(Mendelsohn) -- выдающийся писатель эпохи Просвещения, сын бедного еврейского учителя; род. 6 сентября 1729 г. в городе Дессау, умер 4 января 1786 г. Любознательный мальчик не удовлетворился приобретенными на родине познаниями и 14-ти лет от роду, хилый и болезненный, без всяких средств, отправился в Берлин, где сначала продолжал изучение талмуда. Но заря просвещения, занимавшаяся в Берлине, озарила и его, и круг его занятий значительно расширился. Несмотря на крайнюю нужду, он учился немецкому языку, читал Маймонида, Лейбница, Вольфа; не зная латинского языка, он, со словарем в руках, изучил сочинения Локка "De intellectu hominis", и таким образом положил прочное основание своим философским воззрениям. В 1750 г. его материальное положение улучшилось: он получил место домашнего учителя у купца Бернгарда, впоследствии стал у него бухгалтером, а затем и компаньоном. В 1754 г. он познакомился с Лессингом, и дружба эта, весьма плодотворная для обоих, оставалась неизменной до смерти Лессинга. В первом литературном произведении M. "Philosophische Gespräche" (1755) уже довольно ясно обрисовывается его философское направление, которому он и впоследствии оставался верен. Он является учеником и поклонником Лейбница и Вольфа, полемизирует с Вольтером, изобличает поверхностность французских философов и вооружается против привилегированных ученых берлинской академии. Здесь же выказывается его отношение к Спинозе: противник его пантеизма, он не мог не взять под свою защиту его благородную личность. Против берлинской академии, в защиту Лейбница и его системы, он совместно с Лессингом еще резче выступил в сочинении "Pope, ein Metaphysiker". В сочинении "Ueber die Empfindungen" (1755) Мендельсон является вообще последователем Баумгартена, но в отличие от него проводит резкую границу между красотой и совершенством, видя в первой нечто более низменное, обусловленное лишь внешней гармонией, между тем как совершенство заключается в разумной внутренней связи, основанной на закономерности. Удовольствие, доставляемое красотой, вытекает из смутных представлений; цель мироздания -- не красота, а совершенство; красота, таким образом, есть низшая ступень познания. Прочие эстетические работы Мендельсона помещены в "Bibliothe k der schönen Wissenschaften" и в "Briefe, die neueste Litteratur betreffend" -- изданиях его друга Николаи. В них всюду играет роль этический элемент, что было неизбежно ввиду тех практических требований, которые М. предъявлял к эстетике. Главный интерес Мендельсона сосредотачивался на вопросах религиозной философии, на вопросах о бытии Бога и о бессмертии души; им посвящены его лучшие сочинения. В 1763 г. он получил от берлинской академии премию за сочинение "Ueber die Evidenz in metaphysischen Wissenschaften", в 1767 г. выпустил в свет "Phädon oder über die Unsterblichkeit der Seele", а в 1785 г. -- "Morgenstunden", в которых изложены его основные философские взгляды, его теология и космология. Бессмертие души он доказывает следующим рассуждением: "тело не уничтожается; может ли душа, как существо простейшее, совершенно погибнуть?" Онтологическое доказательство бытия Бога у него следующее: простая возможность противоречит понятию всесовершенного существа; следовательно, Бог или невозможен, или действительно существует.
М. не был творцом философской системы, но, благодаря той искренности и душевной теплоте, которой проникнуты его сочинения, их простоте и наглядности и тому чудному и легкому языку, каким они написаны, он более, чем кто-либо, содействовал распространению деистических воззрений среди образованного общества, и в этом смысле вполне заслуживает названия популярного философа. Успех "Федона" был громадный. Помимо вышеупомянутых достоинств, это объясняется особенностями эпохи: общество, отказавшееся от слепой веры, охотно прислушивалось к голосу разума, защищавшего бытие Бога и бессмертие души. Среди немецких евреев Мендельсон был первым пионером европейского просвещения, первым, соединившим еврейство с наукой. Громадное влияние в этом отношении имел его образцовый немецкий перевод Пятикнижия и Псалмов, который, с одной стороны, дал евреям возможность познакомиться с текстом, не искаженным никакими комментариями, с другой -- послужил для них стимулом к изучению немецкого языка; еврейская молодежь перестала заниматься одним талмудом, стремление к просвещению охватило евреев не только в Германии, но и в Польше. Около М. сгруппировались и другие передовые люди из евреев, стали основывать школы, пропагандировать ремесленный труд и изменение старых форм жизни. Таким образом М., не будучи практическим реформатором, был им в значении культурно-историческом; придерживаясь строго самых мелочных религиозных обрядов, он, однако, начал разрушение стены, отделявшей евреев от европейских народов. Многое также сделал он для внешнего, политического освобождения евреев, хотя он предпочитал, чтобы голоса в пользу евреев раздавались из среды самих христиан. В 1781 г. его друг Дом напечатал наделавшую много шума книгу "Об улучшении гражданского положения евреев", а в 1783 г. М. издал свою книгу "Jerusalem oder über religiöse Macht und Judenthum" -- книгу, о которой Кант и Мирабо дали самые лестные отзывы. Здесь он высказывает свои взгляды на отношение церкви к государству, разграничивая пределы и сферы их влияний: государство требует от своих членов известных поступков, религия -- внутреннего убеждения. Государству нет дела до религии его граждан; различие в вере не должно быть препятствием к пользованию гражданскими правами. Власть церкви для М. -- нечто непонятное. Веротерпимость, свобода совести и мысли -- вот девиз, который провозглашает М. в "Иерусалиме". Приверженец теологического рационализма, М. в то же время и вполне искренне был вполне религиозным евреем. В еврейской религии, по его мнению, нет противоречия между разумом и верой; ее основы -- это основы религии разума. Еврейству откровением была дана не религия, а законодательство, был предписан церемониал, которого евреи должны придерживаться, чтобы лучше постигнуть великие основные истины своей веры. Предсмертным сочинением М. были письма "Moses M. an die Freunde Lessings" (1786), в которых он старался опровергнуть утверждение Якоби, будто Лессинг был спинозистом. "Полное собрание сочинений" М. издал его внук (Лейпциг, 1843--1844, с биографическим введением); сочинения по философии, эстетике и апологетике издал Браш (Лейпциг, 2 изд., 1881). См. еще "M. M. Ungedrucktes und Unbekanntes von ihm und ü ber ihn" (Лейпциг, 1883). На русский язык переведены: "Рассуждение о духовном свойстве души человеческой" (М., 1806) и "Федон, или О бессмертии души в трех разговорах" (М., 1841). Памятник М. поставлен в Дессау в 1890 г.
См. Kayserling, "M. M.; sein Leben u. seine Werke" (Лейпциг, 1888).
Иосиф М., его старший сын (1770--1848), вместе с братом Абрамом (1776--1835), отцом Феликса Мендельсона-Бартольди, основал в Берлине банкирский дом, которым теперь владеют их внуки и правнук. Из дочерей М. вторая, Доротея (1763--1839), сперва была замужем за купцом Фейтом, вторично за Фридрихом Шлегелем, приняла протестантство, а потом вместе со вторым мужем -- католичество. Она написала роман "Флорентин", в котором чувствуется влияние Гете, и вновь обработала рыцарские романы "Merlin" и "Lothar und Maller".
Г. Р.
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
II.
МЕНДЕЛЬСОН (Mendelssohn), Моисей (6.IX.1729, Дессау, -- 4.I.1786, Берлин) -- нем. философ и эстетик эпохи Просвещения. Род. в евр. семье, посещал талмудистскую школу; путем самообразования приобщился к европ. культуре. Деист, сторонник религ. терпимости, М. послужил прообразом героя драмы Г. Э. Лессинга "Натан Мудрый" (1779). Несмотря на тесную дружбу с Лессингом, М. принадлежал к умеренному крылу просветителей. В 1757 он участвовал в изд. первого критич. журнала в Германии "Bibliothek der schönen Wissenschaften und der freyen Künste" ("Библиотека наук об изящном и свободных искусствах"). Здесь опубл. соч. М. "Главные основания изящных наук и искусств" ("Über die Hauptgrundsätze der schönen Künste und Wissenschaften). В принципах своей эстетики М. придерживался классицизма как последователь А. Г. Баумгартена. В 1757 М. написал статью "О возвышенном и наивном в изящных науках" ("Über das Erhabene und Naive in den schönen Wissenschaften"), где утверждал, что возвышенное -- высшая степень совершенства. С 1759 Лессинг, К. Ф. Николаи и М. издавали "Письма о новейшей немецкой литературе" ("Briefe, die neueste deutsche Literatur betreffend", Tl 1--24, 1759--65). У М. есть попытка психологич. истолкования эстетич. восприятия в "Письмах об ощущениях" ("Briefe über die Empfindungen", 1755).
Соч.: Sämtliche Werke, W., 1838; Gesammelte Schriften, [Bd 1--3, 7, 11, 16], В., 1929--32; Lessing's Briefwechsel mit Mendelssohn und Nicolal über das Trauerspiel, Lpz., 1910; Moses Mendelssohn der Mensch und das Werk. Zeugnisse, Briefe, Gespräcne, В., 1929; в рус. пер. -- Рассуждение о духовном свойстве души человеческой, М., 1806; Федон, или О бессмертии души, СПБ, 1837.
Лит.:Кусков В. В., Лессинг о назначении трагедии (Полемика с Мендельсоном и Николаи в 1756--1757 гг.), "Уч. зап. ЛГУ. Серия филологич. наук", 1957, в. 37; История нем. лит-ры, т. 2, М., 1963; Kayserling M., Moses Mendelssohn. Sein Leben und seine Werke, Lpz., 1862; Goldstein L., Moses Mendelssohn und die deutsche Ästhetik, Königsberg, 1904.
И. И. Девицкий.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 765.