Мережковский Дмитрий Сергеевич
Мережковский Д. С.: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 6.46*6  Ваша оценка:


   МЕРЕЖКОВСКИЙ, Дмитрий Сергеевич [2(14).VIII.1866, Петербург -- 9.XII.1941, Париж] -- писатель, литературовед, философ. Родился в семье дворцового служащего -- столоначальника придворной конторы. Младший из шести сыновей (в семье было еще три дочери). Воспитывался в классической гимназии, был замкнут, застенчив, с товарищами сходился трудно. В гимназии начал писать стихи. В 1880 г. познакомился с Ф. М. Достоевским и С. Я. Надсоном. Последнего, вспоминал в автобиографии, "полюбил как брата". Первое стихотворение напечатал в 1881 г. в сборнике "Отклик>. В 1888 г. вышла первая книга стихов М., очень близких по своей тональности поэзии Надсона (Стихотворения. 1883--1887.-- Пб.).
   В 1884 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, увлекался позитивной философией -- Спенсером, Контом, Миллем, Дарвиным. "Но с детства религиозный, смутно чувствовал ее недостаточность, искал..." (Автобиография). Эти искания, носившие откровенно религиозный характер, а затем интерес к новейшей французской литературе определили пути дальнейшего идейно-творческого развития М. В 1889 г. он в Тифлисе познакомился с З. Гиппиус, которая вышла за него замуж. С тех пор жизнь и творчество их становятся нераздельными.
   В 90 гг. М. сходится с сотрудниками журнала "Северный вестник", вокруг редакции которого начинает формироваться первая группа русских символистов. В 1892 г. выходит второй сборник стихов М.-- "Символы (Песни и поэмы)". Стихи этого сборника, как и стихотворения первой книги, холодны, рассудочны, лишены художественной эмоциональности. Основной пафос их составляют мотивы одиночества, усталости души, равнодушия к жизни, добру и злу ("И хочу, но не в силах любить я людей: / Я чужой среди них...").
   Лирика М. не занимает большого места в поэзии начала века. Он известен прежде всего как прозаик, драматург, критик, автор работ о А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе, Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском, Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве и как автор эстетического манифеста русского символизма, основные принципы которого изложил в 1892 г. в публичных литературных лекциях, а затем в книге "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893). Обосновывая их, М. пытался объяснить учение символизма не столько со "стороны эстетической, сколько религиозной" (Автобиография). В этой работе М. символизм впервые пытался осознать себя как идейно-художественное направление, обладающее определенными мировоззренческими, а не только эстетическими качествами. М. утверждал, что русская литература находится на грани кризиса, в который завела ее гражданская тенденциозность, наследование традиций революционной демократии. Основу же искусства, утверждал М., составляет религиозное чувство, предчувствие "божественного идеализма". В книге "О причинах упадка..." М. обозначил три элемента будущей русской литературы: мистическое содержание, символизация и "расширение художественной впечатлительности в духе изощренного импрессионизма".
   В 90 же гг. М. начал писать самое значительное свое прозаическое произведение -- трилогию "Христос и Антихрист", в которой хотел выразить свои философские взгляды на историю и грядущие судьбы человечества (Ч. I -- "Отверженный" ["Смерть богов" ("Юлиан Отступик")], 1896; Ч. II -- "Воскресшие боги" ("Леонардо да Винчи"), 1901; Ч. III -- "Антихрист (Петр и Алексей)", 1905). Исторический материал и проблематика романов, как и литературно-критических исследований М., были откровенно подчинены доказательству узкой философско-мистической схемы. М. считал, что в мировой жизни существует полярность, в ней всегда боролись и борются две правды -- небесная и земная дух и плоть, Христос и Антихрист. Первая проявляется в стремлении духа к самоотречению и слиянию с богом, вторая -- в стремлении человека к самоутверждению, владычеству индивидуальной воли. В ходе истории эти два потока в предвестии будущей гармонии могут разъединяться, но дух постоянно устремлен к их высшему слиянию, которое станет венцом исторической завершенности. На таких антитезах и строились романы М. Заостряя их, он обращается к поворотным эпохам человеческой истории, когда столкновение противостоящих сил проявляется с драматической напряженностью.
   На аналогичных оппозициях строятся и литературно-критические работы М., самая значительная из которых -- исследование "Л. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество" (Т. I -- "Жизнь и творчество Л. Толстого и Достоевского", Т. II -- "Религия Л. Толстого и Достоевского"; 1901--1902). Достоевский представал у М. "провидцем духа", Толстой -- "провидцем плоти". В синтезе их художественных открытий М. предрекал последнюю, вершинную ступень человеческого познания мира -- постижение высших религиозно-мистических тайн бытия. Работа до сих пор представляет интерес конкретными наблюдениями над текстами Толстого и Достоевского. Однако интерпретируя текст, М. дает ему религиозно-мистическое истолкование даже в самых частных деталях.
   Последняя такая литературная антитеза в критических работах М.-- его книга о Некрасове и Тютчеве ("Две тайны русской поэзии", 1915). "Некрасов,-- пишет М.-- поэт общественности, Тютчев -- поэт личности" (С. 117), первый близок христианскому социализму, второй -- гениальный индивидуалист. Для М. они противоположны, но они и двойники, у них есть возможная точка схождения, она -- в боге. С такой точки зрения М. оценивал и современных ему писателей.
   После поражения первой революции М. пишет ряд работ "общественного характера": "Грядущий Хам" (1906), "Не мир, но меч. К будущей критике христианства" (1908), "В тихом омуте" (1908), "Больная Россия" (1910). Наиболее известна его работа "Грядущий Хам", направленная в своей сути против демократических элементов в современной русской культуре. После первой революции М. и З. Гиппиус несколько лет провели во Франции, по возвращении приняли активное участие в Религиозно-философском обществе, во главе которого стояли те, кто выступал против революционного марксизма. Религиозные искания М. этих лет были как бы развитием его попыток создать еще в нач. 900 гг. свое неохристианское учение -- "новое религиозное сознание". М. настаивал на религиозном оправдании культуры -- "соединении церкви с миром". Против этих идей М. резко выступил Г. Плеханов ("О так называемых религиозных исканиях в России. Евангелие от декаданса", 1909).
   После первой революции М. пишет пьесы "Павел I" (1908), "Царевич Алексей" (1920) и романы "Александр I" и "14 декабря" (1918). Они интересны в художественном отношении, но и в них читатель встречается с предельно субъективной трактовкой исторических событий и лиц.
   Октябрьскую революцию М. встретил враждебно. В 1920 г. он эмигрировал: вначале в Варшаву, где пытался искать поддержки Пилсудского в борьбе против большевиков, затем в Париж; во Франции он прожил до конца дней. В эмиграции М. создал для себя свой духовный мир, основанный на политической непримиримости к Советской России. Вместе с Гиппиус он попытался в Париже создать нечто вроде литературного салона, стремясь объединить вокруг себя эмигрантскую интеллигенцию на почве все той же "религиозной общественности". Но салон Мережковских сразу же приобрел политическую окраску, и их антисоветизм оттолкнул от них не только радикальные, но и умеренные круги русской эмиграции.
   В художественном творчестве М. в годы эмиграции все более уходит в прошлое, еще более вольно обращаясь в угоду своей историко-философской концепции с фактами истории, причем до такой степени, что издательства даже отказываются (как то было с его книгой о Древнем Египте) печатать его исторические сочинения. По своему жанру они представляют собою эссе, философские раздумья на одну и ту же тему -- о Евангелии "Третьего завета", о грядущем "Царстве Духа". Наиболее известны книги: "Наполеон" (в 2 т., 1929), "Иисус Неизвестный" (в 2 т., 1932--1933), "Павел и Августин" (1937), "Франциск Ассизский" (1938), "Жанна д'Арк" (1938), "Данте" (в 2 т., 1939).
   В годы второй мировой войны антисоветизм М. привел его к коллаборационизму.
  
   Соч.: Полн. собр. соч.: В 17 т.-- Спб.; М., 1911--1913; Полн. собр. соч.: В 24 т.-- М., 1914.
   Лит.: Белый А. Мережковский // Белый А. Луг зеленый.-- М., 1910; Брюсов В. Мережковский как поэт // Брюсов В. Далекие и близкие.-- М., 1912; Автобиография // Русская литература XX века под ред. С. А. Венгерова.-- М., 1915.-- Т. 2; Поварцов С. Траектория падения (О литературно-эстетической концепции Д. Мережковского) // Вопросы литературы.-- 1986.-- No 11.
  

А. Г. Соколов

  
   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
   OCR Бычков М. Н.
  

Оценка: 6.46*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru