесной дороге скачет Григорий.
А вот и Луевы горы. Литва.
XI
ПИСЬМО НУНЦИЯ
О. Игнатий садится и приготовляется писать.
XII
БАЛ У МНИШЕК
Митька с Мисаилом уходят.
Музыка играет мазурку.
Трое панов, глядя на танцующих, беседуют.
Мисаил, заштопав штаны, появляется снова. Митька -- с ним.
Димитрий, после мазурки, усаживает Марину.
Быстро встает и уходит. Димитрий сидит, задумавшись.
Папский нунций, Рангони, в кардинальской фиолетовой шапке и мантии, появляется в дверях.
XIII
У ФОНТАНА
Берет у него из рук лютню, садится на скамью и доканчивает песню.
Марина молчит.
Падает перед ней на колени. Марина открывает лицо и делает шаг назад.
XIV
КАЗНИ
1.
Поворачивается и уходит, среди гробового молчания.
Все неподвижно замерли. После мгновений тишины.
2.
КАРТИНА БЕЗ СЛОВ
XV
СТАВКА САМОЗВАНЦА. ДИМИТРИЙ И МАРИНА
1.
Вводят русского пленника.
Димитрий не отвечает, махает рукой, чтобы увели пленного.
Его уводят.
Димитрий как бы снова в задумчивости.
2.
Димитрий бросается вперед,
но внезапно останавливается на середине комнаты.
3.
Наклоняется к Марине. Она освобождает руки из-под одеяла и обнимает его.
XVI
БОЙ
В стане Московцев,
крепостная засека, на холме над Десною. Земляные насыпи с плетнями, обломами, валами и раскатами. Пушки разных калибров: фальконеты, длинные, тонкие, толстые, короткие мортиры, средние шведки-змеевики и единороги цесарские. Горки чугунных ядер, гранат и картечи.
Два десятка младших пушкарей, под начальством старого Кузькина, выкатывают на вал мортиру Трескотуху.
Подносит фитиль к заправке и ждет приказа.
Кузькин сует фитиль, но Трескотуха не палит.
Маржарет улыбается.
Ратник убегает.
Скачут во весь опор.
Клубы дыма валят из разбитых окон замка.
Димитрий кидается в сени.
Шум сражения.
Медленно плетется раненый, с повязкой на голове, старый сотник стрелецкой дружины.
Сотник уходит.
Туренин молча крестится.
В стане Димитрия.
Он сидит на коне, под царскою, зеленого шелка, хоругвью с черным двуглавым орлом и Деисусом. О. Мисаил держит ее над ним. Тут же Марина и Митька.
ПРИМЕЧАНИЯ
|