Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Насколько слов о постановке

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Насколько слов о постановке

   Трагедия Сельвинского "Командарм 2" Очень трудна для постановки. Она истребовала и от режиссера, и от актеров большого творческого напряжения. Для того, чтобы пьеса эта "дошла" до современного зрителя, отученного драматургами от восприятия сложных сценических произведений, театру совместно с автором надо было создать новый манускрипт трагедии, назначением которого стало представить актерам сценический материал, легче доходящий до зрителя, чем тот, с которым публика успела ознакомиться на страницах "Молодой Гвардии".
   В чем же трудности: виртуозные рифмованные стихи с непривычными для театра созвучиями и богатой игрой слов, грудная экспозиция, большие монологи у одного из действующих лиц, построенные на изощренности его эрудиции, сплошное сплетение нескольких тем и многое в таком роде.
   Но все эти трудности актерам и режиссерам надо было преодолеть ради того, чтобы втянуть на сцену Сельвинского. Правильно отметил Харьковский "Пролетарий" (26 июня 1929 г.): "Командарм 2" яркое доказательство того, что тема о гражданской войне не устарела. Устарели трафаретные приемы подачи этого грандиозного материала. Современному советскому театру нужна не сотая вариация на тему "Любови Яровой", а глубокое и художественное проникновение писателя в героическую эпоху".
   Наш театр торжествует: ему удалось выйти из полосы кризиса не компромиссным союзом с так называемыми революционными драматургами, идущими по пути наименьшего сопротивления и делающими все от них зависящее, чтобы снизить качество современной советской драматургии, а вовлечением на сцену группы сильных поэтов, способных в процессе овладения крепкой новой формой, ставить веред зрителем большие проблемы нашей эпохи.
   Главная заслуга этих поэтов, начавших работать на театре, о том, что они считают пролетариат достаточно подготовленным к восприятию более сложных сценических образцов, чем те, которые преподносятся ему драматургами, идущими "в народ" в тогах культуртрегеров, призванных "поучать" и "наставлять".
   Еще о спектакле "Командарм 2".
   Работая над пьесой Сельвинского, я связал более крепкими узлами (концепцию образов Оконный -- Вера -- Петров, и эту триаду, как одно целое, я противопоставил воле Чуба. Наш театр, более решительно, чем это сделал автор, выдвигает симпатии актеров, участвующих в спектакле, на сторону Чуба и ставит Оконного, Веру и Петрова перед более беспощадным судом, чем тот, перед которым доставил их автор.
   Самыми трудными ролями в "Командарме 2" я считаю роли Оконного и Веры. Исполнитель роли Оконного (т. Коршунов) справляется о ней гораздо лучше, чем бывший исполнитель (т. Гарин). Веру исполняет Зинаида Райх, показывая один из труднейших приемов сценического искусства -- трансформацию по методу новой школы. Великолепен Боголюбов -- Чуб.
   Музыка написана В. Шебалиным, в лице которого театр обретает крупного композитора, способного давать значительные музыкальные формы не только для симфонического оркестра, но и для театра, для того "музыкального театра", созданием которого мы теперь заняты.

Вс. Мейерхольд.

"Литературныая Газета", No 24, 1929

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru