Мейснер Александр Федорович
Мейснер А. Ф.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Мейснер Александр Федорович // ЭНИ "Словарь псевдонимов" -- Имена.
   http://feb-web.ru/feb/masanov/man/06/man10686.htm
   
   Имя: Мейснер, Александр Федорович (29 февр. 1865 в Новгор. губ. -- 1922) -- поэт
   Псевдонимы: Генерал Топтыгин; Забиякин, Егор; Мей и Снер; Мистер Снер
   Источники:
   Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- Т. 4. -- М., 1960. -- С. 309
   

II.

   МЕЙСНЕР Александр Фёдорович [29.3(10.4).1865, с. Маслово Борович. у. Новгород. губ. -- 8 (или 9).3.1922, Пятигорск], поэт, прозаик. Из дворян (предки -- выходцы из Саксонии); род. в имении отца, пред. уездной земской управы. Первонач. образование получил дома; в 1878---80 учился во 2-й петерб. воен. г-зии, но, тяготясь строгой дисциплиной и казенщиной, приложил все усилия, чтобы быть отчисленным. В дальнейшем, не имея диплома, выполнял канцелярскую работу в губ. правлениях, уездных казначействах, в полиции.
   Печатался с 1886 -- пародийное стих. "Он и она" ("Стрекоза", No 45; подпись А. М.); началом лит. пути считал 1890, когда его стих. "Берег жизни моей" Вс. С. Соловьёв поместил в ж-ле "Север" (No 44; восп. М. о Соловьёве: "Природа и жизнь", 1903, No 49; "Ист. журнал", 1917, No 3). В 1895 оставил службу, жил в осн. в Петербурге, безуспешно пытаясь наладить отношения с редакциями, войти в лит. среду. По собств. признанию, вел довольно беспорядочный образ жизни, "отдаваясь порой даже флирту и разврату", но и "к этой сфере", по его заверению, всегда "примешивалась сложная психика" души (автобиография, 1915 -- ЦГАЛИ, ф. 1799, оп. 1, No 1; здесь же он сообщает, что с детства "мучительно думал о том, что много лет спустя прочел у Ницше", что под влиянием славянофильских настроений намеревался переменить фам. "немецкую на русскую" и т. п.). В 1897 был вынужден вновь поступить на службу, с трудом получив место акцизного чиновника в Херсон. губ., где и прожил неск. лет (Ольвиополь, Голта). В нач. 1900-х гг. вернулся в Петербург и при поддержке Соловьёва и В. П. Острогорского уже окончательно "вступил на лит. дорогу". Активно посещал собрания лит. кружка "Вечера Случевского" [см. альбом кружка -- ЦГАЛИ, ф. 518, оп. 1, No 7; а также: Азадовский К. М., Тименчик Р. Д., К биографии Н. С. Гумилёва (Вокруг дневников Ф. Ф. Фидлера). -- РЛ, 1988, No 2]. Печатал (нерегулярно) короткие рассказы, стихи (под псевд.: Генерал Топтыгин, Мистер Снер), изредка статьи в ж. "Север", "Осколки", Наблюдатель", "Вест. Европы", "Артист", "Мир божий", "Юж. записки", газ. "Свет", "Бирж, вед.", "С.-Петерб. вед.".
   Первая кн. "Стихотворения" (Самара, 1896) была отмечена (очевидно, не без усилий М.) библ. отделами прессы (1897: ЖО, No 20; СО, 25 окт.; "Кавказ", 23 апр.); отзывы имели снисходительный, а порой уничижительный характер (используя назв. раздела "Немножко мысли и музыки", газ. "Саратов. листок" -- 1897, 19 февр. -- иронизировала по поводу всей книги: "очень немного мыслей и еще меньше музыки"). К ней приложимы слова, к-рыми рецензент откликнулся на вторую кн. -- "Стихотворения. 1890--1901" (СПб., 1902; включены пер. из Сюлли-Прюдома, В. Гюго, П. Ж. Беранже, А. Мицкевича): М. "воспевал любовь, красоту и природу" и делился "не всегда новыми и глубокими мыслями по вопросам мирового порядка", показав себя поэтом с "неотрицаемым", но слишком бледным дарованием -- с одной стороны, абсолютно чуждым "гражд. тенденции", а с другой -- свободным от обязательной для большинства поэтов конца века "мировой скорби и мечты о поруганных идеалах" ("Звезда", 1902, No 11, с. 25, подпись: Иже; см. также упрек анонимного рецензента в подражательности, отсутствии "индивидуального содержания" -- РМ, 1902, No 4, с. 108; П. Ф. Якубович -- РБ, 1902, No 6, 2-й отд., с. 54--55).
   Крайняя болезненность, с какой М. реагировал на критику, приводила порой к курьезам: так, после его обращения в редакцию "Энц. словаря" Брокгауза и Ефрона с настоят, просьбой поместить о нем персональную статью (см. письмо от 6 янв. 1896 -- ИРЛИ, ф. 377, No 2354, л. 3), статья появилась в 3-м доп. томе, но о дяде М. -- А. Я. Мейснере.
   По мнению А. А. Блока, примечат. чертой М. является способность сделать предметом спонтанной поэтич. рефлексии равно состояние гор. улиц, неисправность водопровода и события рус. истории -- "Патриотические песни на рус.-япон. войну" (СПб., 1904), "Загадка бытия и др. поздние стихотворения. 1903--1906" (СПб., 1906), украденный у фланирующего в толпе поэта кошелек и вопросы веры, добра и зла ("Я говорю: Христос воскресе!" / И гимн слагаю сатане") -- "Стихи последних лет" (СПб., 1909; вкл. также цикл пер. "Отголоски Гейне") и "В паутине религий. Думы и краски. Шестая кн. стихов" (СПб., 1915: снисходит.-сочувств. отклики: В. Ю. Б. <Вентцель Н. Н.> -- НВ, илл. прил., 1915, 12 сент.;"День", 1915, 1 окт., с. 5; Н. Шульговский -- "Ежемес. журнал", 1916, No 2, с. 314). Эта способность -- "по всякому поводу... сейчас же принять позу, произнести и записать стишок" дала право Блоку назвать М. "потомком капитана Лебядкина" и категорически заявить: "Многое совсем не бесталанно, но это не поэзия... Мейснер не поэт, а бытовое явление" (VI, 338, 340; письма М. к Блоку -- ЦГАЛИ, ф. 55, оп. 1, No 328, а также "Уч. зап. Тартуского ун-та", 1975, в. 358, с. 408). Др. сб-ки М.: "Листья. Пятая книга стихов. 1909--1911" (СПб., 1912), "Ночью. Из третьей книги стихов" (2-е изд., СПб., 1913).
   В потоке беллетристики затерялась и проза М. -- рассказы, пов. "Правды ради. Из недавнего прошлого провинц. жизни" ("Север", 1909, No 1--6) и два ром. -- "В забытых дебрях. Из быта северной деревни" (СПб., 1902), "Один из Лопоуховых. Отрывки из анонимной рукописи, найденной Егором Забиякиным" ("Север", 1910, No 1--38), в к-рых он пересказывал в осн. впечатления и события собств. жизни, варьируя один и тот же психол. мотив уязвленного самолюбия или оскорбленного достоинства.
   "В забытых дебрях", посв. возвращению "блудной дочери", крест. девицы, развращенной столицей ("где она сияла звездой полусвета"), в родную деревню -- "место разума и тишины"; в основе мелодраматич. фабулы -- страстная любовь к местному помещику, сводничество ее матери, постылый брак с нелюбимым купцом-"миллионщиком", рождение внебрачного сына и т. п. "Один из Лопоуховых" -- почти неприкрытая биография самого М., где легко угадываются реальные прототипы, сыгравшие ту или иную роль в его жизни (Соловьёв, Острогорский, М. А. Лохвицкая), а в перипетиях незадачливого помещичьего отпрыска, болезненно переживающего комплекс "везде лишнего" (давно уже ставший лит. штампом), -- обстоятельства и факты биографии автора. В рукописи остались ром. "Мятежная пристань" (ЦГАЛИ), где тот же герой выбирал своей судьбой "лит. поприще", и две книги стихов (местонахождение неизвестно).
   В 1919 М. сделал безуспешную попытку напечатать собр. соч., затем перебрался в Пятигорск; последние годы жизни провел в нужде и болезнях.
   Лит.: "Вест. лит-ры", 1920. No 10, с. 11 (биогр. мат-лы); ЛН, т. 92, кн. 3, с. 103. * Некрологи, 1922: "Жизнь иск-ва", No 21; "Новости лит-ры" (Б.), No 1. Венгеров. Источ.; Смирнов-Сокольский (перепутаны Альфред Мейснер и М.); Масанов (неправильно указан м-ц в дате рожд.).
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 1799; ЦГВИА, ф 315, оп. 1, д. 364, 364 (сведения об учебе); ИРЛИ, ф. 377 (автобиография 1913 г.).

И. Е. Гитович.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru