Мережковский Дмитрий Сергеевич
Немой пророк
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Мережковский Дмитрий Сергеевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1908
Обновлено: 01/09/2014. 52k.
Статистика.
Статья
:
Критика
В тихом омуте (1914)
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Д. С. МЕРЕЖКОВСКИЙ
Немой пророк
Серия "Русский путь"
Вл. Соловьев: Pro et contra
Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей
. Антология. Т. 2
Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 2002
В журнал
е
"Минувш
и
е Годы" появились воспоминан
и
я сестры Вл. Соловьева, М. С. Безобразовой. Сами
по себ
е
довольно поверхностны
е
, они ц
е
нны и любопытны,
в виду нищенской скудости св
е
д
е
н
и
й о жизни и личности
покойн
о
го писателя. Во всяком случа
е
,
прислушаться
к ним и задуматься над ними стоит.
Благогов
е
йные ученики превозносят учителя в однообразных панегириках. Но настоящей б
и
ограф
и
и, настоящей критики, той, которая воспроизводит живое лицо не
только писателя, но и челов
е
ка, до сих пор н
е
т и,
пожалуй, еще не скоро будет. Благогов
е
н
и
е убивает
критику. Чтобы судить, надо знать; чтобы знать, надо опред
е
лить; чтобы опред
е
лить, надо ограничить, т.-е. ум
е
рить
благогов
е
н
и
е. Нельзя рисовать без т
е
ней; для рисунка
нужно не б
е
лое по б
е
лому, а черное по б
е
лому. Но этого
черн
о
го, т
е
невой стороны, никто не хочет или не может
вид
е
ть в лиц
е
Вл. Соловьева, которое, расплываясь в
ровном св
е
т
е
, остается неопред
е
ленным и незначительным. Безличное совершенство, образец христ
и
анских
доброд
е
телей вообще, велик
и
й челов
е
к
вообщ
е --
"обыкновенный необыкновенный челов
е
к", как он сам, будто
бы, см
е
ялся над собою.
Чтобы дать выпуклый образ, надо обойти предмет,
обнять его взглядом, увид
е
ть обратную сторону медали.
Лицевую сторону соловьевской медали видят вс
е
, обратну
ю --
никто.
--
Ах, мама, вы еще меня мало знаете
!--
воскликнул
он однажды в бес
е
д
е
с матерью. Кажется, с этим
восклицан
и
ем мог бы он обратиться ко всей русской
критик
е
.
Если это продолжится, то ему грозит участь многих
великих люде
й --
забвен
и
е в слав
е
, т
е
вторы
е
похороны,
которы
е
устраивают учителю ученики-могильщики.
"Брат вообще в церковь почти никогда не ходил
" --
сообщает сестра. Поразительное, ошеломляющее по
своей неожиданности сообщен
и
е. Если бы мы узнали об
этом от лица мен
е
е близк
о
го, то не пов
е
рили бы. В
самом д
е
л
е
, что это значит? Всю жизнь только и д
е
лал, что звал в церковь, доказывал, что вн
е
церкви
н
е
т спасен
и
я? Но вот звал других, а сам не шел,
говорил, но не д
е
лал. Да, что это значит? Не об
ъ
яснит
ли нам критика? Но критика только широко раскрывает
глаза от
удивлен
и
я, как добрая старая мама.
--
"Мама, ты еще меня мало знаешь!"
--
"Володя был одно время атеист
,--
не без таинственн
ого
ужаса сообщали мы друг другу в д
е
тств
е,--
продолжает вспоминать сестра
.--
Была Пасхальная ночь,
и мы вс
е
, как всегда, отправились в церковь... Брат
объясн
ил, что никуда не отправится... Он сказал это
мрачным тоном... "Когда так в
е
руешь в Христа,
нельзя быть таким мрачным в Великую Субботу,
думала я
,--
значит у него опять сомн
е
н
и
я..." Вернувшись
от утрени, я бросилась через вс
е
комнаты, чтобы похристосоваться... Хлопнула дверь из комнаты брат
а --
идет.
Оборачиваюсь к нему, протягиваю руку.
--
Христос...
И вдруг ос
е
клась.
Брат взял мою руку.
--
Ты хот
е
ла сказать: Христос воскрес! -- и почему
-
то остановилась... Ну, я отв
е
чаю теб
е
: воистину воскрес!
И, нагнувшись, поц
е
ловал меня трижды".
Но в
е
дь была же "такая минутка", когда челов
е
к,
бе
с
пред
е
льно любящ
и
й его и в
е
рящ
и
й в него, ужаснулся,
усомнился, отв
е
тит ли он: "воистину воскрес".
В воспоминан
и
ях В. Величко, напечатанных н
е
сколько л
е
т назад в "Нед
е
л
е
", ра
с
сказывается об
одной галлюцинац
и
и или "вид
е
н
и
и" Вл. Соловьева. Во
время плаван
и
я по Финским шхерам, в пароходной
кают
е
, ранним сумеречным утром, представилось ему,
будто бы на сос
е
дней койк
е
сидит кто-то маленьк
и
й, с
е
реньк
и
й, мохнатый, и смотрит на него в упор.
--
А знаешь ли ты, что Христос воскрес
?--
проговорил
Соловьев, ос
е
няя себя крестным знаменьем.
--
Воскрес-то Он, воскрес, а ты от меня все-таки
не отд
е
лаешься
!--
отв
е
тил тот и залился таким см
е
хом, что б
е
дн
ого
философа мороз подрал по кож
е
.
Может
быть, я не совс
е
м точно передаю слова
черт
а,
но смысл их именно таков. В
е
рить в
черт
а и, т
е
м
бол
е
е, вид
е
ть
черт
а --
в высочайшей м
е
р
е
неприлично
для образованн
ого
челов
е
ка нашего времени. Что Вл.
Соловьев д
е
йствительно в
е
рил в
черт
а, хотя и старался
скрыть свою в
е
ру под шуткой
,--
видно по стихотворен
и
ю
"Морск
и
е черти". И "Пов
е
сть об антихрист
е
" доказывает, что он теоретически допускал и религ
и
озно утверждал
видимое
воплощен
и
е зла. Да, неприлично. Но что
же с этим под
е
лаешь? Таково свойство оригинальных
люде
й --
нарушать прилич
и
я.
Столь же неприлично другу почтенн
ого
М. М. Стасюлевича, приват-доценту философ
и
и в Петербургском
университет
е
расхаживать по пескам пустыни у поднож
и
я
Хеопсовой пирамиды, в черном сюртук
е
и цилиндр
е
,
ожидая условленной встр
е
чи с каким-то "розовым вид
е
н
и
ем", для чего Вл. Соловьев предпринял ц
е
лое путешеств
и
е в Египет
--
брал заграничный паспорт, укладывал чемоданы, покупал билеты и
е
хал по жел
е
зной
дорог
е
, на пароход
е
, тысячи верст, как для настоящ
его
д
е
ла. Кто помнит глаза его, с их
тяжелым, до сл
е
поты
близоруким, как бы во внутрь обращенным, взором,
тот согласится, что это взор челов
е
ка, у котор
ого
были
галлюцинац
и
и или "вид
е
н
и
я", ибо справедливо зам
е
чает
Достоевск
и
й, что у нас, мож
е
т
быть, и н
е
т вовсе точн
о
го
м
е
рила, чтобы отличить
галлюцинац
и
ю от вид
е
н
и
я. Бол
е
знь?
Но кто знает, не есть ли именно бол
е
зненная повышенная
чувствительность, недоступная людям здоровым, живущим бол
е
е грубой животной жизнью
,--
необходимое
нормальное
услов
и
е для мистическ
ого
опыта, для "прикосновен
и
я к м
и
рам
иным"?
Как бы то ни было, вся эта соловьевская "чертовщина",
соловьевское "подполье" и, может
бы
ть, соловьевск
и
й
"бунт" почти никаких сл
е
дов на его философских произведен
и
ях не оставили. Тут все стройно, ясно, гладко,
даже слишком гладко, выглажено, вылощено. Ни сучка,
ни задоринки. Прозрачные кристаллы, геометрическ
ие
грани
мысли. Отточенная д
и
алектика. Торжественная симфон
и
я,
в которой разр
е
шаются вс
е
диссонансы. Исполинское
зодчество, напоминающее храм св. Соф
и
и. Но, говорят,
первый свод Соф
и
и рухнул от
землетрясен
и
я.
Об этом-то грозящем натиск
е
подземных сил
("Володя одно время был атеист"
,--
сестра хот
е
ла сказать: Христос воскрес, и вдруг "ос
е
клась")--об этом
натиск
е
Вл. Соловьев сам ничего не говорит или говорит
не словами, а мановен
и
ями, знаками, как н
е
мой. Та,
н
е
мой, несмотря на десяток томов сочинен
и
й.
Существует два рода писателей: одни, подобно Л. Толстому и Пушкину, в своих произведен
и
ях открываются,
друг
и
е, как Лермонтов и Гоголь, за ними скрываются.
Без всяк
о
го, впрочем, желан
и
я притворствовать, могли
бы они сказать о себ
е
: слова даны людям для того, чтобы
скрывать свои мысли. Кажется, к посл
е
днему роду писателей принадлежит и Вл. Соловьев. Вс
е
они бол
е
е или
мен
е
е ум
е
ют "д
е
лать хорошее лицо при скверной игр
е
".
Когда же становится не в мочь, то см
е
ющ
и
еся, подобно
Гоголю, начинают плакать, а плачущ
и
е, подобно Вл. Соловьеву
,--
см
е
яться; но даже в эти минуты величайшей
откровенности, когда, кажется, вот - вот готовы они выплакать и высм
е
ять себя до конца, окружающ
и
е подозр
е
вают
их в притворств
е
, в юродств
е
, и никто не в
е
рит ни
этому жуткому плачу, ни этому еще бол
е
е жуткому см
е
ху.
--
"Отчего говорят чернильница, а не песочница?..
Вам это не нравится. Ну, хорошо, успокойтесь... Я больше
не буду...
Н
е
сколько минут молчан
и
я, потом вдруг вопрос:
--
"Отчего говорят роза, а не п
и
он?"
Не напоминает ли это того чеховск
ого
героя, который
в ужасной тоск
е
нап
е
вал:
Та-ра-ра-бум-б
и
я,
Сижу на тумб
е
я.
Брат любил иногда говорить больш
ие
непристойности.
--
Владим
и
р, помилосердствуй при сестрах
!
-- восклицала в негодован
и
и Анна Кузьминишна (дальняя родственница).
--
Да, Володя, пожалуйста, оставь; терп
е
ть не могу,
когда начинаешь говорить сальности
,--
зам
е
чала мать
Сощурившись, брат смотрит на меня и младшую
сестру.
--
Мар
и
я, теб
е
есть 16 л
е
т?
--
Есть.
--
Ну, значит, все можешь знать, ибо достигла церковн
ого
совершеннол
е
т
и
я и получила право стать женой.
И брат начинает говорить совершенно откровенно.
Иногда это кончалось благополучно, иногда скандалом;
Анна Кузьминишна, возмущенная, вставала и уходила;
в самых р
е
дких случаях уходила и мать, а чаще обиженно и огорченно говорила:
--
Совершенно не понимаю, как это такой челов
е
к,
как ты, можешь подобны
е
вещи слушать, да еще и сам
повторять.
--
Ах, мама, вы еще меня мало знаете..."
Он очень любил Кузьму Пруткова. Члены московск
ого
шекспировск
ого
кружка сочинили театральную парод
и
ю в дух
е
Пруткова, которую разыгрывали по знакомым домам. Слушатели "с недоум
е
н
и
ем пожимали
плечами и говорили, что это Бог знает, что такое. А брат
был в восторг
е
и хохотал, не переставая".
--
"Пр
ие
зжайте к нам в четверг: шекспиристы
будут эту... галиматью свою ломать
,--
приглашал хозяин.
--
"Ну, это мн
е
не и
н
тересно
,--
отказывался гость.
--
"Постойте, Вл. Соловьев тоже будет.
--
"Играть?
--
"Н
е
т, в публик
е
, для ободрен
и
я актеров: ему
нравится, и все время он см
е
ется, знаете,
этим своим
см
е
хом
.
с
Сестра ув
е
ряет, будто бы этот см
е
х был "заразительно веселый". "Заразительный", пожалуй, как истерика, но едва ли "веселый", говорю это по собственному
точному и незабвенному воспоминан
и
ю. "От хорошей жизни
не полетишь", зам
е
чает кто-то в горбуновском ра
с
сказ
е
о мастеровом-воздухоплавател
е
. До какого одур
е
н
и
я
тоски, до какого надрыва надо было дойти, чтобы так
см
е
яться
!
Сквозь торжественную симфон
и
ю "Оправдан
и
я
добра" или "Чтен
и
е о Богочелов
е
честв
е
" мн
е
слышится
порою этот страшный
см
е
х, и чудится тогда, как в
тургеневском сн
е
: "хорошо, хорошо, а быть худу!"
"Брат в употреблен
и
и вина был иногда невоздержен. Помню, как раз хорош
и
й знакомый привез его
домой посл
е
одного ужина: брат излишне выпил, так
что рисковал не найти своего дома.
--
"В таком мерзостном вид
е
, в каком я был,
он ухаживал за мною, как самая добрая нянька, спасибо ему"...
{
Не даром любя
щ
ая память сестра так бе
с
страшно обнажает
вс
е
эти слабости любим
о
го. Пусть лицем
е
рная доброд
е
тель осудит
их; но для т
е
х, кто д
е
йствительно любит
всего
челов
е
ка (а не
любить
всего
значит совс
е
м не любить), эти мимолетны
е
т
е
ни не
искажают и не омрачают св
е
тл
ого
образа, а только приближают
его к нам, д
е
лают бол
е
е челов
е
чным и
пл
е
нительным
: если в
малом он мал, как и вс
е
мы, то в великом велик
, как
никто.
}
.
--
"А я лежал пьяненьк
и
й", как говорит Мармеладов.
Предтеча и Мармеладов, пророк и шут. Как соединить или раз
ъ
единить эти два лица?
Я отнюдь не сомн
е
ваюсь в подлинной христ
и
анской
"святости" Вл. Соловьева. Не даром в лиц
е
этого русск
ого
современн
ого
интеллигента мелькают черты Франциска Ассизск
ого
или Серг
и
я Радонежск
о
го.
"Когда у него просили, он давал все без расчету
и удержу
,--
книги, платье, б
е
лье, деньги, часто все, что
им
е
л, до посл
е
дней копейки. И случалось так: изв
е
щает брат, что тогда-то пр
ие
зжает... Проходит назначенный срок, н
е
т брата. Наконец телеграмма: "Здоров, пр
ие
хать не могу, подробности письмом". И вот
в письм
е
сообщает, что пришел к нему один б
е
дный челов
е
к, и так как не было денег, то пришлось
отдать шубу, от по
е
здки же отказаться
,--
в легком
пальто это неудобно, в виду рождественских морозов
.--
Иногда узнавали стороной, что Володя отдал новую пару,
и теперь у него только старый-престарый пиджак, в
котором выйти невозможно, в карман
е
же 20 копеек".
"Раз он пришел в полное отчаян
и
е, потому что ему
показалось, что он потерял вязаный розовый башмачок, с ноги ребенка-женщины, которую любил, и от
которой получил его в подарок. Башмачок этот,
как талисман, носил он в боковом карманчик
е
жилета у груди, изр
е
дка вынимал, любуясь, смотр
е
л на
него с улыбкой, иногда ц
е
ловал
и опять бережно прятал.
И вот вдруг хватается за груд
ь --
в карманчик
е
пусто:
драгоц
е
нный башмачок исчез.
--
Мама
!
Надежда
!
да что же это такое? Пропал мой
башмачок!
--
Ищи хорошенько!
Брат опять бросается в свою комнату, но через
н
е
сколько минут возвращается, держа в приподнятой
правой рук
е
бережно, двумя пальцами, розовый башмачок.
--
Ну, что ж ты так держишь? Чего добр
о
го, пыль
сядет: "ц
е
луй скор
е
й, и прячь на сердце".
Вот в чем б
е
да: по чьей вин
е
, Бог в
е
сть, но в
обстановк
е
современной жизни христ
и
анская святость иногда
смахивает на дон-кихотство.
--
"А отчасти немного есть тут и дури, уж признайся
,--
посм
е
иваясь, зам
е
тила Анна Кузьминишна, по поводу розов
ого
башмачка.
Брат засм
е
ялся.
- Может
быть, ваша проницательность и тут видит в
е
рно; может
быть. В всяком случа
е
, эта дурь
мн
е
настолько прирождена, а для других безобидна, что
я им
е
ю нам
е
рен
и
е остаться ей в
е
рным".
Это именно "безобидная дурь, безумная влюбленность
в прошлое, реставрац
и
я, искусственное во
с
становлен
и
е павш
е
го, т.-е. в посл
е
днем сч
е
т
е
,
реакц
и
я,
пусть невинная,
даже святая, но все-таки подлинная реакц
и
я, и есть сущность всяк
ого
дон-кихотства, которое в русском перевод
е
значит славянофильство. И в этом смысл
е
Вл. Соловьев
--
тайный славянофил, несмотря на всю свою явную
полемику с крайним правым крылом славянофильства.
Он им
е
л одно вид
е
нье,
Непостижное уму..
Воротясь в свой з
а
мок дальн
и
й,
Жил он, строго заключен.
Все безмолвный, все печальный
,
Как безумец, умер он.
"Розовый башмачок" -- безнадежная романтика прошл
о
го, желан
и
е сд
е
лать прошлое не только настоящим, но
и будущим, таково безум
и
е этого печальн
ого
рыцаря
Прекрасной Дамы
.--
"Я им
е
ю нам
е
рен
и
е остаться ей в
е
рным", р
е
шил он с гордым отчаян
и
ем, опустил забрало и "с лица стальной р
е
шетки ни пред к
е
м не подымал".
И вот иногда спрашиваешь себя: вся его религ
и
озно
-
философская система не отвлеченное ли созерцан
и
е вм
е
сто
жизненн
ого
д
е
йств
и
я, не бе
с
плотный ли символ вм
е
сто
реальн
ого
воплощен
ия --
не "розовый ли башмачок"?
Дьявольским соблазном или д
е
тской шалостью показался бы ему боевой клич анархиста Бакунина: "разрушать значит созидать". Для Вл, Соловьева как раз
наоборот: созидать значит разрушать. Все, что угодно,
только не разрушать!
Не разрушать и не созидать, а сохранять и поддерживать, подпирать валящееся здан
и
е, чинить и замазывать трещин
ы --
таков его глубочайш
и
й инстинкт. Да
будет то, чего не был
о --
этого ни за что не скажет он,
а говорит: да будет снова то, что было. Былое надежно;
будущее страшно. Страх будущ
его
--
"антихристов страх".
"Через дв
е
сти-триста л
е
т, какая будет жизнь на земл
е
!
" --
воркуют чеховск
и
е герои
.--
Через дв
е
сти-триста л
е
т
монголы завоюют Европу, начнется всем
и
рная р
е
зня,
придет антихрист, и наступит конец м
и
ра
,--
каркает
Вл. Соловьев
.--
"Хорошо, хорошо, а быть худу
!
"
Остановить, запрудить всем
и
рный поток разрушен
ия --
такова его зав
е
тная ц
е
ль. Вот для чего нужно ему возрожден
и
е, т.-е. все-таки утвержден
и
е старой церковности,
старой государственности, старой нравственности, стар
ого
быта, при чем возрожден
и
е, обновлен
и
е тут значит не
зам
е
на
ст
ар
ого
новым, а лишь новый вид, перелицовка
стар
о
го. Он
--
консерватор в высшем смысл
е
этого слова, может
быть, вообще единственный консерватор в
современной, революц
и
онной Росс
и
и, и как всяк
и
й консерватор
--
либерал, но отнюдь, не революц
и
онер. Стих
и
я революц
и
онная чужда ему нав
е
ки и безнадежно, если
не как челов
е
ку-д
е
ятелю, то как философ
у
-созерцателю.
Непрерывность вм
е
сто прерыва, преобразован
и
е вм
е
сто
переворота, эволюц
и
я вм
е
сто революц
ии --
такова его метафизическая сущность. А посл
е
дняя и единственная революц
и
я для нег
о --
переворот уже не историческ
и
й, а космическ
ий --
кончина м
и
ра.
Царь, пророк, священник
,--
в этих трех членах "теократ
и
и" пытается он во
с
становить, реставрировать три исполинск
ие
развалины среднев
е
ковья: вселенскую монарх
ию --
пред
е
л самодержав
и
я, вселенскую церков
ь --
пред
е
л православ
и
я, вселенскую догматику пред
е
л схоластики
,--
схоластики опять-таки в высшем
смысл
е
этого слова, ибо среднев
е
ковая схоластика и есть
не что иное, как величайшая, хотя и бе
с
плодная попытка всеоб
ъ
емлющ
его
религ
и
озно-философск
ого
синтеза.
Да, исполинская реставрац
и
я исполинских развалин,
напоминающая волшебное и мимолетное зодчество из
пурпура и золота, которое иногда возникает в облаках
под лучами заходящ
его
солнца.
Лучи заходящ
его
солнца, лампадный св
е
т вечерн
и
й
любил он больше, ч
е
м дневной и утренн
и
й
.--
Св
е
те
тих
и
й
,
святыя славы
...
При
ш
ед
ш
е на запад солнца
,
в
и
д
е
в
ш
е св
е
т вечерн
и
й
..
.--
вот возвратный нап
е
в,
Leitmotiv
всей соловьевской симфон
и
и.
Сознательно борется он с московским" славянофильством, этим русским продолжен
и
ем Визант
и
и; но не
даром он потомок старозав
е
тн
ого
рода священников,
сын русск
ого
историка: лицо сына, это столь непохожее
на современны
е
лица, иконописное лицо древнерусск
ого
или визант
и
йск
ого
святого, как будто вынырнуло из
той древности, которую так усердно изучал отец; яблочко от яблони недалеко падает. Как будто благочестивая, московско-визант
и
йская старина, перед т
е
м, чтобы
отойти в в
е
чность, пожелала воплотиться в современном челов
е
ческом образ
е
, и притом не гд
е
-нибудь
в затишь
е
монашеской кел
ь
и, в темных глубинах
простонародья, а на кипящей и сверкающей поверхности
жизни, среди той именно "безбожной" интеллигенц
и
и, которая с наибольшей яркостью отрекается от этой старины. В посл
е
дн
и
й раз былое противопоставило себ
е
настоящему и будущему, показало себя живо
е --
живым:
смотрите, вот кто я. Так иногда сквозь грозовы
е
тучи
заходящее солнце кидает посл
е
дн
и
й луч.
Гностицизм и прагматизм, созерцательность и действенность -- два вечно сталкивающиеся и борющиеся потока религиозной стихии. Хотя в последнем пределе религиозное созерцание и религиозное действие сливаются в одно, но до этого слияния предстоит им исчерпать все мыслимые противоречия. Уклон гностический, созерцательный есть по преимуществу уклон всего исторического и, в особенности, восточного христианства. Новому религиозному движению, которое, начавшись в западном христианстве, по всей вероятности, выйдет, рано или поздно, за пределы христианства, свойствен противоположный уклон -- прагматический, действенный. Главное утверждение современного религиозного прагматизма заключается в том, что существо догмата иррационально, с человеческим разумом несоизмеримо, что оно открывается не разуму, а воле, не ведению, а деланию. Не что-то
знать,
а чего-то
хотеть
и что-то
делать
нужно для того, чтобы постигнуть существо догмата. Догмат есть указание не на то, как надо мыслить о Боге, а на то, как надо жить в Боге {С философским и психологическим обоснованием религиозного прагматизма русский читатель может подробнее ознакомиться по замечательной книге Вильяма Джемса (William Jems) "О религиозном опыте".}. Таким образом устраняется в прагматизм главный источник средневековой и современной схоластики -- неразрешимый спор разума и веры, знания и откровения, философии и религии. По движению католических "модернистов" (от Ньюмана
1
до Леруа
2
и Луази) можно судить о том, до какой степени современный религиозный прагматизм (философская основа модернизма) по отношение к историческому христианству -- революционен. В такой же мере гностицизм, если не реакционен, то консервативен. В лучшем случае, гностицизм есть начало религиозной реформации; прагматизм -- начало религиозной революции. Римская Церковь, со свойственной ей чуткостью, догадалась об этом и в знаменитой папской энциклике о модернистах совершенно точно определила прагматизм как начало, угрожающее Церкви опаснейшей из всех революций.
Вл. Соловьев -- гностик, может быть, последний великий гностик всего христианства. Разумеется, и он утверждает религиозную действенность, прагматизм, что, впрочем, неизбежно для всякой христианской философии. Но у Вл. Соловьева созерцание первоначальнее действия, богоделание вытекает у него из богопознания, а не богопознание из богоделания, как у прагматиков. Для него сущность догмата открывается не воле сначала и потом разуму, а, наоборот, сначала разуму, потом воле. Он -- рационалист, как всякий гностик. Не божественное воление, а божественное ведение, для него религия прежде всего.
Но это именно преобладание гнозиса обращает его к прошлому, отдаляет от настоящего и будущего, от самого жизненного движения нового христианства, или, может быть,
того, что за христианством
-- от революционного прагматизма. Гностицизм и есть начало соловьевской реставрации, искусственного воскрешения старины в теократических грезах о вселенском самодержавии и вселенском православии, под верховным водительством вселенской догматики -- или схоластики, ибо гностицизм, в противоположность прагматизму, утверждает главный источник схоластики -- неразрешимый спор человеческого разума и божественного откровения.
Католические модернисты, сами того не желая, в силу революционной диалектики, которая заключена в прагматизме, -- оказались революционерами. Вл. Соловьев, может быть, тоже, сам того не желая, в силу реакционной или, по крайней мере, консервативной диалектики, заключенной в гностицизме, оказался, если не реакционером, то консерватором.
Не только революция, но и реформация, не могли бы вспыхнуть от соловьевского гнозиса, как самый плохенький пожар от самого великолепного, вечернего зарева. Реальное действие соловьевской критики на Церковь поразительно ничтожно: критика эта для православия, как жало пчелы для гиппопотамовой кожи: православие, можно сказать, и не почесалось. Л. Толстого все-таки отлучили от Церкви. Вл. Соловьева не отлучали и не благословляли, а просто не заметили, как не заметили Чаадаева, Гоголя, Хомякова, Конст. Леонтьева, Достоевского.
Воистину страшно это церковное одиночество великого учителя Церкви.
"Мы жили тогда в одном из переулков Арбата, -- вспоминает сестра. -- Окна приходились низко над землей. Пасха была поздняя, окна выставлены; вхожу в столовую и вижу: окно настежь, брат сидит на нем спиной к комнате, спустив ноги за окно на тротуар, и христосуется с грязным, пьяным нищим. А кругом собрались извозчики и смеялись, и восклицали умиленно: "Ну, что же это за барин за такой задушевный! Что это за Владимир Сергеевич!"
У него множество внешних светских друзей, или, так называемых "приятелей", но внутреннего религиозного общения -- ни с кем. Некому сказать: Христос воскрес -- кроме уличного нищего. Он сам в церкви, как этот нищий. Потому-то, может быть, он "почти никогда не ходил в церковь"".
"Громил безверие верующих, -- прославлял неверующих, -- тех беззаконников, которые, попирая законы человеческие, блюдут законы Бога", -- вспоминает сестра одну из его публичных лекций и приводит отзывы слушателей:
"Пророк! Пророк! Горел весь сам, как говорил; так и жег каждым словом. А лицо-то, что за красота! Да за одним таким лицом и голосом пойдешь на край света".
"Что он, с ума сошел? Хорош верующий! За атеистов и всех подобных заступается... Против правительства, против законного порядка... Юродствует, оригинальничает, популярности среди этих красных ищет... Чересчур смел, надо бы ему рот закрыть...""
И закрыли.
Или сам закрыл -- онемел.
И среди этой немоты порою жуткий смех:
"Отчего говорят чернильница, а не песочница? Отчего говорят роза, а не пион?"
"Тяжела работа Господня!" -- говорил он, умирая, и просил, чтобы ему не давали впадать в беспамятство, потому что "нужно молиться за евреев", может быть, и за тех "безбожников", которые, не зная имени Господа, совершают "тяжелую работу Господню".
Тут уже другое, не явное, а тайное лицо его; не прошлое, а будущее, не реставрация, а революция, ибо что же, как не революция, это утверждение, будто бы Христос не в церкви, среди верующих, а в Миру, среди безбожников. Одно такое утверждение не грозить ли разрушить всю систему отвлеченного гнозиса, как землетрясение разрушило свод Св. Софии?
Но об этой революции говорит уже не философ десятью томами, а немыми знаками немой пророк.
Будем надеяться, что тайну вещей немоты его разгадает когда-нибудь более внимательная критика, а пока согласимся, что если Вл. Соловьев, действительно, -- предтеча Новой Церкви, то не тем, что он говорил и жил, как мудрец, а тем, что молчал и "умер, как безумец".
Все безмолвный, все печальный,
Как безумец, умер он.
Вот за что мы любим его, вот чем он близок нам, -- во всяком случае, ближе, чем остроумный и красноречивый философ, -- этот безумный и безмолвный пророк.
ПРИМЕЧАНИЯ
Печатается по:
Мережковский Д. С.
Полн. собр. соч. М., 1914. Т. 16. С. 128--135. <Пропуски восстановлены по первой публикации.>
Дмитрий Сергеевич Мережковский
(1865--1941) -- писатель, литературный критик, религиозный философ. Происходил из семьи высокопоставленного чиновника, учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, участвовал в идейном оформлении символизма, стал одним из главных инициаторов неохристианского движения к "новому религиозному сознанию" и прославился объемными историческими романами, посвященными духовной проблематике. Критикуя "историческое христианство", Мережковский под влиянием философии Соловьева мечтал о революционном синтезе духовных и телесных начал бытия, языческих и христианских элементов в культуре, который должен осуществиться посредством религии "Третьего Завета", привести к органическому единству плоти и духа и блаженному "Богочеловечеству". Он был убежден в необходимости одновременных политической и духовной революций и замене традиционной монархии некой "теократией", при которой будут изжиты все противоречия между личностью и обществом. После прихода к власти большевиков Мережковский вместе с женой (З. Н. Гиппиус) эмигрировал на Запад и жил до своей смерти в Париже.
1
Джон Генри Ньюман
-- См. примеч. 3 к статье С. М. Соловьева "Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция".
2
Эдуард Леруа
(1870--1954) -- французский философ, представитель "католического модернизма", стремившийся обновить религию посредством интуитивизма А. Бергсона. Полагал, что всякая философия по сути дела является мистической, а мысль и деятельность человека коренятся в религиозной потребности.
Оставить комментарий
Мережковский Дмитрий Сергеевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1908
Обновлено: 01/09/2014. 52k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.