МЕНШИКОВ, Меньшиков Павел Никитич [9(21).8.1809, Петербург -- 14(26).12.1879, там же; похоронен на Тихвинском кладб. Александро-Нев. лавры], драматург. Из купцов (в 1835 вместе с отцом и братьями возведен в дворян, достоинство). По окончании С.-Петерб. высшего уч-ща в 1829 определен в Особенную канцелярию мин. финансов по кредитной части в чине коллеж. регистратора. В дальнейшем служил в Мин-ве внутр. дел: младшим (1833--37), а затем старшим (1838) пом. столоначальника 1-го отд. канцелярии, чиновником по распоряжению министра (1844--47). В 1856 заседатель в С.-Петерб. палате гражд. суда, в 1860-е гг. -- в Палате уголовного суда Петерб. губ. Умер в чине статского советника.
В 1840--50-е гг. близок к кругу ж. "Современник" и "Отеч. записки", в к-рых в осн. печатался. Близко сошелся с Мих. Ал-др. Языковым (1811--85), литератором, участником кружка В. Г. Белинского, дир. Петерб. стекольного завода. В кругу знакомых (к к-рому принадлежали И. А. Гончаров, А. В. Никитенко, А. А. Краевский, А. В. Дружинин) славился гостеприимством и друж. "лукулловскими обедами" (Никитенко, III, 110). В 1857 путешествовал по Европе, в Париже встречался с Гончаровым и Никитенко (см.: Гончаров, VIII. 296--97). С 1859 член только что учрежденного Об-ва для пособия нуждающимся литераторам и ученым, в 1864 кандидат в члены К-та, в 1865--67 и 1878 чл. ревизионной комиссии об-ва. Участвовал в проведении Ломоносовского юбилея (1865).
На лит. поприще дебютировал "драматической фантазией" из жизни чиновничества "Торжество добродетели. Очерки канцелярской жизни" ("Пантеон", 1840. ч. 1, No 1/3). Тесно связанная с натуральной школой, пьеса принадлежит к переходному жанру драматизированных очерков-картин (см.: Лотман Л. M., A. H. Островский и рус. драматургия его времени, М.--Л.. 1961, с. 43). В том же году поместил в "Пантеоне" комедию "Благородные люди" (ч. 2, No 4/6; в репертуаре: 1864--68, 1887). к-рую Белинский назвал "картиной современных нравов" (IV, 291), выделив ее вместе с "Торжеством добродетели" из потока драм, произведений последних лет (ОЗ, 1840, No 7; 1841, No 1). В последующих произв. -- "драм. рассказе" "Богатая невеста" (ОЗ, 1845, No 5) отмеченном влиянием Н. В. Гоголя (Белинский, IX, 397), "истории в роде комедии" "Шутка" ("Совр." 1847, No 5; отд. изд. -- СПб., 1847 рец.: ОЗ. 1847, No 7; <В. Н. Майков> -- "Совр.", 1847, No 6), комедии "Причуды" ("Совр.", 185С No 8; рец. <A. А. Григорьева>, рано приписывавшаяся А. Н. Островскому, -- "Москв.", 1850, ч. 5, No 17, атрибутирована В. Я. Лакшиным -- ВЛ, 1958, No 6. с. 220; др. отзыв -- ОЗ, 1850, No 12, отд. VI, с. 135), пьесе "Хороший человек" ("Совр." 1855, No 10) -- М. обличает чванство, корыстолюбие и цинизм малообразованного столичного дворянства, противопоставляя ему бедных чиновников и провинциальных мелкопоместных дворян, сохранивших пылкость чувств и оригинальность ума. Сюжетной пружиной чаще становится комич. ситуация неудавшейся женитьбы (или замужества). В основе сюжета драматической фантазии "Выгодное предприятие" ("Совр." 1849, No 5) -- история лопнувших начинаний шайки дельцов-мошенников.
Критика, в целом благожелательно настроенная по отношению М. -- "умному и наблюдательному автору" ("Москв.", 1850, ч. I, No 17, отд. IV, с. 22), умеющем "подмечать живую сторону русской жизни и русской речи" (Дружинин А. В., Дневник, 1854. -- См. его кн.: Повести. Дневник, М., 1980 (с. 293), -- указывала на рыхлость композиции его пьес, размытость осн. конфликта, несоразмерность частей произв., излишнее увлечение мелочами в ущерб целостной картине и пр. Трактуя эти особенности присущие и лучшим вещам М. ("Шутка", "Причуды"), как дань "физиологическому" подходу к изображению действительности (осознававшемуся и самим автором, -- ср. жанровые определения и подзаголовки), рецензенты относили сочинения М. к "драм. рассказам", "физиологиям в драм. форме" ("Совр.", 1847, No 6, отд. III, с. 97).
В драм. сценах "Старый литератор" ("Совр.", 1852, No 4) М. пытается поставить эстетич. проблемы. Проводя в диалоге двух литераторе сравнение совр. лит-ры с лит-рой 1820-х гг. (обильно и не всегда месту цитируя критич. разборы), М. подводит к выводу о превосходстве лит-ры середины века, освободившейся от оков нормативности и значительно расширившей диапазон тем. Дружинин, отметив односторонность и поверхностность взгляда автора, отнес пьесу к самым слабым его трудам (БдЧ, 1852, т. 113).
Пьесы 1840-х гг. были переизданы М. в составе сб. "Сочинения [1840--1847]" (т. 1, СПб., 1858), куда вошла и его повествоват. проза, в т. ч. "сказка" "Умные люди", в к-рой развернуты картины жизни и быта разных гор. сословий, объединенные "сказочным" мотивом поиска умного человека. В 1861 М. опубликовал пов. "Диета души. Гельсингфорсская легенда" ("Совр.", 1861, No 4), близкую по проблематике (обличение столичного общества "на водах") и построению (растянутость сюжета, включение комич. эффектов) к его пьесам.
Лит.: Белинский (ук.): Григорьев. Театр. критика (ук.); XXV лет. 1859--1884. Сб-к... об-ва для пособия нуждающимся литераторам и ученым. СПб., 1884, с. 51, 151: Об-во для пособия нуждающимся литераторам и ученым. СПб., 1885, с. 32--33: Майков В., Критич. опыты. СПб.. 1891. с. 318: Алексеев A. Д., Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова. М.--Л., 1960 (ук.); Зограф Н. Г., Малый театр второй пол. XIX в., М., 1960, с. 571: Рус. повесть XIX в., Л., 1973 (у*.): Очерки истории рус. театр, критики. Кон. XVIII -- первая пол. XIX в., Л., 1975 (ук.): Очерки истории рус. театр. критики. Вторая пол. XIX в., Л., 1976 (ук.). + Брокгауз: Венгеров. Источ.: Метьер: ТЭ: ИРДТ; Муратова (1): Адрес-календари на 1834--38, 1845--47, 1857, 1864/65 гг. (СПб.): ПНекр.: Масанов.
Архивы: РГИА, ф. 1343, оп. 25, д. 3306 (дело о дворянстве Меншиковых, в т. ч. копия м. с.)*; ф. 777, оп. 1. д. 1592 (ценз. мат-лы -- о запрещении публ. в "Пантеоне" "драм. анекдота" "Особенное несчастье". 1841 г.) [справка B. М. Лупановой], ф. 1349, оп. 4, 1837, д. 40 (ф. с. 1837 г.) [справка А. И. Рейтблата].
К. Р. Антонов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999