|
Скачать FB2 |
| |
Д. С. Мережковский
Царевич Алексей
Трагедия в пяти действиях
В Петербурге и в Неаполе.
1717--1718 годы.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
В Петербурге, в доме царицы Марьи Матвеевны, угловая горница. Окна на Неву; видны голландские шпицы и низенькие мазанковые домики Петербурга-городка. Солнечный зимний день.
Царевич Алексей сидит у стола. Подьячий Докукин стоит перед ним.
Докукин шарит за пазухой и вынимает завалившиеся в карманную прореху бумаги.
Докукин подает бумаги.
Алексей вынимает листок, зажигает о горящую в углу, перед образами, лампадку, вынимает отдушник из печки, открывает дверцу, сует бумаги и мешает кочергой.
Докукин молчит.
Входит царевна Марья.
Целуются. Докукин уходит.
Молчание.
Стук в дверь.
Входит верховая боярыня Сундулея10, с двумя боярышнями и кланяется в ноги Алексею.
Сундулея уходит.
Боярышни закрывают ставни на окнах и приносят свечи.
Входит царица Марфа.
Старые верховые боярыни, комнатные бабы и мамы ведут ее под руки. Садится под образами, в золоченые кресла, подобие "царского места" с двуглавым орлом и короною.
Алексей подходит и садится на низенькую скамейку у ног Марфы.
Все уходят.
Молчание.
Тихо плачет. Алексей целует ей руки. Молчание.
Опускает голову и перебирает четки.
Занавес.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Первая картина.
В Зимнем дворце, рабочая комната Петра, тесная, похожая на каюту, загроможденная токарными станками, математическими, артиллерийскими и фортификационными приборами. В углу -- образ Нерукотворного Спаса с горящею лампадою.
Петр сидит в кресле за столом. Лицо больное. Старый, заношенный и заплатанный шлафрок, шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; исподнее платье грубого синего стамеда; чулки, старые кожаные стоптанные туфли. Алексей стоит перед ним, как солдат навытяжку, руки по швам.
Падает на колени, хочет поцеловать руку Петра; тот отдергивает ее.
Входит денщик Румянцев с рюмкой водки и кренделем на блюдце. Алексей встает. Петр пьет и закусывает. Румянцев уходит.
Молчание.
Алексей стоит, не двигаясь, опустив глаза.
Дверь чуть-чуть приотворяется, в щелку заглядывает Екатерина.
Молчание.
Подымается во весь рост. Екатерина открывает дверь, входит в комнату и подкрадывается к Петру сзади тихонько, на цыпочках.
Петр оборачивается, опускает руки и падает в кресло.
Алексей, глядя на отца в упор, сгорбившись, съежившись, медленно пятится к двери и только на самом пороге вдруг оборачивается, открывает дверь и выходит. Екатерина, присев сбоку на ручку кресла, одной рукой обнимает голову Петра, другою -- гладит волосы его26.
Петр встает, кряхтя, и, опираясь на руку Екатерины, идет к двери. Уходят. Другая дверь приотворяется. Князь Василий Долгорукий высовывает голову и осторожно оглядывается, прислушивается. Входит.
Входит Алексей.
Занавес.
Вторая картина.
В доме Алексея. О. Яков и Алексей сидят за столом.
На столе закуска н водка. Осенний день.
Входит Афанасьич.
Афанасьич уходит.
Казачок Васька приносит вещи и уходит. Алексей надевает шлафрок и ночной колпак. О. Яков закутывает ему ноги одеялом и обвязывает голову полотенцем.
Стук в дверь.
Отпирает. Входит Румянцев.
Уходит.
Молчание.
Входят Кикин и князь Долгорукий.
Долгорукий и Кикин читают. Алексей скидывает одеяло, шлафрок, колпак и полотенце. О. Яков идет к двери.
Молчание.
Кикин ставит перед Алексеем на стол чернильницу, кладет перо и бумагу.